Введение
Глава 1. Патриотизм как педагогическая проблема
1.1 Исследование патриотизма в работах отечественных педагогов начала XXI века
1.2 Особенности воспитания патриотизма дошкольников
1.3 Воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников
Глава 2. Формы и методы патриотического воспитания детей средней группы ДОУ
2.1 Характеристика форм и методов патриотического воспитания
2.2 Методы и результаты исследования
Заключение
Список литературы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что воспитание любви к Родине и своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотическое чувство. Необходимо сделать так, чтоб ребенок смог усвоить нормы и нравственные права на основе личностной структуры ценностей, убеждений и сделать выбор.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: патриотическое воспитание как педагогически организованный процесс.
Цель исследования: формирование патриотизма у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть патриотизм как педагогическую проблему;
2) выявить особенности воспитания патриотизма дошкольников;
3) проанализировать формы и методы патриотического воспитания детей средней группы ДОУ
Глава 1. Патриотизм как педагогическая проблема
1.1 Исследование патриотизма в работах отечественных педагогов начала XXI века
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М: ЦГЛ, 2010.
3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с.
6. Кобозева Е.В. Государственная символика как средство патриотического воспитании школьников// Вестник Новгородского государственного университета. 2008. N 45. С. 43-46.
7. Кокуева Людмила Васильевна. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.07.- Ярославль, 2002.
8. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2011.
9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.
10. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2009.
11. Петрова, Е. В. Этнопедагогическая направленность первичной социализации ребёнка-дошкольника [Текст] / Е. В.Петрова //Традиции и инновации в образовании: мат. заочн. Всеросс. науч.-практ. конф./ Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. N 6. – С. 23-29. (0,5 п. л.)
12. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез , 2009 – 72с. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
13. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.
14. Сорочук Т.А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вопросы гуманитарных наук. 2008. N 6. С. 287-288.
15. Ясева Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. N 3. С. 346-348.