Введение
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников
1.1 История развития и цели экологического воспитания дошкольников
1.2 Обеспечение знакомства дошкольников с природой и окружающей средой
Глава 2. Занятие как основная форма организации экологического воспитания дошкольников
2.1 Занятия и их роль в экологическом воспитании дошкольников
2.2 Виды и типы занятий
Заключение
Список литературы
Тема – Занятия как форма экологического воспитания дошкольников.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей.
Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – занятие как основная форма экологического воспитания.
Таким образом, цель данной работы – проанализировать занятие как основную форму экологического воспитания дошкольников.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изложить теоретические основы экологического воспитания дошкольников;
2) проанализировать занятие как основную форму организации экологического воспитания дошкольников
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников
1.1 История развития и цели экологического воспитания дошкольников
Проблема взаимоотношения человека и природы явилась предметом изучения многих мыслителей различных областей научного знания прошлого и современности.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика».
Важнейшее экологическое положение о неотделимости человека и природы и педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги как Ж.- Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистверг и многие другие мыслители, говоря о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения его облагораживающего влияния на человека.
Против узкого прагматизма и утилитаризма в отношении к природе выступали русские просветители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе.
Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности природы нашли свое отражение в деятельности отечественных методистов в области естествознания и природоведения А.Я. Герда, А.И. Бекетова, К.А. Тимирязева, Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцева и многих других. Благодаря усилиям виднейших ботаников А.Н. Бекетова и К.А. Тимирязева в школьную практику вводятся элементы самостоятельного исследования природы.
1. Бровкина Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ. сред. и высш. пед учеб.заведений./ Издат. Центр «Академия» 2000.-224 с.
2. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.
3. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду:Сценарии занятий-М.: 2004-144 с.
4. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2004 г., с. 128
6. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.-М.: 2006.-135с.
7. Николаева С.Как приобщить ребенка к природе.Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.-М.: 2003.-50с.
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.
9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
10. Охапкина Г.М., Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: Система работы. Изд-во: Скрипторий 2003. – 2008 г., 72 с.
11. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.
12. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой.Серия «Мир вашего ребенка»,- Ростов н/Д.№«Феникс», 2002.-416с.
13. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
14. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.
15. Сосновская Е. Методика ознакомления с природой.- М:Приор-издат.2005-208с.
16. Сурогевина Е., Енкевич В.Экология и мир:Метод. пособ.-М.: Новая школа,2004-46с.
17. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.