Оценка конкурентоспособности является одной из главных задач компании, для того, чтобы разработать конкурентные стратегии.
Сегодня, когда с российского рынка ушло подавляющее большинство зарубежных конкурентов, отечественные товаропроизводители вступили в борьбу за потребителя между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
В настоящее время, для того чтобы компания была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
Для успешной конкуренции предприятия должны обладать большой гибкостью адаптации к требованиям рынка. Один из путей успешного развития небольших предприятий - многообразие ассортимента и быстрая скорость внедрения новых разработок пищевых продуктов. Однако многообразие ассортимента не всегда - путь успешного развития предприятия. Ведь зачастую представления о разнообразии и потребительской значимости продукта существенно различаются у производителей и покупателей.
Чтобы быстро и эффективно внедрять новый востребованный на рынке ассортимент продукции, необходимо комплексно подходить к разработке пищевых продуктов, привлекая специалистов из разных подразделений производственного предприятия (технологов, инженеров, маркетологов, рекламистов, финансистов, экономистов, специалистов по продвижению и продажам продукции).
Исходя из выше сказанного, целью работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на повешение конкурентоспособности продукции малого предприятия.
Данная стратегия позволит получить дополнительную прибыль организации от реализации продукции.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности ;
2. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «Мегаком»;
3. Выявить уровень конкурентоспособности продукции предприятия;
4. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности продукции ООО «Мегаком».
5. Обосновать целесообразность предлагаемого комплекса мероприятий.
Объект исследования: ООО «Мекаком»
Предмет исследования: конкурентоспособность продукции ООО «Мегаком»
Теоретической основой работы явились научные труды отечественных и зарубежных специалистов (Бородин В. А., Кленси К. Дж., Котлер Ф., Рычкова Н. В., Фараджева Е. Д. и других авторов)
Информационную базу исследования составили статистические и аналитические материалы, характеризующие развитие конкурентоспособности предприятия, интернет-издания официальных сайтов, оперативные и отчетные данные исследуемого предприятия.
В процессе проведения исследования были использованы методы статистического анализа, экономико-математический метод, системный подход, SWOT-анализ, а также методы аналитического моделирования.
Структура ВКР представлена тремя главами:
В первой главе раскрыта сущность понятия «конкурентоспособность», рассмотрены виды, факторы конкуренции, приведена систематизация и анализ основных методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия, представлен обзор современных тенденций по его совершенствованию.
Во второй главе осуществлен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мегаком», дана оценка уровня его конкурентоспособности.
В третьей главе предложена стратегия повышения уровня конкурентоспособности ООО «Мегаком», а также комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня его конкурентоспособности; осуществлен расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что внедрение предложенных мероприятий позволит ООО «Мегаком» увеличить ассортимент выпускаемой продукции, тем самым увеличится доля рынка в г. Барнауле, а также повысится уровень чистой прибыли по итогам года.
Работа написана на 63 листах и включает в себя 11 таблиц, 8 рисунок и 60 источников литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Сущность конкурентоспособности предприятия, продукции
Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, страновая. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость.
Конкурентоспособность (КСП) - способность предприятия обеспечить лучшее предложение по сравнению с товарами основных конкурентов.
Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки.
Лифиц, И.М. считает, что конкурентоспособность – это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [38]. Однако автор не учитывает то, что организации конкурируют на конкретных рынках в определенный период времени.
Просветов, Г.И определяет конкурентоспособность как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы [52]. Достоинством данного определения является то, что автор подчеркивает эффективность хозяйственной деятельности как решающий элемент конкурентоспособности организации.
1. Аверченков, И.Л. Стратегии конкурентной борьбы. Тренинги и кейсы: учебное пособие/ И.Л. Аверченков. – М.: Речь, 2013. – 224 с.
2 Азоев, Г.Л. Анализ деятельности конкурентов: учебник для вузов / Г.Л. Азоев. – М.: ГАУ, 2016. – 80 с.
3 Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и тактика: учебник для вузов / Г.Л. Азоев.– М.: ЦЭИМ, 2015. – 207 с.
4 Акишин, В.А. Конкуренция: современные тенденции, проблемы становления: учебник для вузов / В.А. Акишин, В.А. Шабашев. – М.: ЦЭИМ, 2014. – 215 с.
5 Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М. В. Беллендир. – М.: ДИС, 2015. – 128 с.
6 Акулич, И.Л. Маркетинг. Учебное пособие. / И.Л. Акулич, В.В. Тарелко – М.: Изд-во Современная школа, 2015. – 304с.
7 Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / И. Ансофф – С-пб.: Изд-во Питер, 2014. – 344с.
8 Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента : учебное пособие / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 528 с.
9 Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для торговых вузов / М.И. Баканов. – М.: Экономика, 2016. – 386 с.
10 Березин, И. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. / И. Березин – М.: Изд-во Вершина, 2014. – 480с.
11 Бородина, Е.И. Финансы предприятий / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. – 207 с.
12 Булышева, Т.С., Милорадов К.А., Халиков М.А. Моделирование рыночной стратегии компании: курс лекций / Т.С. Булышева, К.А. Милорадов, М. А. Халиков. – М.: Экзамен, 2015. – 288 с
13 Вахрушина, М.А. Управленческий анализ. / М.А. Вахрушина – М.: Изд-во Омега –Л, 2014. – 400с. 82
14 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 256 с.
15 Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин.– М.: Триада, Лтд, 2014. – 384 с.
16 Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Фирма Гардарика, 2014. – 416 с.
17 Владимирова, Т.А. Как оценить финансовое состояние фирмы: элементы методики / Т.А. Владимирова, В.Г. Соколов.– Новосибирск, 2015. – 71 с.
18 Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление. Учебник. / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин – М.: Изд-во Омега – Л, 2015. – 464с.
19 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е.П. Голубков. – М.: «Финпресс», 2014. – 416 с.
20 Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. / Р.М. Грант – С-пб.: Изд-во Питер, 2013. – 560с.
21 Григорьев, Н. Экономика и бизнес России глазами западных менеджеров/ Н. Григорьев// Директор. – 2014. – №1. – С. 23-29.
22 Грушенко, В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации: учебное пособие / В.И. Грушенко. – М.: Закон и право, 2015. – 296 с.
23 Долгов, А.И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко – М.: Изд-во Флинта, 2014. – 280с.
24 Донцова, Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 301 с.
25 Дурович, А.П. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. / А.П. Дурович – Минск: Изд-во ТетраСистемс, 2014. – 432с.
26 Захарова, Ю.А. Стратегии продвижения товаров / Ю.А. Захарова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 160 с.
27 Зулькарнаев, И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной 83 конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий./ И. У Зулькарнаев, л. Р. Ильясова// менеджмент в России и за рубежом. – 2014. №4. – С. 75.
28 Иванова, Е.И. Оценка конкурентоспособности предприятия. Учебное пособие. / Е.И. Иванова – Ростов н/Д.:Феникс, 2015. – 304с.
29 Ивашов, Е.В. Конкурент: друг или враг? Чем может оказаться полезен конкурент / Е.В. Ивашов // Управление сбытом. – 2014. – №11. – С. 28- 33.
30 Каплан, Р., Нортон, Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества: учебное пособие / О. Каплан, Д. Нортон. – М.: Олимп-бизнес, 2013. – 368 с.
31 Кеворков, В.В. Повышение конкурентоспособности компании, формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков – М.: Изд-во Российская газета, 2014. – 216с.
32 Кейлер, В.А. Экономика предприятия: курс лекций / В.А. Кейлер. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2015. – 132 с.
33 Ключникова, Е. Клиентоориентированный подход или как продавать больше, чем ваши конкуренты / Е. Ключникова // Управление сбытом. – 2014. – №8. – С.18–26.
34 Ковалева, А.М. Финансовый анализ / А.М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 341 с.
35 Колчина, Н.В. Финансы предприятий / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 413 с.
36 Левшина, О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. / О. Н. Левшина – М.: Изд-во Юриспруденция, 2015. – 176с.
37. Леефланг, Й. Позиционирование и фокусировка как основа стратегии бизнеса / Й. Леефланг // Директор. – 2014. – №7. – С. 39-46.
38. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Высшее образование, 2017. – 390 с.
39.Любушин, Н.П. Экономический анализ. / Н.П. Любушин – М.: Издво Юнити-Дана, 2015. – 424с.
40 .Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью: Учебное пособие./ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина – М.: Изд-во Омега-л, 2014. – 325с.
41 Матальцев, А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога./ А.Н. Матальцев – М.: Изд-во Альфа, 2014. – 552с.
42 Максимцов, М.М. Менеджмент: учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. – 343 с.
43 Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2014. – 288 с.
44.Минин, Е. Найти конкурента: когда соперники по рынку приносят настоящую пользу / Е. Минин // Маркетолог. – 2014. – №6. – С. 33-37.
45Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность /М.Г. Миронов.–М.: Альфа-Пресс, 2015. – 160 с.
46 Моисеев, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учебно-практическое пособие / Н.К. Моисеева.– М.: Дело, 2016. – 221 с.
47. Павлов, Н.Н. Анализ конкурентоспособности фирмы. [Электронный ресурс] / Н.Н. Павлов – Электрон.дан. М., [2014]. – Режим доступа: http://elitarium.ru/2008/09/18/analiz_konkurentosposobnosti_firmy.htlm.
48 Панкрухин, А.П. Стратегическое управление: Учебное пособие./ А.П. Панкрухин, А.А. Гапоненко – М.: Изд-во Омега-л, 2014. – 464с.
49. Портер, М.Э Конкурентоспособность. Конкуренция. Исправленное издание. / М. Портер – М.: Изд-во Вильямс, 2015. – 608с.
50 Портер, М.Э. Конкуренция: учебное пособие/ М.Э. Портер: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. – 608 с.
51 Портер, М.Э Международная конкуренция : учебное пособие / М. Портер; пер. с англ. / под ред. Щетинина В.Д. – М.: Международные отношения, 2016. – 318 с.
52 Просветов, Г.И. Конкуренция. Задачи и решения. Учебнопрактическое пособие. / Г. И. Просветов – М.: изд-во Альфа-Пресс, 2015. – 344 с.
53Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. – 495 с.
54 Стрикленд, Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. / Дж. Стрикленд – М.: Изд-во Вильямс, 2015. – 928с. 58 Уваров, В.В. Стратегический менеджмент из прошлого к будущему. / В. В. Уваров – М.: Изд-во ДиС, 2015. – 208с.
55 Успех без стратегии. Технологии гибкого менеджмента: учебное пособие / под ред. М. Розина. – М.: Альпина Паблишерз, 2014. – 336 с.
56.Уткин, Э.А. Курс менеджмента: учебник для вузов / Э.А. Уткин. – М.: Зерцало, 2016. – 448 с.
57.Фатхутдинов, Р.А. Конкуренция: теория и практика [Текст]: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. – 304 с.
58.Фатхутдинов, Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. – 290 с.
59. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент/ Р.А. 86 Фатхутдинов.– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.– 462 с.
60 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент/ Р.А. Фатхутдинов.– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.– 640 с.