Введение
Глава 1. Воображение
1.1 Понятие воображения
1.2 Виды воображения
1.3 Воображение и игра
Глава 2. Развивающие игры как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Сущность и особенности развивающих игр
2.2 Особенности подбора развивающих игр в работах различных авторов
2.3 Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в игре
2.4 Правила использования игр
Заключение
Список литературы
Тема данной курсовой работы: «Развивающие игры как средство развития умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.
Объектом исследования курсовой работы является процесс воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования данной работы является развитие воображения у дошкольников.
Таким образом, цель данной курсовой работы – изучить влияние развивающих игр на развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие воображения,
2) рассмотреть виды воображения,
3) раскрыть взаимодействие воображения и игры,
4) рассмотреть сущность и особенности развивающих игр,
5) проанализировать особенности подбора игр в работах различных авторов,
6) исследовать особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в игре,
7) изучить правила использования игр,
8) сделать выводы по данной теме.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников, мало разработаны, недостаточно проведено исследование по изучению возможностей учебных предметов в плане развития воображения дошкольников. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании
Глава 1. Воображение
1.1 Понятие воображения
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
1. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990. – С. 307.
2. Баймуратова А.Т. Опыт организации методического подхода к подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей – Алма-Аты - 2000 - №4 – С. 7-9.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991. – С. 39.
4. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981. – С. 148-150.
5. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985. – С. 3
6. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. – С. 129-131.
7. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982. – С. 157.
8. Никитин Б.П. Развивающие игры – Москва – «Педагогика» - 2002 – С. 44-47.
9. Пидкасистый П.И., Хайдаров С.Т. «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр.
10. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985. – С. 48.
11. Поддьяков Н.Н. Воображение и мышление у детей дошкольного возраста – М.: 1999 – С. 32-33.
12. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999 – С. 95
13. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 1996 – С. 142
14. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 1968 – С. 297
15. Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117.
16. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002. – С. 43.