Введение
Глава 1. Наглядность и ее роль в обучении
1.1 Понятие и сущность наглядности
1.2 Функции наглядного материала
Глава 2. Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала на уроке математики
2.1 Значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах
2.2 Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике
2.3 Изготовление наглядных пособий учащимися
Заключение
Список литературы
Тема настоящей курсовой работы: «Разработка и изготовление наглядных пособий для изучения».
На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.
Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.
Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира”, поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.
Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Таким образом, целью данной работы является анализ разработки и изготовления наглядных пособий для изучения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность наглядности;
2) выявить функции наглядного материала;
3) раскрыть значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах;
4) рассмотреть виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике;
5) проанализировать процесс изготовления наглядных пособий учащимися;
6) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Наглядность и ее роль в обучении
1.1 Понятие и сущность наглядности
Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.
Формирование умения наблюдать у учащихся помогает обеспечить более эффективное усвоение новых знаний при применении принципа наглядности обучения. Очевидно, процесс обучения не должен строиться лишь по принципу, когда учащиеся принимают информацию, которую сообщает на уроке учитель; «процесс обучения должен быть организован как активная мыслительная деятельность учащихся». Экспериментальные исследования показали, что существенным компонентом процесса принятия решения является манипулирование образом ситуации, сложившейся на основе ориентировочно-исследовательской перцептивной деятельности. Необходимость перевода проблемной ситуации во внутренний план для процесса принятия решения свидетельствует о чрезвычайной важности правильного подхода к исследованию принципа наглядности обучения. Использование наглядности в обучении должно направлять не только процесс создания образа ситуации, но и процесс переструктурирования этого образа в соответствии со стоящей задачей. Последовательность использования наглядных пособий на уроке должна направлять деятельность учащихся по созданию модели изучаемого материала.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
2. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
3. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
4. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
5. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
6. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.