Актуальность. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темп чтения, правильность и выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого).
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного, смыслового чтения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи обучения и развития младших школьников, согласно которым педагогам требуется сформировать у учащихся универсальные учебные действия (УУД).
Наряду с УУД, немаловажным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. В России также разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» на период до 2025 года, основой для которой, послужила идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетенции в рамках возрастающей потребности страны в повышении интеллектуального потенциала нации.
Многие педагоги основной школы сталкиваются со следующими проблемами: многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий; очень часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и из-за неправильного интонирования; дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном; затрудняются кратко пересказать содержание; при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания; для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера.
В разное время проблему навыков смыслового чтения с различных научных точек зрения изучали Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А.Мосунова, А.Г.Асмолов, М.П.Воюшина, Т.Д.Полозова и др. Ученые рассматривали особенности протекания и формирования процесса смыслового чтения, исследовали развитие у школьников психических процессов, связанных с навыками смыслового чтения.
Объект исследования: смысловое чтение в средней школе на уроках безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: обучение смысловому чтению в средней школе на уроках безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить обучение смысловому чтению в средней школе на уроках безопасности жизнедеятельности.
Задачи исследования:
– раскрыть понятие смысловое чтение в психолого-педагогической литературе;
– раскрыть методические основы обучения смысловому чтению в средней школе на уроках безопасности жизнедеятельности;
– провести опытно-экспериментальную работу по обучению смысловому чтению в средней школе на уроках безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: обучение смысловому чтению в средней школе на уроках литературы будет эффективно, если будет разработан комплекс уроков в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности», предполагающих работу над навыками смыслового чтения учащихся, использованием приемов технологии развития критического мышления, а также с учетом личностных особенностей учащихся при подборе заданий.
Методы исследования:
– теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования:
– эмпирические тестирование, обобщение и систематизация данных эксперимента.
Научное значение работы состоит в систематизации и обобщении теоретических материалов по изучению проблемы формирования смыслового чтения у школьников.
Практическое значение работы состоит в разработке и апробации методических материалов (заданий) для организации систематической работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках ОБЖ в 7 классах.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, а также приложений.
В первой главе рассматриваются требования ФГОС к организации процесса обучения в современной школе, в частности, необходимость формирования у обучающихся навыков смыслового чтения, раскрывается сущность и понятие смыслового чтения, а также его место и значение в системе метапредметных результатов обучения, характеризуются методические аспекты формирования смыслового чтения на уроках ОБЖ, типология текстов, основные стратегии чтения, а так же конкретные приёмы формирования навыков смыслового чтения у школьников.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по формированию смыслового чтения в процессе обучения курсу ОБЖ, содержание и этапы работы, анализ результатов и выводы.
Глава 1 Технология смыслового чтения как способ формирования познавательной активности у обучающихся
1.1 Формирование понятия смысловое чтение в системе школьного образования
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования важнейшим аспектом выступают требования к результатам освоения основной образовательной программы, среди которых ключевое значение имеют метапредметные результаты.
Одной из целей современного общего образования является развитие метапредметных навыков, которые необходимы каждому учащемуся, чтобы быть готовым к личностному и профессиональному самоопределению, саморазвитию, успешному решению жизненных задач. К таким навыкам, без сомнения, относится смысловое чтение.
В современной образовательной среде смысловое чтение подразумевает осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели (например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; Воспитание и развитие личности в современном социуме свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка средств массовой информации [2, с. 90].
Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно качественное обучение практически по всем школьным предметам, а в дальнейшем успешное освоение выбранной профессии. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умения учеников работать с разнообразными источниками информации, извлекать, преобразовывать информацию, представленную в различных формах, то без навыков смыслового чтения невозможно продуктивно учиться. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных как требования ФГОС на каждой ступени школьного образования.
Таким образом, вопрос формирования и развития смыслового чтения в общеобразовательной школе приобретает особую актуальность. Так как чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий (далее – УУД).
Например, [12, c. 39]
- в личностные действия входит мотивация чтения;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – умение выделять существенную информацию в различных текстах, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты с выделением различных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- в коммуникативные УУД – умение адекватно передать информацию, отображать предметное содержание в речи.
Смысловое чтение способствует развитию логического и абстрактного мышления, оперативной памяти, творческого воображения, концентрации внимания. Многие проблемы в учебе современных школьников связаны с тем, что они мало читают. Следствием этого является снижение грамотности и формирование скудного словарного запаса.
Некоторые учащиеся с трудом формулируют свои мысли, не могут задать вопрос учителю по теме, так как не понимают основной смысл прочитанного или услышанного. Для решения таких проблем в общеобразовательной школе необходимо создавать систему работы по формированию и развитию навыков смыслового чтения на всех ступенях образования.
Начинать надо буквально с первого класса, поскольку смысловое чтение является основной базой для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования метапредметные результаты ученика должны отражать «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной форме» [3, с. 6].
Именно чтение дает возможность младшему школьнику открывать для себя новые знания. В начальной школе важно не просто освоить технику чтения, но и необходимо понимать суть прочитанного, уметь пересказать, выделить основную мысль.
По словам Я.А. Коменского, «читать и не понимать – то же, что совсем не читать» [6]. Ученик, читающий осмысленно, быстрее решит задачу по математике, чем тот, который читает медленно и не понимает смысл прочитанного. Когда ребенок осмысленно читает, у него развивается воображение.
В результате развивается устная, а затем и письменная речь. В.А. Сухомлинский отмечал: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» [6]. В течение четырех первых лет учебы у младших школьников закладываются основы смыслового чтения, но процесс формирования осмысленного чтения на этом не заканчивается.
Формирование познавательных УУД, в том числе смыслового чтения, проходит четыре этапа.
На первом этапе действия выполняются по образцу, на втором этапе ученик выполняет действия с помощью наводящих вопросов учителя, на третьем – школьник может самостоятельно составить алгоритм или памятку для выполнения заданий, и на четвертом этапе учащийся осуществляет самостоятельный осознанный выбор выполнения своих действий, может их пояснить, обосновать, объяснить другому.
В зависимости от того, на каком этапе формирования УУД находятся учащиеся, педагог должен по-разному строить свою работу. За начальный период обучения важно пройти два первых этапа овладения универсальными способами, а для ряда УУД – выйти на третий этап. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД: от освоения способа через образец до применения осознанного способа в контексте конкретной учебной задачи [1, с. 33].
ФГОС основного общего образования включает в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, потому что одним их главных источников развития личности является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В основной школе навыки смыслового чтения, полученные в начальных классах, должны развиваться и совершенствоваться.
Работа с текстами должна присутствовать в той или иной форме практически на каждом уроке. Школьники должны научиться работать как со сплошными, так и с несплошными текстами [11, c. 85].
В процессе обучения в основной школе ученикам необходимо предоставить возможность поработать с такими сплошными текстами, как описание (художественное, техническое), повествование (рассказ, отчет, репортаж), объяснение (рассуждение, резюме), аргументация (обоснование, комментарий), инструкция (указание к выполнению работы); а также с несплошными текстами, например, диаграммами, схемами, таблицами, рекламными листами, квитанциями, списками.
Продуманная и организованная работа с текстом позволяет выбрать ученику из большого потока информации важную и нужную на данный момент, помогает социализироваться и познавать окружающий мир. Исходя из предложенного задания к тексту, ученик должен сам определить вид чтения.
Как писал Л.Н. Толстой: «Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы» [6]. Выполняя задания к тексту, ученик должен понимать цель чтения, выбрать вид чтения в зависимости от цели, осознавать свои действия. Только в этом случае можно говорить о смысловом чтении именно как об универсальном учебном действии.
На уроках должны проводиться такие этапы работы с текстом, как работа до чтения, во время чтения и после чтения. Во время предтекстовой работы учитель должен развить умения предполагать, предвосхищать, прогнозировать содержание текста, например, по заглавию. Главная цель учителя, которую он должен достичь для решения проблемы смыслового чтения, это довести детей до уровня понимания текста, который предполагает осознание читателем настроения произведения, авторской позиции, а также осознание собственного отношения к тому, что написано и как написано.
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, прежде всего терминами. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем определять их точное значение именно Воспитание и развитие личности в современном социуме в данном тексте.
Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Таким образом, учебные действия осваиваются от простых к более сложным. В целях систематизации работы по формированию и развитию смыслового чтения школьников учителю рекомендуется декомпозировать УУД, связанные со смысловым чтением, на типовые задачи.
Пример представлен в таблице. Используя такую таблицу каждый раз при организации работы с текстом, педагог легко сформулирует конкретные задания, в том числе с возможным разноуровневым выполнением в зависимости от способностей детей [7, c. 26].
1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. – М. : Изд-во Просвещение, 2018. – 486 c
2. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет / Л.И. Бельнькая. – М. : ВЦХТ, 2015. – 144 с.
3. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2019. – №1. – С. 1–53.
4. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М. : Либроком, 2018. – 360 с.
5. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – №2. – С. 2–54.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
7. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2006. – 144 с.
8. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Мой учебник, 2017. – 256 с.
9. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д-ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с.
10. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. пособие / Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2017. – 69 с.
11. Елачич, Е.А. Основные задачи детского чтения / Е.А. Елачич // Русская школа за рубежом. – 1923. – №2-3. – С. 13–68.
12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 2008. – 402 с. 13. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2018. –223 с.
14. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2008. – №9. – С. 3–41.
15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. – 432 с.
16. Измайлова, Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // Начальная школа. – 2019. – №1. – С. 7–72.
17. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации / Е.Ю. Коновалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2019. – №3. – С. 67-71.
18. Кабайт Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками / Б.Т. Кабайт // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №7. – С. 4–26.
19. Кузьмин, Е.И. Читать или не читать… Зачем России Национальная программа поддержки чтения? / Е.И. Кузьмин // Вестник ЮНЕСКО. – 2017. – №6. – С. 22-25.
20. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2017. – 512 с.
21. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во МПСИ, 2018. – 535 с.
22. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Издво Моск. ун-та, 2019. – 584 с.
23. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 423 с.
24. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : «Искусство – СПб», 2018. – С. 14-285.
25. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – М. : «Педагогика», 2016. – 224 с.
26. Мосунова, Л.А. Влияние адекватного восприятия художественной литературы на развитие личности подростка / Л.А. Мосунова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №4. – 134-138.
27. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2016. – 291 с.
28. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2019. – 144 с.
29. Нечаев, А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей / А.П. Нечаев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – С.8–51.
30. Неволин И.Ф. Познавательное чтение – ведущая форма непрерывного образования. Новые методы и средства обучения / И.Ф. Неволин – М.: Знание,2016. – 138 с.
31. Нижегородцева, Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С.7–62.
32. Обласова, Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы / Т.В. Обласова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2019. – №150. – С. 41-49.
33. Полозова, Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
34. Попова, И.Г. Теоретические основы организации смысло-поискового обучения математике / И.Г. Попова // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – 2017. С.5–33.
35. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн. – М. : Мир, 2017. – 310 с.
36. Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления / А.Н. Соколов. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2019. – 192 с.
37. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы / В.Я. Стоюнин. – СПб, 2019. – 464 с.
38. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. –№5. – С. 3–42.
39. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 576 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]–Режим доступа: https://goo.gl/fXEew1. RE
41. Яссман, В.П. Психолингвистические аспекты понимания в процессе подготовки специалистов / В.П.Яссман – М.: Знание, 2019. – 127 с.