Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Изучение зрительной памяти старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1 Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.

1.2 Особенности развития зрительной памяти в онтогенезе нормально развивающегося ребенка

1.3 Специфика развития зрительной памяти у детей с нарушениями речи

Глава 2. Экспериментальные исследования зрительной памяти старшего дошкольного возраста с нарушением речи

2.1 Цель и задачи методики экспериментального исследования

2.2 Результаты констатирующего этапа исследования

Заключение

Список литературы

Рассматривая речевые нарушения у детей, многие ученые отмечают взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в том числе с восприятием и памятью (С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун, Г. Б. Химцева, Т. В. Волосовец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). В специальной литературе имеются указания на то, что способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе [3,7,9].

Эту способность нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни ребенка, так как она тесно связана между собой и зависят друг от друга. Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений.

В настоящее время, стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к сдаче единого государственного экзамена. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка. Однако, рекомендации для психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и практически не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений памяти уже у детей дошкольного возраста, и особенно у детей с общим недоразвитием речи. Значение нормального развития памяти очень велико.

Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией [7]. Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи. Так, Л. С. Волкова и С.Н. Шаховская считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двухсловное высказывание (су6ъект-предикат, субъект-объект).Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи [5].

Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ре6енка[14]. В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей. Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П.Жане, З.М.Истомина, О. С Лебедева, А.Р. Лурия), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.

Актуальность исследования. С каждым годом для ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Проблема исследования: каковы особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Гипотеза исследования: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками.

Цель исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: зрительная память у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать необходимые диагностические методики для исследования особенностей зрительной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

3. Выявить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с нарушениями речи в ходе констатирующего этапа исследования.

4. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1 Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью[3]. Память — следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного[9]. По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти:

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения. Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Виды памяти классифицируются по различным основаниям.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют:

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Собр. соч. Т.2. М.: "Просвещение", 1982. - 91 с.

3. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трех частях. Ч.2/М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. Мн. "Народная асвета", 2005. - 183 с.

4. Ермакова, Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии №1 - 1996. - с.124

5. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии № 4 - 1999. - с.28

6. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. М.: "Просвещение", 1985. - 221 с.

8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: "Просвещение", 1990. - 310 с.

9. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. - Мн.: НМ Центр, 1994. -20 с.

10. Иванова, Е.Ф. Роль незавершенного действия в процессах мышления и памяти /Е.Ф. Иванова // Вопросы психологии. №1. - 1991. - с.58

11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

12. Киселев, П.А. Как развивать память ребенка / П.А. Киселева. СПб. "Питер", 1996. - 163 с.

13. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с.

14. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. - Мозырь., 2002. - 77 с.

15. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

16. Мухина, B.C. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985

17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 160 с.

18. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. М.: "Просвещение", 1976. - 415 с.

19. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

20. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева. М.: "Просвещение", 1999. - 168 с.

21. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-тилетнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: "Просвещение", 1991. - 250 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское