Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Интерактивные технологии в изучении английского языка в 6-7 классе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ

1.1. Содержательная характеристика интерактивного обучения иностранным языкам

1.2. Формы интерактивного обучения говорению на уроках английского языка на среднем этапе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6-7 КЛАССАХ

2.1. Комплекс интерактивных упражнений по развитию умений говорения в 6-7 классах

2.2. Описание эксперимента по использованию интерактивного подхода в обучении говорению в 6-7 классах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Модернизация современного общества требует совершенствования процесса образовательной деятельности, а также внедрения новых технологий. На сегодняшний день процесс обучения должен включать в себя новые приемы, связанные с развитием жизнедеятельности людей, новые подходы и новые методики обучения для формирования и развития личности.

Модернизация в сфере образования в Российской Федерации затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Самореализация и развитие учащихся является одной из приоритетных задач совершенствования образования. Самореализация учащихся может быть достигнута при помощи различных методов и средств. Большое внимание уделяется интерактивному подходу. Благодаря использованию интерактивных методов достигается активная командная деятельность учащихся. В ходе постоянного взаимодействия, а значит и общения, происходит самореализация учащихся в учебном процессе.

Актуальность использования интерактивного подхода в процессе обучения заключается в потребности совершенствования системы образования, повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, введения новых эффективных приемов в обучении.

Объектом исследования данной работы является обучение говорению на уроках английского языка.

Предмет исследования: интерактивный подход в обучении говорению на английском языке в 6-7 классах.

Гипотеза исследования – интерактивные формы способствуют развитию умениий говорения.

Цель исследования: изучение теоретических основ интерактивного подхода, разработка комплекса упражнений.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- определить основные характеристики интерактивного подхода;

- раскрыть содержание обучения говорению на английском языке на основе интерактивного подхода;

- рассмотреть формы интерактивного обучения;

- разработать практические задания для обучения говорению на уроках английского языка в средней школе;

- выявить эффективность интерактивного подхода к обучению говорению на практике.

Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы, изучение языковых пособий, естественный педагогический эксперимент. Интерактивный подход в обучении, привлекает внимание многих ученых.

Методологическую основу нашего исследования составили труды под редакцией следующих авторов: Вербицкий А.А., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кашлев С.С., Кларин М.В., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Сластенин В.А. и многие другие, а также электронные интернет-ресурсы.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ

1.1. Содержательная характеристика интерактивного обучения иностранным языкам

Интерактивный подход в обучении является достаточно новым средством совершенствования образования. Цель интерактивного подходасоздание условий комфортного обучения, способствующего активному взаимодействию учащихся. На сегодняшний день применение интерактивного подхода в процессе обучения говорит об инновационной деятельности учителя.

Интерактивное обучение подразумевает обучение, погруженное в общение, но не замененное им. Одна из главных целей интерактивного обучения- всецелое развитие учащихся, формирование личности, способной к самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. Задача учителя, использующего в своей деятельности интерактивный подход, заключается в обеспечении развития образовательной деятельности учащихся. В организованной деятельности учащиеся сами стремятся к познанию. Результатом деятельности учащихся является качественное усвоение знаний. Интерактивный подход применяется в образовательных школах для совершенствования учебного процесса.

Интерактивное обучение привлекает внимание многих ученых и педагогов, именно поэтому по данной теме написано много литературы, раскрывающей суть интерактивного подхода. Для полного раскрытия содержания интерактивного подхода, необходимо изучить определения.

В основе слова "интерактивный" лежит английское "interact" («inter» - «между», «взаимный», «act» - «действовать», «действие»), что значит находиться во взаимодействии друг с другом. Согласно определению М.В. Кларина, «интерактивное обучение» - это обучение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового опыта [17, с.22].

С точки зрения В.К. Дьяченко, «интерактивное обучение» - это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у них формируются навыки совместной деятельности. Данный подход построен на принципе «все обучают каждого и каждый обучает всех [13, с.16].

Т.С. Панина дает следующее определение «интерактивное обучение» – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [25, с.11].

Исходя из приведенных определений, можно сказать, что интерактивное обучение основано на взаимодействии. Для предоставления полной характеристики интерактивного обучения, необходимо раскрыть термин «интерактивное взаимодействие». Согласно определению С.С. Кашлева, «интерактивное педагогическое взаимодействие» - это усиленная целенаправленная деятельность педагога и обучаемых по организации взаимодействия между собой в целях развития [15, с.35].

По мнению Е.В. Коротаевой, интерактивное взаимодействие развивает активность учащихся, создает условия для конкуренции, а также для кооперации усилий. В процессе взаимодействия высказывание одного учащегося вызывает реакцию других учащихся [20, с.42].

Интерактивное взаимодействие играет важную роль в процессе обучения. Во- первых наблюдается повышение интеллектуальной активности субъектов образовательного процесса. Во-вторых, создаются условия для конкуренции и объединения усилий. Важно отметить, что наблюдается и психологический фактор: высказывания партнеров вызывают у каждого ученика свои идеи и противоречия в рамках представленного вопроса, что переходит в обсуждение.

В ходе интерактивного взаимодействия учащихся и педагога возникает интерактивный процесс. Определение, предложенное С.С. Кашлевым, полностью отражает суть данного явления. «Интерактивный процесс» - это процесс целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из учеников. Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельности, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и взаимодействия [16, с.15].

Раскрывая суть интерактивного подхода важно определить те методы, которые используются в рамках интерактивного обучения. По определению А.Ю. Прилепо, «интерактивные методы обучения» - это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя при которой, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [20, с.48].

Исходя из исследования Г.С. Хархановой, методы интерактивного обучения представляют собой систему педагогических средств, направленных на обеспечение учебного процесса, а также условий для самостоятельного получения и усвоения новых знаний, полученных в процессе учебного взаимодействия [9, с.13].

Согласно исследованию Е. Е. Лушниковой, интерактивные методы обучения представляют собой определенную систему организованного взаимодействия между педагогом и учащимися в форме активного обучения, обеспечивающее постоянное общение, которое позволяет учащимся сталкиваться с разными ситуациями и благодаря этому получать и накапливать опыт [23].

В основу интерактивных методов положена ориентация на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на повышение активности учеников в процессе обучения [20, с.51-52]. Исходя из представленных определений, можно сделать следующие выводы:

- Интерактивный подход предусматривает взаимодействие учащихся в рамках образовательного процесса;

- Учащиеся постоянно вовлечены в активную деятельность, которая обеспечивает достижение высоких результатов. Интерактивный подход направлен на развитие образовательного процесса.

Приоритетными задачами интерактивного обучения являются:

- Развитие речевых умений учащихся

- Повышение интереса к изучаемому предмету

- Качественное усвоение учебного материала

- Организация самостоятельной работы учащихся в решении поставленных задач

- Формирование собственного мнения

- Умение отстаивать свою точку зрения

- Умение работать в коллективе, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса.

Таким образом, интерактивный подход можно определить как специальную форму организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются не только вовлеченными в процесс познания, но и имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают [6, с.39].

Изучение и анализ литературных источников позволяет описать сущность интерактивного обучения. Интерактивный подход в обучении обеспечивает взаимодействие субъектов, а также создает все условия для общения в рамках образовательного процесса. Основным источником учебного познания является жизненный опыт учащихся. В ходе обучения учащиеся делятся опытом, обмениваются знаниями, мыслями, решениями поставленных задач [6].

Роль педагога в данном подходе сводится к минимуму и заключается в организации совместной деятельности учащихся, благодаря чему учащиеся вносят индивидуальность в учебный процесс. Интерактивный подход создает благоприятные условия для решения творческих заданий, а также способствует развитию разностороннего мышления. Учащиеся высказывают свою точку зрения и учатся отстаивать свое мнение. В ходе интерактивного обучения могут возникать противоречия, при этом учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом. Весь процесс обучения, основанный на интерактивном подходе, характеризуется активностью учащихся на протяжении всего урока. Учащиеся быстрее воспринимают и усваивают полученную информацию. В ходе интерактивного обучения все учащиеся равны между собой [24, с.39- 42].

В целом основная идея интерактивного подхода направлена на выработку и развитие умений говорения, обеспечение совместной деятельности и повышение мотивации учащихся. Интерактивные формы обучения способствуют эффективному усвоению учебного материала. Интерактивный подход считается наиболее действенным при обучении говорению на иностранном языке. Он способствует снижению трудностей, появляющихся в процессе обучения.

Именно поэтому большинство ученых и педагогов склонны предполагать, что возрастает необходимость использования интерактивных форм в обучении. Использование интерактивных форм обеспечивает большой запас времени на речевую практику для каждого ученика. Таким образом, материал усвояется быстрее и эффективнее. Можно предположить, что такие знания запоминаются намного прочнее. Доводом к данному утверждению служит схема, представленная в виде процентного соотношения усваиваемой информации.

Для обеспечения эффективной организации учебного процесса в рамках интерактивного подхода необходимо соблюдение некоторых условий. Между педагогом и учащимися должны быть доброжелательные и уважительные отношения. Все участники образовательного процесса должны придерживаться демократического стиля поведения. В процессе обучения главную роль играет сотрудничество не только между педагогом и учащимися, но и между учащимися.

В ходе решения поставленных задач учащимся необходимо использовать свой личный педагогический опыт, приводить собственные примеры, отстаивать свою точку зрения [7, с.96- 112]. Интерактивный подход включает разнообразие форм подачи информации, а также известно многообразие форм деятельности учащихся в процессе интерактивного обучения.

Интерактивный подход развивает мотивацию учащихся. Немаловажным является тот факт, что развивается взаимная мотивация учащихся. Интерактивные формы обучения призваны обеспечить развитие коммуникативных умений, а также развитие творческих способностей учащихся. Развивается умение работать в коллективе, обеспечивается взаимоуважение всех участников образовательного процесса. Применение интерактивных методов обучения требует от педагога проявления творчества в процессе организации учебной деятельности.

Учитель, выбирая те или иные формы интерактивного обучения должен учитывать особенности учащихся, а также уместность их проведения [9]. В педагогике известны различные классификаций методов обучения. На сегодняшний день наибольший интерес представляет классификации определяющая роль педагога и учащихся в учебном процессе. Исходя из данной характеристики, выделяют: пассивные, активные и интерактивные методы. Не случайно данная характеристика вызывает наибольший интерес.

Сравнительно недавно интерактивные методы стали выделять в отдельную группу. Следует отметить, что некоторые ученые по настоящее время ставят знак равенства между интерактивными и активными методами обучения. Анализ педагогической литературы позволяет определить отличительные особенности активных и интерактивных методов. Для полного раскрытия отличительных признаков сравним активное и интерактивное обучение по следующим критериям:

- Позиция педагога и учащихся

- Организация коммуникации в учебном процессе

- Цель

- Методы обучения

- Основные принципы подхода

Активное обучение предполагает учащихся в роли субъектов учебной деятельности. В ходе урока учащиеся вступают в общение с преподавателем, принимают активное участие в познавательном процессе, выполняя поставленные задачи. Активное обучение направлено на формирование у учащихся способности к адаптации в группе, умении формулировать и четко излагать свои мысли и идеи. Учащиеся должны уметь управлять своей деятельностью в рамках образовательного процесса [7]. Активное обучение предполагает использование таких методов, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий и поисковый характер. Активные методы обучения требуют активизации мышления учащихся. Учащиеся должны принимать активное участие в течение всего урока.

От учащихся требуется самостоятельная выработка и поиск решения поставленных задач [11]. Активные методы обучения могут быть представлены в следующих группах:

- Дискуссионные

- Игровые

- Тренинговые

- Рейтинговые Активные методы обучения давно известны в педагогике. Родоначальниками данного метода считаются Коменский, Руссо, Гегель. На сегодняшний день развитие методов обучение приводит к совершенствованию образовательной деятельности. Интерактивный подход в обучении считается совершенствованием активных методов обучения, поскольку имеет личностно-ориентированную направленность. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащихся не только с учителем. В основном это взаимодействие между самими учащимися. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащихся с учебным окружением, которое способствует получению знаний. Интерактивное обучение построено на психологических особенностях человеческих взаимоотношений. Взаимодействие участников является ключевым требованием интерактивного обучения. Обучение подразумевает совместную деятельность учащихся [12].

Роль педагога в интерактивном обучении сводится к выполнению организаторских функций. Учитель создает условия для реализации учебного взаимодействия между учащимися. Интерактивные методы направлены на обучение во взаимодействии. Роль учителя в интерактивном подходе сменяется активностью учащихся. Интерактивные методы повышают интерес к обучению. Интерес достигается благодаря взаимодействию в ходе образовательного процесса.

Самостоятельность учащихся развивается в процессе поиска решений поставленных задач [4]. Задачи интерактивных методов обучения направлены на развитие навыков самостоятельного поиска информации. Учащиеся имеют возможность анализировать полученную информацию и обмениваться результатами полученных решений. Интерактивные методы обладают наибольшим спектром возможностей. Данные методы позволяют учащимся в рамках учебного процесса взаимодействовать друг с другом. Интерактивные методы учат работать не только самостоятельно, но и в команде. Учащиеся учатся уважать мнения друг друга. Классификация форм интерактивного обучения представляет некоторые трудности и, поэтому, будет рассмотрена далее.

Активное обучение подразумевает модель двусторонней коммуникации (рис.1), где каждый ученик взаимодействует с учителем. Модель многосторонней коммуникации (рис.2), применяемая в интерактивном подходе, обеспечивает взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом.

1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 2017.

2. Архипова Ж.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152177.html

3. Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2015.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2017. – 336 с.

5. Бим И.Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам» // Иностранные языки в школе. – 2019. - № 4. – С. 24 – 29.

6. Борисова Н.В.. Технология обучения здоровью: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2015

7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 2018. С.100.

8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ – ГЛОССА.- 2019.

9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - с. 190; 198-206

10. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 2017.

11. Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 2018. С.16.

12. Григальчик Е.К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Минск: Современное слово, 2018.

13. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с.

14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2018.

15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике [Текст] : учеб. пособие / С. С. Кашлев. – Минск : Изд-во: Выш. школа, 2014. - 176 с.

16. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2015.176 с.

17. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педа- гогика. - 2019. - № 7. - С. 21-28.

18. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. – М.: Изда- тельство «Владос», 2018. – 416 с .

19. Колкер Я.М., Е. С Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М. : Академия, 2018.

20. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. - М.: Ин-ут психологии РАН, 2018. - 224с.

21. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2017. - с.106 -123.

22. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М: РАО/МПСИ, 2018, с. 127.

23. Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилитации у старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Лушникова Елена Евгеньевна. - Калининград, 2018. - 163с.

24. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 82 с.

25. Никишина И.В. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования. Методическое пособие. – Волгоград, 2018.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское