Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической готовности детей к школе
1.1 Понятие социально-психологической готовности детей к школе
1.2 Основные виды готовности детей к школьному обучению
Глава 2. Анализ проблем социально-психологической готовности детей к школе
2.1 Причины неподготовленности детей к школе
2.2 Влияние детских образовательных учреждений на социально-психологическую готовность к школе
Заключение
Список литературы
Тема, анализируемая в данной курсовой работе, - «Социально-психологическая готовность детей в школе».
Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.
В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие разнообразных дошкольных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты образовательной деятельности, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и считать едва ли не с двухлетнего возраста, приводит к тому, что проблема неготовности детей к учению не только не исчезает, но остается одной из острых.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ социально-психологической готовности детей к школе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты социально-психологической готовности детей к школе;
2) проанализировать проблемы социально-психологической готовности детей к школе;
3) сделать выводы по данной теме
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической готовности детей к школе
1.1 Понятие социально-психологической готовности детей к школе
Проблема организации помощи детям, психологически не готовым к обучению в школе, имеет важное практическое значение. От ее решения зависит успешность обучения в школе значительной части детей. Школьная успеваемость — одна из острых и до сих пор не решенных педагогических задач, несмотря на многократные попытки реформирования системы образования, разработку развивающих образовательных программ, внедрение в педагогическую практику инновационных технологий, появление разных типов образовательных учреждений (государственных и негосударственных). Данный вопрос обсуждается уже на протяжении многих лет, но до сих пор перед психологами и педагогами стоит задача выявления причин школьной неуспеваемости и оказание своевременной помощи ребенку, который испытывает трудности в процессе обучения.
Теоретические и экспериментальные исследования выявили зависимость школьной успеваемости от уровня психологической готовности детей к обучению в школе. Практически в каждом классе есть два-три «трудных» ученика, доставляющие учителю, родителям и школьному психологу массу проблем. Эти дети с большим трудом усваивают материал школьной программы, они медлительны, рассеянны, быстро отвлекаются на любые, даже самые слабые раздражители. Встречаются и очень активные «трудные» школьники. На уроке они тянут руку выше всех, но отвечают невпопад, громко обижаются, если учитель обходит их своим вниманием. Эти дети неусидчивы, несобранны. У них все время что-то падает, ломается, выполнить задание на уроке они не успевают, в тетрадях записи ведут неряшливо. Эти дети по уровню своего психического развития ближе к дошкольному возрасту, чем к младшему школьному. Истоки их школьных трудностей не в процессе обучения, а в неподготовленности к нему. И прежде чем мы попытаемся ответить на вопрос о характере и содержании коррекционной работы с такими детьми, необходимо определить содержание понятия «психологическая готовность детей к обучению в школе».
1. Абраменко Н.К. Подготовка к школе. М.2003.
2. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006. - С. 13 - 15.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.,2002
4. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?.. М: — 2004
5. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 2006.
6. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником //Дошкольное воспитание. 1995 №8
7. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. – 6-е изд. — М.: Академический проект, 2001.- 94 с.
8. Вьюнов Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы.-М.,2003
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — VI.: Академический проект. 2000. — 3-е изд., — 184 с.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М: — 2003г.
11. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. М. 2007г.
12. Захарова О.Л. Проблема преемственности и адаптации к школе // Психологическая служба муниципальной системы образования: опыт, проблемы, решения. Материалы городской научно-практической конференции. – Курган, 2001. – С. 25 – 27.
13. Зинченко В.В. Как формировать социальную активность младших школьников // Начальное образование. – 2005. – № 1. С. 9 – 14.
14. Ильина М.Н., Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? — СПб.: Дельта — 2008г.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1997г.
16. Корепанова М.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации 2002г.
17. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М: — 2000г.
18. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». М: Владос — 2002г.
19. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Мн.2002
20. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе. Диагностика и коррекция.- М.,2003
21. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах / Н.В.Рыжова – Ярославль: Академия развития, 2010.
22. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. М., 1991
23. Федотова М.В. педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе. //Дошкольное образование №7, 2012г
24. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. М: — 2007.