Введение
Глава I. Теоретические основы развития связной речи у детей в процессе беседы
1.1. Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
1.2. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста в процессе беседы
Глава II. Методологические основы методики развития связной речи у детей в процессе беседы
2.1. Формирование разговорной речи в беседе
2.2. Проблемы формирования связной речи у детей на примере старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Тема данной работы: «Формирование связной речи у детей в процессе беседы».
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. И в том и в другом случае — это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Известно, что беседа — активный метод умственного воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.
Таким образом, целью данной работы является анализ формирования связной речи у детей процессе беседы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста;
2) проанализировать особенности развития связной речи детей дошкольного возраста в процессе беседы;
3) исследовать методику формирование разговорной речи в беседе;
4) выявить проблемы формирования связной речи у детей на примере старшего дошкольного возраста
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ
1.1. Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющаяся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников : уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. – Москва, 1997 – 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.
3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005 год - 106 с.
4. Громова О. Е. Речевое поведение детей раннего возраста//Логопед - №7, 2008
5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр.и доп. – М., Просвещение, 1982. – 128 с.
6. Кокорева, О.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: схемы, опорные конспекты : учеб. пособие / О.И. Кокорева. – Тула : Изд-во Тул. педун-та им. Л. Толстого, 2008. – 112 с.
7. Ромусик М. Н. Игровые приемы по развитию устной речи у неговорящих детей младшего дошкольного возраста//Детский сад от А до Я - №2, 2009
8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. Русского языка и литературы. ─ М., 1980, - 231с.
9. Тихеева Е.И Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Изд.4. - М., 1972, - с. 212
10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
11. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001
12. Фирсанова У. Ю. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи//Психолог в детском саду – 2005, №1.