Введение
Глава 1. Требования к разработке систем уроков
1.1 Урок как целостная система
1.2 Структура урока
1.3 Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
Глава 2. Разработка системы уроков по биологии для 6 класса
Заключение
Список литератур
Тема курсовой работы: «Разработка систем уроков».
Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Собственно словосочетание “педагогическая технология” является неточным переводом английского “an educational technology” - “ образовательная технология”.
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической Среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.
Человеческая психология - важный фактор в развитии технологии, так же, как коммуникации и информационный обмен. Исторически образовательная технология развивалась и действовала тактически, а не стратегически. Единственный же путь создания чего-либо ценного в образовательной технологии - это разработка общей стратегии.
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
- некоторого представления планируемых результатов обучения;
- средств диагностики текущего состояния обучаемых;
набора моделей обучения;
- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Таким образом, целью курсовой работы является исследование процесса разработки систем уроков.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть урок как целостную систему;
2) раскрыть структуру урока;
3) проанализировать этапы планирования урока и подготовки к нему учителя;
4) предложить разработку системы уроков на примере уроков по биологии для 6 класса;
5) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Требования к разработке систем уроков
1.1 Урок как целостная система
Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Типология уроков.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
2. Воспитание шестой класс /под ред. Осипова М.П., Мн., 2003/
3. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Под. ред, Каплуновича И.Я., Пушкина Т.А., Фридмана Л.М. – М.: Просвещение, 1988.
4. Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
5. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001. –С. 25.
6. Система сценарных разработок уроков по биологии 6 класс. Учебник: Пасечник В.В. Биология, 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2005.
7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь школьнику. Т.Ц. Сфера 2002. – С. 43