Введение
1. Особенности методики работы над рассказом на уроках литературного чтения
1.1 Метод моделирования, как основа методики работы над рассказом
1.2 Работе с рассказом в начальной школе
2. Использование моделирования при работе над рассказом
2.1 Вспомогательные средства в обучении учащихся младшего возраста
2.2 Использование моделирования в обучении школьников составлению рассказа по картинке
2.3 Использование метода моделирования в процессе работы с учащимися младшего школьного возраста
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность и значимость темы «Методика работ над рассказами на уроках литературного чтения в начальной школе» определяется тем, что в основе Стандарта образования положен системно-деятельностный подход, предполагающий, что результаты образования включают:
- результаты предметные;
- результаты метапредметные;
- результаты личностные.
При этом, метапредметные результаты в освоении основной образовательной программы начального общего образования предполагают отражение использования знаково-символических средств в представлении информации при создании модели изучаемого объекта и процесса, а так же схем по решению практических и учебных задач.
Один из наиболее перспективных методов в реализации умственного воспитания – метод моделирования. Это связано с тем, что мышление младшего школьника имеет предметную образность и наглядную конкретность. Метод моделирования дает педагогу дополнительные возможности умственного воспитания, в том числе, в процессе работы над рассказом.
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе, ориентирован на формирование и совершенствование у учащегося младшего школьного возраста, всех видов речевой деятельности, включая чтение, слушание, письмо, говорение, различных видов пересказа. При этом, моделирование есть средство в достижении метапредметных результатов, и может быть эффективно использовано на уроках литературного чтения, в частности в работе над рассказом. Вследствие этого, тема нашего исследования в достаточной степени актуальна.
Степень научной исследованности темы. Данный вопрос использования моделирования в обучении усилено развивается в психолого-дидактических исследованиях последних десятилетий. Труды авторов, которые были использованы в подготовке настоящего исследования, приведены в списке использованной литературы.
Целью данной работы является исследование методики работы, с использованием моделирования в процессе работы над рассказами на уроках литературного чтения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд последовательных задач:
- исследовать особенности методики работы над рассказом на уроке литературного чтения у младших школьников,
- проанализировать использование моделирования при работе над рассказом.
Объект исследования: методика работы над рассказом в процессе формирования умении и навыков в работе младших школьников над рассказом,
Предмет исследования: методические условия в использовании моделирования в работе младших школьников над рассказом.
В работе были использованы научные методы: анализ; систематизация и обобщение исследуемых материалов; подбор методик диагностики и проектирование.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (ред. от 25.03.2015.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года N 1353
2. Короткова Н. В. Моделирование на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2011 – №11. – С. 76 – 80
3. Начальная школа XXI века, идеи, поиски, решения /под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Прогресс 2004 – 320 с.
4. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа. – 2002. – N 1. – С.73.
5. Ордынкина И.С. Дифференциация обучения // Начальная школа. – 2002. – N 10. – С.70.
6. Словарь русского языка. Под ред. – М.: Наука. 2014 – 580 с.
7. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапоцевич Е.С, – Минск.: Современное слово, 2001. – 928с.
8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Д/в. – 1990. – №10.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагокика,1978 – 240 с.