Введение
Глава 1. Сущность и виды методов педагогического исследования
1.1 Этапы педагогических исследований
1.2 Метод наблюдений
1.3 Метод беседы и интервью
1.4 Метод тестирования
1.5 Метод анкетирования
1.6 Метод рейтинга
1.7 Метод обобщения независимых характеристик
Глава 2. Исследование лидерства в классе методом тестирования
Заключение
Список литературы
Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и прие-мов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.
Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Таким образом, цель курсовой работы – анализ методов педагогического исследования.
Глава 1. Сущность и виды методов педагогического исследования
1.1 Этапы педагогических исследований
Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.
Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования, источникам накопления информации, способам обработки и анализа данных.
Задача исследователя состоит в том, чтобы не формально применять весь набор известных методов, а для каждого этапа определять свой оптимальный комплекс методов.
Важно подчеркнуть, что методы исследования выбираются с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой, а не путем простого перечисления всех известных методов в педагогике.
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М: Педагогика, 1982, стр. 75
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1998, стр. 94
3. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: М.: 2001 – С. 70.
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-20001//Школьные технологии.-2003.-№5.-С.85-96.
6. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999.
7. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. - Орловский государственный технический университет. - Орел, 2000. - 145 с.
8. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М: Педагогика, 1987. — 144 с.
9. Учебник. Педагогика: под ред. В.А.Сластенина – М.: 2000 – С. 34.