Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у школьников волевых качеств: организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности, усидчивости.
Формирование воли важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан школьник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду.
Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность школьника за востребованность в будущем. Однако несмотря на очевидность этого, исследование волевых качеств школьника не получило должного освещения в психолого-педагогической науке последних десятилетий. Причин тому немало. Одна из главных - большой интерес ученых к изучению психологических аспектов обучения и резервов усвоения при внедрении различных образовательных технологий. Влияние волевых качеств на учебную деятельность и развитие его личности посредством прикладного творчества исследовалось меньше. Исключение составляет незначительное число работ, выполненных в последние годы и посвященных всеобщим проблемам воли и волевой регуляции (А.Г. Асмолов, А.В. Быков, Ю.А. Васильева, А.И. Фролов, С.А. Шапкин, Е.П. Ильин). О пользе и необходимости ручного труда говорили и такие великие ученые как В.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, М. Монтессори, К.Д. Ушинский.
Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.
Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, развитие волевых качеств личности, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей младшего школьного возраста возраста, мы используем разнообразные материалы, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации ручного труда младших школьников в целях формирования у них волевых качеств.
Объект работы – воспитание волевых качеств у детей младшего школьного возраста посредством ручного труда.
Предмет работы – процесс осуществления формирования волевых качеств у детей младшего школьного возраста на занятиях по ручному труду.
Гипотеза: в младшем школьном возрасте волевая сфера развивается комплексно, т.е. развитие одного волевого качества ведет за собой развитие другого волевого качества.
Задачи данной работы:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «воля»;
2. Охарактеризовать особенности и возможности детей младшего школьного возраста;
3. Изучить и проанализировать проявления волевых качеств у школьников через ручной труд;
4. Предложить методы и формы работы с школьниками по формированию волевых качеств у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования по данной теме:
1. Анализ психолого-педагогической литературе, посвященной данной проблеме;
2. Наблюдение;
3. Беседы и анкетирование родителей.
Глава 1. Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1 Воля, возрастные особенности формирования волевых качеств у детей младшего школьного возраста
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.
Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость.
Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием инициативности - самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ей возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности - способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолевать трудности, что придает действиям действительно волевой характер. О степени волевого развития свидетельствует способность к целеустремленному поведению при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели, преодолению разнообразных препятствий.
Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает [18, c.146].
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий [19, c.193].
«Большая воля, - писал А. С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно» [20, с.148].
В. И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений.
Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении [21, с.272].
Волевое действие имеет следующие ступени (или структуру).
Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов. Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Определение цели заканчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется.
Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование - как и с помощью, каких средств, добиться поставленной цели.
Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия. На этой ступени школьник сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека [22, с.280].
Воля школьника выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Школьники со слабо развитой волей не проявляют настойчивости, решительности, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незначительными трудностями и проблемами [23, с.103].
Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, убеждениями, процессами мышления, чувствами [24, с.166].
Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные - ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими [25, с.21].
Воля тесно связана с характером. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. Характер включает те свойства и действенные установки личности, ее направленность, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. В волевых поступках характер, с одной стороны, формируется, с другой - проявляется. От нашей воли зависит, как мы используем в жизни другие достоинства своей психики. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант и ничего в жизни не добьется [24, с.165].
Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержки, смелость, мужество, дисциплинированность [23, с.200].
Целеустремленность - это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление [26, с.442].
Решительность - это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных, ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с некоторым риском. Своевременно принять решение - значит, принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства. Решительный человек не торопится с принятием решения, если обстоятельства позволяют ему не спешить. Это дает ему возможность лучше разобраться в ситуации, правильнее оценить ее, собрать дополнительные данные и принять обоснованное решение. Но в необходимых случаях он умеет быстро ориентироваться в обстановке и немедленно принимать наиболее разумное решение. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать его, либо опаздывают своевременно принять решение [26, с.344]. Самостоятельность - подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмотреть чужие советы и указания, оценить их и, если они разумны, принять их.
Настойчивость - это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявляется при трудной, скучной, тяжелой работе [26, с.230].
Развитие волевых качеств личности на этапе младшего школьного возраста возраста имеет и свои особенности. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее.
Исходя из выше сказанного, данный возраст является сенситивным, для формирования воли у детей младшего школьного возраста.
1. Божович Л.И. Что такое воля? - Семья и школа. - 2018. - №1 - с. 32-35.
2. Брихцин М. Воля и волевые качества. Психология личности в социалистическом обществе. - М., 2017 - 102 с.
3. Абрамова Г.С. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 624 с.
4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2017. – 60 с.
5. Безуглая Т. И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. – Калининград, 1998. – 93 с.
6. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2018. – 60 с.
7. Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – С.Пб. Издательство «Детство-ПРЕСС», 2017.- 599 с.
8. Гульянц Э.К., Широкова Г.А., Базик И.Я. Поделки из природных материалов в детском саду. – "Феникс". М – Ростов-на-Дону. 2018. – 208 с.
9. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2018. - №10.
10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчестваМ.: Владос, 2016. - 256 с.
11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. Методическое пособие. Изд. «КАРАПУЗ» М. 2018.-143 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2019.-348 с.
13. Владимир Даль: "Толковый словарь живого великорусского языка в 4-хтомах. Том 3. П" Издательство: АСТ, 2016.
14. Интернет ресурсы.
15. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2017. - 144 с.
16. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 352 с.
17. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: СОЮЗ, 2018. - 320 с.
18. Крутецкий В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 2018.- 352 с.
19. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 2017.- 287с. - Библиогр.: 286 с.
20. Крутецкий В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение.-2018.- 352 с.
21. Детская психология: учебное пособие/ Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, А.Н.Белоус и др.: под ред. Я.Л.Коломинского – Мн.: Университетское, 2017.-399 с.
22. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов – на Дону. 2017.- 672 с.
23. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 512 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2017. - 464 с.
25. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 624 с.
26. Психология: словарь/ под ред А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. М., 2017.- 493 с.
27. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Т.В. Гуськова //Д.в.-№8, 2019.- 65-69 с.
28. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб.: Питер, 3-е издание, 2016, - 208 с.