Введение
Глава 1. Проблема развития умственных способностей детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности развития умственных способностей
1.2 Психофизические особенности старшей группы
1.3 Своеобразие формирования умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Развивающие игры как средство развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Сущность и особенности развивающих игр
2.2 Особенности подбора развивающих игр в работах различных авторов
2.3 Особенности развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре
2.4 Правила использования игр
Глава 3. Работа по формированию умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложения
Тема данной курсовой работы: «Развивающие игры как средство развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.
Объектом исследования курсовой работы является процесс воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования данной работы является развитие воображения у дошкольников.
Таким образом, цель данной курсовой работы – изучить влияние развивающих игр на развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) выявить проблемы развития умственных способностей детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть развивающие игры как средство развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести практическую работу по формированию умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры;
4) сделать выводы по данной теме.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников, мало разработаны, недостаточно проведено исследование по изучению возможностей учебных предметов в плане развития воображения дошкольников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании
Глава 1. Проблема развития умственных способностей детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности развития умственных способностей
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фон задатков.
По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % . Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более - какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наделила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведение искусства, наслаждаться творчеством и т.д. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и его деятельности - вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.
Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, систематизации и анализу полученного материала, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность
1. Баймуратова А.Т. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей – Алма-Аты - 2000 - №4 – С. 12-15.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991. – С. 39.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., 1988. – С. 77.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М., "Педагогика", 1996. С. 223-257.
6. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие. – Сыктывкар, 2000 – С. 73.
7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Мн., 1994 – С. 92.
8. Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) М., Линка – Пресс, 2000.
9. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982. – С. 157.
10. Никитин Б.П. Развивающие игры – Москва – «Педагогика» - 2002 – С. 44-47.
11. О признаках одаренности//Детское творчество. – 2001. – №2, С.10
12. Поддьяков Н.Н. Воображение и мышление у детей дошкольного возраста – М.: 1999 – С. 32-33.
13. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985. – С. 48.
14. Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117.
15. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002. – С. 43.