Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования слушанья, как вида речевой деятельности на уроках литературного чтения в 1 классе.
1.1Литературное слушание
1.2Технология организации уроков литературного слушания
Глава 2 Практические аспекты формирования слушанья, как вида речевой деятельности на уроках литературного чтения в 1 классе.
2.1.Урок литературного слушания в 1-м классе "В.Сутеев. «Палочка-Выручалочка»"
2.2Урок «Литературное слушание» 1 класс по программе «Школа XXI века» Н.Ф.Виноградовой
Заключение
Список литературы
Вопросы развития речи учеников относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Для школьника развитие речи имеет исключительное значение, т.к. выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
Решение проблемы развитая речи своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь идет активное формирование и совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы, а также уделяется особое внимание развитию школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. [3, с.14]. Основоположником методики обучения грамоте явился К.Д. Ушинский, который разработал и ввел - звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся начальной школы.
Его последователи Корф Н.А., Булаков Н.Ф., Тихомиров Д.И., Семенов Д.Д., Флеров В.А., Балталов И.П., Вахтеров В.П. и др., твердо придерживаясь принципов, разработанных К.Д. Ушинским, совершенствовали вопросы речевого развития младшего школьного возраста.
Психолог Н.Я. Жинкин исследовал проблему речевого развития детей, а под руководством Л.А. Люблинской проводились исследования возможностей учащихся в процессе обучения.
Значительно способствуют методике развития речи также успехи советской лингвистики, помогающей глубже проникнуть в процессы усвоения языка. Большой вклад в методику развития речи в период обучения грамоте в последние десятилетия внесли ученые, как В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько и др.
Методика развития речи в настоящее время переживает период своего обновления. Несмотря на то, что разработка входящих в нее проблем всегда занимала видное место, сегодня можно констатировать, что развитие речи как определенная область методики только начинает складываться. Интенсивный поиск в данной отрасли педагогической науки обусловлен рядом факторов. Во — первых, необходимостью повысить уровень речевой подготовки детей, а для этого усовершенствовать методику обучения.
Второе, что стимулирует работу методической мысли, - это успехи смежных наук: лингвистики и психологии. Области языкознания и теория речевой деятельности в психологии сложились и стали активно развиваться сравнительно недавно. Поиски оптимальной системы обучения речи активно ведутся сегодня. [8, с. 43].
Одним их актуальных вопросов в работе развития речи является создание системы обучения.
В методической науке неоднократно предпринимались попытки создать систему обучения речи. Е.И. Никитиной в качестве основы системы выделена совокупность речеведческих понятий. Теоретической базой для создания этой системы по развитию речи послужили исследования текста как речевой единицы в лингвистике и изучение речи как деятельности в психолингвистике.
Деятельностный подход к речи положен в основу системы, созданной под руководством Ладыженской Т.А. [12, с.59].
Анализ современных достижений в области создания системы обучения речи показывает, что усилия ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на совершенствование методики обучения.
Несмотря на то, что многие ученые занимались данной проблемой, вопрос о том, как системно построить работу по развитию речи, начиная с периода обучения грамоте, по — прежнему остается актуальной.
Цель исследования: определить условия формирования слушанья, как вида речевой деятельности на уроках литературного чтения в 1 классе..
Объект исследования: процесс развития речи первоклассников.
Предмет исследования: процесс развития речи первоклассников через слушания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологопедагогическую, лингвистическую и методическую литературу с целью установления состояния проблемы в науке и школьной практике.
2. Разработать конспекты уроков литературного слушанья в 1 классе.
В соответствии с поставленными задачами в процессе исследования нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, учебно-методических документов.
1. Бунеев, Р. Н., Капельки солнца: Книга для чтения в 1-м классе / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: «Баласс», 2014. – 208 с.
2. Бунеев, Р. Н. Маленькая дверь в большой мир: Книга для чтения во втором классе в 2-х ч. Ч. 1. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – М.: «Баласс», 2015. – 208 с.
3. Бунеев, Р. Н. В одном счастливом детстве: Книга для чтения в 3-м классе. В 2-х ч. Ч.1. / Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева. – М.: «Баласс», 2014. – 192с.
4. Бунеев, Р. Н. В океане света [Текст]: Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. Ч.1. / Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева. – М.: «Баласс», 2015. – 224с.
5. Бунеев, Р.Н. Уроки чтения в 1-м классе по книге «Капельки солнца» [Текст]: Методические рекомендации для учителя / Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В. Пронина. – М.: «Баласс», 2014. – 128с.
6. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе. [Текст] // Начальная школа. – 2015. – №7. – С. 35-36
7. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352с.
8. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров, Коджсппирова Г. М. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 176с.
9. Леонтьев, А. А. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. [Текст]: Начальная школа / А.А. Леонтьев [и др.]. – М.: «Баласс». 2015. – 288с.
10. Мазниченко, А.С. Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения [Текст] // Начальная школа. – 2015. – №7. – С. 44-46
11. Миронова, Н.А. Модели уроков литературного слушания в 1-м классе. [Текст] // Начальная школа. – 2015. –№11. – С. 39-43
12. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников. [Текст] // Начальная школа. – 2014. –№ 8. – С. 74-75
13. Сушкина, Н.В. Исследовательская работа по литературному чтению. [Текст] // Начальная школа. – 2015. – №12. – С. 84-85
14. Стефаненко, Н.А. Нравственно-этетическая оценка поступка литературного героя. [Текст] // Начальная школа. /Н.А. Стефаненко, О.Ф. Тульская. – 2015. – №11. – С. 34-39
15. Принципы группировки материала на уроках литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс] /www.edu.ru. Режим доступа: http:// www.edu.ru