Введение
Глава 1. Сущность и виды методов педагогического исследования
1.1 Этапы педагогических исследований
1.2 Метод наблюдений
1.3 Метод беседы и интервью
1.4 Метод тестирования
1.5 Метод анкетирования
1.6 Метод рейтинга
1.7 Метод обобщения независимых характеристик
Глава 2. Исследование мотивации учеников начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование методом анкетирования
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы: «Методы педагогического исследования, его цели, логика и основные принципы».
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.
К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование методов педагогического исследования, его цели, логики и основных принципов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и рассмотреть виды методов педагогического исследования;
2) провести исследование мотивации учеников начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование методом анкетирования;
3) сделать выводы по данной теме.
Глава 1. Сущность и виды методов педагогического исследования
1.1 Этапы педагогических исследований
Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.
Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам обработки и анализа данных.
Задача исследователя состоит в том, чтобы не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов.
Важно подчеркнуть, что методы исследования выбираются с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике.
Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М: Педагогика, 1982, стр. 75
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1998, стр. 94
3. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: М.: 2001 – С. 70.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-20001//Школьные технологии.-2003.-№5.-С.85-96.
6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999.
7. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.
8. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М: Педагогика, 1987. — 144 с.
9. Учебник. Педагогика: под ред. В.А.Сластенина – М.: 2000 – С. 34.