ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия пространственного мышления, его структура и специфика
1.2 Особенности развития пространственного мышления у младших школьников
1.3Роль геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1 Анализ программы по математике на предмет содержания геометрического материала
2.2 Практические задания и упражнения на развитие пространственного мышления младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основной целью развития образования является повышение его качества, доступности и эффективности. Инновационный характер образования, рост социальной мобильности и активности подрастающего поколения определяют необходимость поиска теоретических оснований и практических путей соответствия современной школы запросам общества. Одним из таких запросов является создание условий для полноценного психического развития детей при обучении. Школьники, учителя и родители получили закрепленное законом право на выбор программ, учебников, образовательных технологий.
Педагогическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, основная цель которой состоит в развитии ученика, как субъекта учения, в значительной степени отвечает задаче создания благоприятных условий для проявления и развития психического потенциала учащихся.
Однако процесс реализации систем развивающего обучения в современной отечественной школе характеризуется не только достижениями, но и некоторыми противоречиями. Так до сих пор не выявлено влияние отдельных учебных предметов на развитие высших психических функций, в частности, на развитие мышления. Наряду с этим многочисленные исследования показывают, что психические особенности детей младшего школьного возраста формируются и развиваются в зависимости от условий, в частности от содержания и методов школьного обучения. Развитие начинается с интеллектуальной сферы, и, прежде всего с мышления. Особое место здесь занимает пространственное мышление, так как оно является особым видом умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Специальные исследования Б.Г. Ананьева, JI.M. Веккера, О.И. Галкиной, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.И. Зотова, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Каплуновича, И.Лампшера, А.Н. Леонтьева, Г.И. Лернер, Б.Ф. Ломова,
Л.П. Назаровой, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманской и др. показали, что пространственное мышление формируется и активно развивается в тех формах интеллекта, которые соответствуют основным стадиям психического развития ребенка.
При наличии многообразных условий обучения актуальными являются исследования, направленные на выявление особенностей развития пространственного мышления у младших школьников, обучающихся в различных образовательных системах. Это и определило направление экспериментального исследования.
Цель моей работы: теоретически обосновать и методически обеспечить процесс формирования пространственного мышления младших школьников в процессе действий с геометрическим материалом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности развития пространственного мышления младших школьников;
2. Проанализировать содержание геометрического материала в программе по математике в начальных классах и выявить эффективные методы и приёмы работы.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также школьной программы, учебников, учебных пособий по математике для начальной школы.
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние разнообразных средств, методов и приёмов обучения на развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия пространственного мышления, его структура и специфика
Проблема развития пространственного мышления школьников считается ни такой уж и новой для методики обучения математике, она актуальна уже не одно столетие. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времени Ф. Клейна(1849-1925) изменилось относительно не много в решении этой проблемы. Исследования, которые провела И.С Якиманская в 1954-1955гг. и в 1974-1975гг. не обнаружили никаких существенных изменений в развитие пространственного мышления у современных школьников и студентов, которые обучались несколько десятков лет назад.
По-прежнему большая часть учащихся как школьников, студентов так и молодых рабочих испытывают большие и даже непреодолимые трудности в оперировании пространственными образами при решении различных учебных и производственно-технических задач. Значительное внимание уделялось проблеме развития пространственного мышления при обучении математике и другим предметам в исследованиях по методике математике 1950-1970гг. (Г.Г.Маслова, Р.С Черкасов, Н.Ф. Четвертухин и др.)[1]
Все исследователи предлагали личный, новый, взгляд на рассматриваемую проблему.
С помощью этого они расширили ее и все результаты исследования проблемы были внедрены в педагогическую практику и активно применялись учителями в процессе обучения. Однако, когда усилилась логическая часть курса математики и стремление простроить курс на строго дедуктивной основе привело к тому, что проблема развития пространственного мышления отодвинулась на задний план, что пагубно сказалось на результатах обучения.
1 Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы/ Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина. – 11-е изд. – М.: АЙРИС-пресс,2015. – 128 с.
2. Горшкова, О.Д. Начальная школа. Математика. Нестандартные задания 1 – 4 классы / О.Д. Горшкова. – М.: Первое сентября,2015.– 318 с.
3. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. – 2015. –№1. – С. 41 – 45.
5. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 2012. – 63с. 6. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович/ / Вопросы психологии. –2014. –№1. – С.60 – 68.
7. Мацько, Н.Д. Формирование пространственных представлений учащихся 1- 5 классов в процессе обучения: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. –М, 2015. –20 с.
8. Пичугин, С.С. Организация творческой работы с геометрическим материалом// С.С. Пичугин // Начальная школа. – 2017. – № 4. – С. 49.
9. Подходова, Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников / Н.С. Подходова// Начальная школа. – 2014. –№1. – С. 90 – 92.
10.Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: учебное пособие / Н. Б. Истомина, Л. Г. Латохина, Г. Г. Шмырева. –М.: 2013. – 175 с.
11.Пышкало, А.М.Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с.
12.Сутягина, В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике / В.И.Сутягина // Начальная школа. – 2012. – № 11.– С. 31.
13.Шадрина, И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии / И.В. Шадрина // Начальная школа. – 2011. – №10. – С. 37 – 47.
14.Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах:Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М.:Школьная Пресса,2012. – 96 с.
15.Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика-пресс,2017. – 359 с.
16.Якиманская, И.С.Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика 2014 – 239 с