Введение
Глава 1. Теоретические аспекты младшего школьного возраста
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Глава 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста
2.1 Понятие и структура учебной деятельности
2.2 Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности младших школьников
2.3 Анализ основных особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Заключение
Список литературы
Ведущей деятельностью детей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их, настоящей и прошлой жизнью.
В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы языка и чисел, пространства и времени, узнает самого себя как субъекта труда и познания. В учебной деятельности складываются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей.
Чем старше становится ученик, тем все большую роль в формировании личности начинает играть общественно-трудовая деятельность. Начальный школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу.
Повышенная внушаемость, впечатлительность детей, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики. Школа же и, непосредственно, преподаватель не только открывает мир перед учеником, но утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи.
В младшем возрасте обнаруживается лишь широкая область знаний, к которой у ребенка проявляется сравнительно повышенный интерес и с заданиями, и с которой он справляется успешнее. С возрастом и с усложнением учебного материала ребенка становятся более конкретными и его способности проявляются четче. Очевидно, достаточно высокий уровень развития общих способностей позволяет достигать высоких результатов в самых разных областях науки и человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – учебная деятельность младших школьников.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ особенностей учебной деятельности младшего школьника.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать общую характеристику младшего школьного возраста;
2) рассмотреть понятие и структуру учебной деятельности;
3) выявить возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности младших школьников;
4) проанализировать основные особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты младшего школьного возраста
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства.
Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая – вот что возбуждает его деятельность.
В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он – реалист. Интерес привлекает уже и то, что не обязательно должно быть дано в личном, настоящем или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, - 2000. - 240с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - 3-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. - 298с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: 2004.
4. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
5. Выготский Л.С. Кризис 7 лет. М. 1994.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника. М. 1990.
9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
11. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. М. 2003.
12. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.; Воронеж, 2000.
13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.
14. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.
15. Мир детства: младший школьник / под ред. А.Г. Хрипковой — М.: Педагогика, 2003.
16. Мухина В.С. Возрастная психология М. 2004.
17. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
18. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения школьников. Диагностика, проблемы, коррекция. — М., 2003.
19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004.
20. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
21. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2005.
22. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника М.: 1999.