Введение
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности торговых организаций
1.1 Место и роль маркетинга в деятельности организаций торговли
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности предприятия торговли
1.3 Стратегическое управление маркетинговой деятельностью торговых организаций
2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Лудинг-Новосибирск» на региональном рынке алкогольной продукции
2.1 Общая характеристика ООО «Лудинг-Новосибирск»
2.2 Оценка маркетинговой и коммуникационной деятельности ООО «Лудинг-Новосибирск»
2.3 Анализ конкурентной позиции и ситуации на рынке ООО «Лудинг-Новосибирск»
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Лудинг-Новосибирск»
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Лудинг-Новосибирск»
3.2 Оценка эффективности создания интернет-магазина для бизнеса ООО «Лудинг-Новосибирск»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
В современной экономической среде, характеризующейся высокой скоростью и непрерывностью изменений, огромное значение в развитии и процветании предприятия уделяется организации маркетинговой деятельности, то есть способности своевременно предвидеть возможные изменения и принять решения, которые позволят с максимальной эффективностью адаптироваться к их последствиям.
Условием экономического развития компаний является их активная маркетинговая деятельность на рынке, при этом жизненно важными становятся такие условия, как знание конечного потребителя, маркетинговая ориентация компании, интегрированный и комплексный подход к принятию решений, гибкость в реагировании на различные рыночные ситуации. Иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия. Крайне необходимо, производя конкурентоспособный продукт, изучать возможности и эффективность различных форм и методов продвижения и продажи товаров, выполнять работу по формированию запросов населения, повышению престижа предприятия.
Предприятия торговли в маркетинговой практике решают различные задачи, имеющие целью обеспечение рыночной устойчивости своего бизнеса. Экономический кризис показал, что и в оптово-розничной торговле необходимы новые, современные инструменты, методы и технологии управления, что обусловило бы значимость поиска новых направлений совершенствования маркетинговой деятельности торговых предприятий.
На сегодняшний день важнейшую и всё возрастающую роль в обеспечении конкурентоспособности выполняет инструментарий интернет-маркетинга. Прежде всего, это связано с растущим количеством пользователей глобальной сети и популяризацией интернет продаж. Кроме того, присутствие «бизнеса» в Интернете растёт с каждым днём. Уже сейчас практически каждая компания имеет какое-либо своё отражение в Интернете.
В связи с этим, интернет-маркетинг как одно из направлений маркетинговой деятельности предприятия, особенно важен для поддержания конкурентных позиций и реализации плана по выходу к высоким показателям бизнеса. Всё вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, а также обуславливает необходимость большого внимания к основным направлениям маркетинговой деятельности торговых предприятий.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке направлений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности торгового предприятия. Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- провести обзор теоретических основ маркетинговой деятельности торговых организаций;
- проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Лудинг-Новосибирск» на региональном рынке алкогольной продукции;
- разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Лудинг-Новосибирск» и оценить их эффективность.
Объектом проведённого исследования, результаты которого представлены в данной работе, выступает маркетинговая деятельность организаций торговли. Предметом исследования являются подходы и методы оценки эффективности маркетинговой деятельности торговых организаций.
Теоретико-методологической базой, принятой в выпускной квалификационной работы, явились теории и концепции классического и стратегического маркетинга, теория взаимодействий, концепции интернет-маркетинга, нашедшие отражение в монографиях и научных статьях отечественных и зарубежных авторов в области исследования ком¬плекса маркетинга в целом.
Методологической и методической основой решения поставленных задач является диалектический метод, принципы которого позволили выявить основные характеристики исследуемых процессов, определить основные тенденции и динамику их становления и развития. Также применялись приемы и методы маркетингового анализа, системного подхода, метод сбора и аналитической обработки информации и пр.
Информационно-эмпирической базой для написания работы послужила аналитическая информация, собранная Yandex Metrika и Google Analytics, информация Федеральной службы государственной статистики, материалы специальных обследований торговых организаций, а также мате-риалы первичной отчетности исследуемого предприятия «Лудинг-Новосибирск», осуществляющего свою деятельность на территории г. Новосибирск.
Методологические основы тео¬рии маркетинга были заложены в трудах Ф. Котлера, Г. Армстронга, Г.Л. Ба¬гиева, В. Вонг, Е.П. Голубкова, С.В. Карповой, К.П Келлера, Н.П.Кетовой, И.В.Липсиц, A.П.Панкрухина, Д. Сондерса, В.М. Тарасевич, Ф. Уэбстер. Рассматривались как зарубежный опыт, так и отдельные аспекты развития маркетинга в отечественных услонпях.
Различные аспекты маркетингового управления деятельностью предприятий в розничной торговле исследованы в трудах Акопова В.С., Афанасьева А.А., Бермана Б., Гордона Я., Городилова В.А., Здравомыслова П.И., Катькало В.С., Кротова К.В., Куща С.П., Матюшиной Т.В., Никишкина В.В., Полянского Л.Н., Радаева В.В., Рогалевой Н.А., Роздольской И.В., Тамберга В., Третьяк О.А., Хоботовой С.Н., Яненко М.Б. и др.
Вместе с тем, несмотря на множество работ по проблематике маркетинга, следует признать, что проблема управления и организации маркетинговой деятельностью торгового предприятия до настоящего времени является недостаточно разработанной как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности торговых организаций
1.1 Место и роль маркетинга в деятельности организаций торговли
Маркетинг (от английского market – рынок) – система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное, доведение товаров от сферы производства до сферы потребления.
Основной целью маркетинга является удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом. На цивилизованном рынке складывается механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса. Предприниматель, стремящийся увеличить свою прибыль, должен стимулировать спрос и привести производственно-сбытовую программу в соответствие с интересами потребителей.
Процесс маркетинг подразумевает деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в соответствии с покупательским спросом. Маркетинг вписывается в рыночный механизм, позволяя оптимизировать взаимный поиск продавца и покупателя, стимулировать спрос, использовать в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентировать производство на интересы рынка. Тем самым маркетинг снижает степень стихийности развития рынка. Он формирует систему изучения и прогнозирования рынка, обеспечивая его «прозрачность» и предсказуемость развития [24].
Сфера торгового маркетинга охватывает деятельность на рынке торгово-посреднических услуг, связанную с оптовыми перепродажами и розничной реализацией товаров конечному потребителю. Особенности такой деятельности предопределяются самим характером торговой услуги – ее своевременностью, надежностью, доступностью. Торговый маркетинг – это маркетинг торговых услуг, включающих закупку товаров и формирование торгового ассортимента в соответствии со спросом покупателей, организацию торговых процессов и обслуживание населения, предоставление информации потребителям и внутримагазинную рекламу, оказание дополнительных торговых услуг [15].
Маркетинг в розничной торговле представляет собой, с одной стороны, разновидность маркетинга коммерческого посредничества, а с другой стороны – самостоятельное направление маркетинговой деятельности. В настоящее время розничная торговля из простого посредничества между компаниями – производителями и конечными потребителями превратилась в серьезную силу, действующую на рынке. И маркетинг в розничной торговле обладает собственной спецификой, которая зависит от особенностей деятельноститоргового предприятия. Но в любом случае маркетинг в розничной торговле ориентирован на потребителя, его нужды, ожидания, предпочтения и вкусы, и направлен на максимизацию прибыли за счет наиболее полного удовлетворения покупателей [12].
Содержание маркетинга в розничной торговле определяется как характером деятельности торговой компании, так и формой организации розничной торговли, источниками поставки товаров, составом покупателей и множеством других факторов. Необходимо отметить, что основной причиной, влияющей на маркетинг в розничной торговле, является то, что розничные торговцы в современных условиях свободной торговли действуют на рынке, структура которого максимально приближена к структуре рынка совершенной конкуренции.
1 Федеральный Закон РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
2 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // СПС КонсультантПлюс
3 Стратегия развития торговли в РФ на 2010-2015 годы и на период до 2020 [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.minpromtorg.gov.ru
4 Аренков И.А. Маркетинг предприятия./Учебник. Глазов М.М., Фирова И.П. СПб.: Изд-во PI ГМУ, 2012, 28 п.л.
5 Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. - М.: «Вильяме», 2014. 232 с.
6 Ахматова М.В, Попов Е.В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. 2013. № 4. С. 39-48.
7 Бабаев А.Р, Евдокимов Н.А., Иванов А.С. Контекстная реклама. СПб.: Питер, 2013.304 с.
8 Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузом СПб.: Питер, 2012. 736 с.
9 Байков В.Д. Интернет. Поиск информации и продвижение сайтов СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 288 с.
10 Байхаджиев Р.Э. Совершенствование методических подходов к оценке конкурентоспособности торговых организаций: Автореф. дис. кан. экон. наук. -Белгород, 2012. 26с.
11 Басов А. Контекстная реклама в Интернете. Настольная книга ре-кламиста. СПб.: Питер. 2015. 224 с.
12 Белугин Ю. Н. Совершенствование деятельности торговых предприятий потребительской кооперации на основе мерчандайзинга // Сб. науч. тр. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 29–30 марта 2012 г.) СтГАУ. Ставрополь, 2012. С. 151–152.
13 Белугин Ю. Н. Управление розничной торговлей в организации потребительской кооперации : монография. Ставрополь: Фабула, 2013. 132 с.
14 Березин В.А. Управление конкурентоспособностью торгового предприятия на оптовом рынке (на примере рынка канцелярских товаров): Автореф. дис. кан. экон. наук. - Москва, 2011. 28с.
15 Бирин Ф.С. Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов. М.: ЭКСМО. 2012. 224 с.
16 Бобров Н Анализ новых тенденций в развитии розничной торговли // Маркетинг. 2014. № 2. С.83-87
17 Валеева Ю.С. Особенности инновационной деятельности российских торговых сетей//Вестник ХГАЭП. 2010. №3 (48). С. 10-14
18 Васильчук Е.С. Стратегическое развитие предприятий отрасли: проблемы и перспективы. Иваново: Иван. Гос. ун-т, 2010. 252 с.
19 Власова А.Е Оценка инновационной активности предприятий розничной торговли//Экономические и гуманитарные исследования регионов.-2011. №6. С. 192-197.
20 Возникновение и развитие интернет-маркетинга. [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://topmarketing.by.
21 Вуд М.Б. Маркетинговый план: практическое руководство по раз-работке. М.: Вильямс. 2012. 352 с.
22 Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет. Все о PR и рекламе и сети. М.: Вершина. 2013. 152 с.
23 Габидуллина Л.Х. Управление конкурентоспособностью крупных торговых сетей на региональном рынке продовольственных товаров: Автореф. дис. лок. экон. наук. - Казань, 2012. 25с.
24 Дик В.В. Электронная коммерция. М.: МФА, 2010. 376 с.
25 Екшикеев Т.К. Развитие методологии управления затратами на прин¬ципах маркетинга взаимодействия. СПб.: ИВЭСЭП, 2014. 80 с.
26 Жук Е.С., Кетова Н.П. Стратегический маркетинг. Ростов-н/Д: Изд- во Южного федерального университета. 2011. 197 с.
27 Заррелла Д. Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта. М.: Манн, Иванов и Фер- бер, 2014. 192 с.
28 Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия // Машиностроитель. 2014. № 11. С.25-28.
29 Иванов А.П., Хрусталев Е.Ю. Метод формирования и оценки конкурентной стратегии организации (финансовый аспект) // Финансовый менеджмент. 2015. № 5.С.15-19.
30 Кныш М.И. Конкурентные стратегии. — СПб., 2012. 284 с.
31 Панкрухин А.П. Маркетинг. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2015. 656 с.
32 Стелзер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиен-тов в эпоху Интернета. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2012. 288 с.
33 Сьюэлл К, Браун П. Клиенты на всю жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 240 с.
34 Семененко, Г. А. Совершенствование розничной торговли непродовольственными товарами в потребительской кооперации [Текст]: монография / Г. А. Семененко, А. В. Исаенко. Белгород : Издательство БУПК, 2014.
35 Соколов, С.А. Торговый маркетинг как эффективный инструмент продаж / С.А. Соколов // Управление продажами. 2013. № 2 (27). С. 90-95.
36 Стратегия формирования конкурентоспособности корпораций: Сб. / Под ред. Ю.М. Абаховой. — М.: Ин-т экономики РАН, 2012. 188с.
37 Теплов, В. И. Исследование факторов, влияющих на развитие торговли потребительскими товарами в регионе [Текст] / В. И. Теплов, Е. Е. Тарасова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2014. № 5. С. 5–11.
38 Теплов, В. И. Использование маркетинговых стратегий и менеджмента категорий для обеспечения конкурентоспособности розничной торговли [Текст] / В. И Теплов, Е. Е. Тарасова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2012. № 5. С. 3–13.
39 Тиницкая, О. В. Реализация товаров в магазинах потребительской кооперации и направления ее совершенствования [Текст]: монография / О. В. Тиницкая. Белгород : Кооперативное образование, 2012. 251 с.
40 Ткаченко В.И. Интернет-маркетинг//Электронный онлайн-учебник: «Маркетинг в Интернете». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/trainbus/4.html.
41 Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник. СПб: СПГУЭИФ, 2012. 197 с.
42 Федорова Л.И. Интернет-маркетинг с нуля. Как увеличить прибы-ли. М.: Омега-Л, 2014. 256_с.
43 Хомченко, А. И. Анализ спроса населения на товары и услуги в организациях потребительской кооперации [Текст] / И. А. Хомченко, Л. А. Исаенко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4(48). С. 476–483.
44 Шоннеси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. СПб.: Питер, 2011. 864 с.
45 Хайятт М. Платформа. Как стать заметным в Интернете. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 304 с.
46 Хант Б. Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей. СПб.: Питер, 2012.288 с.
47 Халилов Д.В. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. 240 с.
48 Халлиган Б., ШахД. Маркетинг в Интернете. М.: Диалектика. 2011. 256 с.
49 Хасслер М. Веб-аналитика. М.: Эксмо, 2010. 432 с.
50 Холмогоров В.И. Интернет-маркетинг: Краткий курс. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
51 Храповицкий КВ. SEO-копирайтинг. Практическое руководство по соз¬данию «правильных» текстов. Мн: Наука и техника, 2014. 304 с.
52 Чередниченко Ю.А. Маркетинг в Интернете. Сайт, который зараба-тывает. СПб.: Питер, 2012. 176 с.
53 Юрасов А.Б., Иванов А.Э. Интернет-маркетинг. М.: Горячая Линия Телеком. 2012. 246 с.