Модернизация современного общества требует совершенствования процесса образовательной деятельности, а также внедрения новых технологий. На сегодняшний день процесс обучения должен включать в себя новые приемы, связанные с развитием жизнедеятельности людей, новые подходы и новые методики обучения для формирования и развития личности.
Модернизация в сфере образования в Российской Федерации затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Самореализация и развитие учащихся является одной из приоритетных задач совершенствования образования. Самореализация учащихся может быть достигнута при помощи различных методов и средств. Большое внимание уделяется интерактивному подходу. Благодаря использованию интерактивных методов достигается активная командная деятельность учащихся. В ходе постоянного взаимодействия, а значит и общения, происходит самореализация учащихся в учебном процессе.
Актуальность использования интерактивного подхода в процессе обучения заключается в потребности совершенствования системы образования, повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, введения новых эффективных приемов в обучении.
Объектом исследования данной работы является обучение говорению на уроках английского языка.
Предмет исследования: интерактивный подход в обучении говорению на английском языке в 6-7 классах.
Гипотеза исследования – интерактивные формы способствуют развитию умениий говорения.
Цель исследования: изучение теоретических основ интерактивного подхода, разработка комплекса упражнений.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- определить основные характеристики интерактивного подхода;
- раскрыть содержание обучения говорению на английском языке на основе интерактивного подхода;
- рассмотреть формы интерактивного обучения;
- разработать практические задания для обучения говорению на уроках английского языка в средней школе;
- выявить эффективность интерактивного подхода к обучению говорению на практике.
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы, изучение языковых пособий, естественный педагогический эксперимент. Интерактивный подход в обучении, привлекает внимание многих ученых.
Методологическую основу нашего исследования составили труды под редакцией следующих авторов: Вербицкий А.А., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кашлев С.С., Кларин М.В., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Сластенин В.А. и многие другие, а также электронные интернет-ресурсы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
1.1. Содержательная характеристика интерактивного обучения иностранным языкам
Интерактивный подход в обучении является достаточно новым средством совершенствования образования. Цель интерактивного подходасоздание условий комфортного обучения, способствующего активному взаимодействию учащихся. На сегодняшний день применение интерактивного подхода в процессе обучения говорит об инновационной деятельности учителя.
Интерактивное обучение подразумевает обучение, погруженное в общение, но не замененное им. Одна из главных целей интерактивного обучения- всецелое развитие учащихся, формирование личности, способной к самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. Задача учителя, использующего в своей деятельности интерактивный подход, заключается в обеспечении развития образовательной деятельности учащихся. В организованной деятельности учащиеся сами стремятся к познанию. Результатом деятельности учащихся является качественное усвоение знаний. Интерактивный подход применяется в образовательных школах для совершенствования учебного процесса.
Интерактивное обучение привлекает внимание многих ученых и педагогов, именно поэтому по данной теме написано много литературы, раскрывающей суть интерактивного подхода. Для полного раскрытия содержания интерактивного подхода, необходимо изучить определения.
В основе слова "интерактивный" лежит английское "interact" («inter» - «между», «взаимный», «act» - «действовать», «действие»), что значит находиться во взаимодействии друг с другом. Согласно определению М.В. Кларина, «интерактивное обучение» - это обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового опыта [17, с.22].
С точки зрения В.К. Дьяченко, «интерактивное обучение» - это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у них формируются навыки совместной деятельности. Данный подход построен на принципе «все обучают каждого и каждый обучает всех [13, с.16].
Т.С. Панина дает следующее определение «интерактивное обучение» – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [25, с.11].
Исходя из приведенных определений, можно сказать, что интерактивное обучение основано на взаимодействии. Для предоставления полной характеристики интерактивного обучения, необходимо раскрыть термин «интерактивное взаимодействие». Согласно определению С.С. Кашлева, «интерактивное педагогическое взаимодействие» - это усиленная целенаправленная деятельность педагога и обучаемых по организации взаимодействия между собой в целях развития [15, с.35].
По мнению Е.В. Коротаевой, интерактивное взаимодействие развивает активность учащихся, создает условия для конкуренции, а также для кооперации усилий. В процессе взаимодействия высказывание одного учащегося вызывает реакцию других учащихся [20, с.42].
Интерактивное взаимодействие играет важную роль в процессе обучения. Во- первых наблюдается повышение интеллектуальной активности субъектов образовательного процесса. Во-вторых, создаются условия для конкуренции и объединения усилий. Важно отметить, что наблюдается и психологический фактор: высказывания партнеров вызывают у каждого ученика свои идеи и противоречия в рамках представленного вопроса, что переходит в обсуждение.
В ходе интерактивного взаимодействия учащихся и педагога возникает интерактивный процесс. Определение, предложенное С.С. Кашлевым, полностью отражает суть данного явления. «Интерактивный процесс» - это процесс целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из учеников. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и взаимодействия [16, с.15].
Раскрывая суть интерактивного подхода важно определить те методы, которые используются в рамках интерактивного обучения. По определению А.Ю. Прилепо, «интерактивные методы обучения» - это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя при которой, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [20, с.48].
Исходя из исследования Г.С. Хархановой, методы интерактивного обучения представляют собой систему педагогических средств, направленных на обеспечение учебного процесса, а также условий для самостоятельного получения и усвоения новых знаний, полученных в процессе учебного взаимодействия [9, с.13].
Согласно исследованию Е. Е. Лушниковой, интерактивные методы обучения представляют собой определенную систему организованного взаимодействия между педагогом и учащимися в форме активного обучения, обеспечивающее постоянное общение, которое позволяет учащимся сталкиваться с разными ситуациями и благодаря этому получать и накапливать опыт [23].
В основу интерактивных методов положена ориентация на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности учеников в процессе обучения [20, с.51-52]. Исходя из представленных определений, можно сделать следующие выводы:
- Интерактивный подход предусматривает взаимодействие учащихся в рамках образовательного процесса;
- Учащиеся постоянно вовлечены в активную деятельность, которая обеспечивает достижение высоких результатов. Интерактивный подход направлен на развитие образовательного процесса.
Приоритетными задачами интерактивного обучения являются:
- Развитие речевых умений учащихся
- Повышение интереса к изучаемому предмету
- Качественное усвоение учебного материала
- Организация самостоятельной работы учащихся в решении поставленных задач
- Формирование собственного мнения
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение работать в коллективе, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса.
Таким образом, интерактивный подход можно определить как специальную форму организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но и имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают [6, с.39].
Изучение и анализ литературных источников позволяет описать сущность интерактивного обучения. Интерактивный подход в обучении обеспечивает взаимодействие субъектов, а также создает все условия для общения в рамках образовательного процесса. Основным источником учебного познания является жизненный опыт учащихся. В ходе обучения учащиеся делятся опытом, обмениваются знаниями, мыслями, решениями поставленных задач [6].
Роль педагога в данном подходе сводится к минимуму и заключается в организации совместной деятельности учащихся, благодаря чему учащиеся вносят индивидуальность в учебный процесс. Интерактивный подход создает благоприятные условия для решения творческих заданий, а также способствует развитию разностороннего мышления. Учащиеся высказывают свою точку зрения и учатся отстаивать свое мнение. В ходе интерактивного обучения могут возникать противоречия, при этом учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом. Весь процесс обучения, основанный на интерактивном подходе, характеризуется активностью учащихся на протяжении всего урока. Учащиеся быстрее воспринимают и усваивают полученную информацию. В ходе интерактивного обучения все учащиеся равны между собой [24, с.39- 42].
В целом основная идея интерактивного подхода направлена на выработку и развитие умений говорения, обеспечение совместной деятельности и повышение мотивации учащихся. Интерактивные формы обучения способствуют эффективному усвоению учебного материала. Интерактивный подход считается наиболее действенным при обучении говорению на иностранном языке. Он способствует снижению трудностей, появляющихся в процессе обучения.
Именно поэтому большинство ученых и педагогов склонны предполагать, что возрастает необходимость использования интерактивных форм в обучении. Использование интерактивных форм обеспечивает большой запас времени на речевую практику для каждого ученика. Таким образом, материал усвояется быстрее и эффективнее. Можно предположить, что такие знания запоминаются намного прочнее. Доводом к данному утверждению служит схема, представленная в виде процентного соотношения усваиваемой информации.
Для обеспечения эффективной организации учебного процесса в рамках интерактивного подхода необходимо соблюдение некоторых условий. Между педагогом и учащимися должны быть доброжелательные и уважительные отношения. Все участники образовательного процесса должны придерживаться демократического стиля поведения. В процессе обучения главную роль играет сотрудничество не только между педагогом и учащимися, но и между учащимися.
В ходе решения поставленных задач учащимся необходимо использовать свой личный педагогический опыт, приводить собственные примеры, отстаивать свою точку зрения [7, с.96- 112]. Интерактивный подход включает разнообразие форм подачи информации, а также известно многообразие форм деятельности учащихся в процессе интерактивного обучения.
Интерактивный подход развивает мотивацию учащихся. Немаловажным является тот факт, что развивается взаимная мотивация учащихся. Интерактивные формы обучения призваны обеспечить развитие коммуникативных умений, а также развитие творческих способностей учащихся. Развивается умение работать в коллективе, обеспечивается взаимоуважение всех участников образовательного процесса. Применение интерактивных методов обучения требует от педагога проявления творчества в процессе организации учебной деятельности.
Учитель, выбирая те или иные формы интерактивного обучения должен учитывать особенности учащихся, а также уместность их проведения [9]. В педагогике известны различные классификаций методов обучения. На сегодняшний день наибольший интерес представляет классификации определяющая роль педагога и учащихся в учебном процессе. Исходя из данной характеристики, выделяют: пассивные, активные и интерактивные методы. Не случайно данная характеристика вызывает наибольший интерес.
Сравнительно недавно интерактивные методы стали выделять в отдельную группу. Следует отметить, что некоторые ученые по настоящее время ставят знак равенства между интерактивными и активными методами обучения. Анализ педагогической литературы позволяет определить отличительные особенности активных и интерактивных методов. Для полного раскрытия отличительных признаков сравним активное и интерактивное обучение по следующим критериям:
- Позиция педагога и учащихся
- Организация коммуникации в учебном процессе
- Цель
- Методы обучения
- Основные принципы подхода
Активное обучение предполагает учащихся в роли субъектов учебной деятельности. В ходе урока учащиеся вступают в общение с преподавателем, принимают активное участие в познавательном процессе, выполняя поставленные задачи. Активное обучение направлено на формирование у учащихся способности к адаптации в группе, умении формулировать и четко излагать свои мысли и идеи. Учащиеся должны уметь управлять своей деятельностью в рамках образовательного процесса [7]. Активное обучение предполагает использование таких методов, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий и поисковый характер. Активные методы обучения требуют активизации мышления учащихся. Учащиеся должны принимать активное участие в течение всего урока.
От учащихся требуется самостоятельная выработка и поиск решения поставленных задач [11]. Активные методы обучения могут быть представлены в следующих группах:
- Дискуссионные
- Игровые
- Тренинговые
- Рейтинговые Активные методы обучения давно известны в педагогике. Родоначальниками данного метода считаются Коменский, Руссо, Гегель. На сегодняшний день развитие методов обучение приводит к совершенствованию образовательной деятельности. Интерактивный подход в обучении считается совершенствованием активных методов обучения, поскольку имеет личностно-ориентированную направленность. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащихся не только с учителем. В основном это взаимодействие между самими учащимися. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащихся с учебным окружением, которое способствует получению знаний. Интерактивное обучение построено на психологических особенностях человеческих взаимоотношений. Взаимодействие участников является ключевым требованием интерактивного обучения. Обучение подразумевает совместную деятельность учащихся [12].
Роль педагога в интерактивном обучении сводится к выполнению организаторских функций. Учитель создает условия для реализации учебного взаимодействия между учащимися. Интерактивные методы направлены на обучение во взаимодействии. Роль учителя в интерактивном подходе сменяется активностью учащихся. Интерактивные методы повышают интерес к обучению. Интерес достигается благодаря взаимодействию в ходе образовательного процесса.
Самостоятельность учащихся развивается в процессе поиска решений поставленных задач [4]. Задачи интерактивных методов обучения направлены на развитие навыков самостоятельного поиска информации. Учащиеся имеют возможность анализировать полученную информацию и обмениваться результатами полученных решений. Интерактивные методы обладают наибольшим спектром возможностей. Данные методы позволяют учащимся в рамках учебного процесса взаимодействовать друг с другом. Интерактивные методы учат работать не только самостоятельно, но и в команде. Учащиеся учатся уважать мнения друг друга. Классификация форм интерактивного обучения представляет некоторые трудности и, поэтому, будет рассмотрена далее.
Активное обучение подразумевает модель двусторонней коммуникации (рис.1), где каждый ученик взаимодействует с учителем. Модель многосторонней коммуникации (рис.2), применяемая в интерактивном подходе, обеспечивает взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом.
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 2017.
2. Архипова Ж.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152177.html
3. Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2015.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2017. – 336 с.
5. Бим И.Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам» // Иностранные языки в школе. – 2019. - № 4. – С. 24 – 29.
6. Борисова Н.В.. Технология обучения здоровью: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2015
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 2018. С.100.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА.- 2019.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - с. 190; 198-206
10. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 2017.
11. Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 2018. С.16.
12. Григальчик Е.К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2018.
13. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с.
14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2018.
15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике [Текст] : учеб. пособие / С. С. Кашлев. – Минск : Изд-во: Выш. школа, 2014. - 176 с.
16. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2015.176 с.
17. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педа- гогика. - 2019. - № 7. - С. 21-28.
18. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. – М.: Изда- тельство «Владос», 2018. – 416 с .
19. Колкер Я.М., Е. С Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М. : Академия, 2018.
20. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. - М.: Ин-ут психологии РАН, 2018. - 224с.
21. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2017. - с.106 -123.
22. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М: РАО/МПСИ, 2018, с. 127.
23. Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилитации у старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Лушникова Елена Евгеньевна. - Калининград, 2018. - 163с.
24. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 82 с.
25. Никишина И.В. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования. Методическое пособие. – Волгоград, 2018.