Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции.
Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой.
Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие. Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности творческой деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его творческие способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к творческим способностям, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к трудовой деятельности является показателем пробуждающихся у них творческих способностей и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.
Творческие способности – это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий.
Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. Ещё Макаренко А.С. говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества. Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. назвал «зоной потенциального развития».
И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату. Актуальность темы исследования обусловлена одной из важнейших задач на пути совершенствования нашего общества – воспитания всесторонне развитого человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Его цель – воспитать ответственную, способную реализовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, личность.
Сегодня общество более требовательно к человеку. Оно требует умения мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, определенной коммуникабельности, культуры, толерантности, уважения к окружающим людям. Именно школа должна формировать все необходимые жизненные компетентности детей, готовить их к жизни. Между тем, методологическая база по развитию творческих способностей обучающихся требует совершенствования в связи с возросшими требованиями общества к выпускникам.
Таким образом, возникает противоречие между возросшей потребностью общества в творческих, нестандартно мыслящих личностях и недостаточной разработанностью проблемы развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по технологии. Встает проблема – как эффективно развивать творческие способности обучающихся в современной школе, то есть, каковы педагогические условия решения данной педагогической задачи?
Объект исследования – процесс технологической подготовки обучающихся по предмету «Технология».
Предмет исследования – процесс развития творческих способностей обучающихся при изучении раздела «Изготовление кондитерских изделий»
Цель работы – выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в процессе изучения раздела «Изготовление кондитерских изделий».
Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если:
- на уроках обучающимися будут выполняться практические задания;
- обучающиеся будут выполнять творческие проекты по разделу «Изготовление кондитерских изделий»;
- педагог будет использовать следующие методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемный, поисковый.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2. изучить дидактические основы развития творческих способностей у обучающихся младшего подросткового возраста;
3. выявить и обосновать педагогические условия развития творческих способностей у обучающихся младшего подросткового возраста;
4. разработать систему уроков и дидактическое обеспечение раздела «Изготовление кондитерских изделий» образовательной области «Технология» для 7 класса;
5. разработать методические рекомендации к организации системы уроков и дидактического обеспечения раздела «Изготовление кондитерских изделий» образовательной области «Технология» для 7 класса;
6. провести констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента по развитию творческих способностей обучающихся 7 класса при изучении раздела «Изготовление кондитерских изделий».
База исследования: экспериментальная работа, проводилась на базе школы МОУ «СОШ» №4 с учениками 7 класса.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1 Теоретические основы развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии
1.1 Содержание и сущность понятий «творчество», «способности» «творческие способности»
Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую копилку знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей [12].
Эти слова принадлежат психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н. В ситуации непрерывной гонки за количеством и качеством знаний не приходится говорить о развитии творческого потенциала детей, требующего бережного, вдумчивого отношения, поэтому при работе с детьми, особенно младшего и среднего школьного возраста, следует учитывать особенности их высшей нервной деятельности и создавать комфортные условия жизни, обучения, воспитания, творчества.
Венгер Л.А. под творческими способностями понимает индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной творческой способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Отечественные психологи Леонтьев А.Н. и Теплов Б.М. занимались изучением способностей. В фокусе внимания Теплова Б.М. были индивидуально-психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений;
Леонтьева А.Н. интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникают качественно психические функции и процессы. Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначной связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий.
Теплов Б.М. в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие творческих способностей, прежде всего с биологически обусловленными различиями, Леонтьев А.Н. же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшим» человеческими функциям. В педагогике творческие способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности [8].
Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Психология утверждает, что творческие способности – индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности».
Таким образом, все определения сводятся к тому, что творческие способности – это индивидуальные особенности человека: врождённые (природные), которые можно развить и даже сформировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности, и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной), а не там, где результат можно получить, сформировав определённый навык.
В философии способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Творческие способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности, являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.
В истории философии способность в течение длительного периода трактовалась как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Качественный уровень развития творческих способностей выражается понятием таланта и гениальности.
Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность творческих способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью [7].
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Творческая способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется. Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности развиваются творческие способности.
Крутецкий В.А. отмечает, что основанием в понятии творческие способности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, – добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Крутецкий В. А. считает, что творческая способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него творческих способностей.
Человек не рождается способным, к той или иной деятельности его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь творческих способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – творческие способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются творческие способности.
Знания, умения и навыки также зависят от способностей – творческие способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками [11].
Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» – способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Выготский Л.С. отмечал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является постоянным спутником детского развития». Условием для возникновения творчества Выготский Л.С. называет неприспособленность к окружающему миру.
Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, не могло бы творить.
Ребенок всегда неприспособлен, позже, набрав определённый жизненный багаж, человек, может идти далее проторенным путем, принимая стандартные решения, отказавшись от какого-либо побуждения к творческой деятельности. Одним из условий творчества Выготский Л.С. называет воображение. Давыдов В. В. творческим называет такой процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах.
Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.
Рассмотрим понятие «творческие способности». [14]
Существует несколько подходов к данному понятию:
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта. Лук А.Н. писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того, чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления».
В структуре любых, в том числе и творческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности.
Исследователи давно обратили внимание на то, что одним людям в большей степени присуща логика рассуждений в принятии решений, а другим – исключительная способность к фантазии и воображению.
Мотивационно-творческую активность и направленность личности Андреев В.И. характеризует следующим образом [22]:
1. Акшина, А. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр: Методические рекомендации педагогическим исследованиям игры / Под редакцией А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. – М.: Просвещение, 2018. – 312 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2017. – 340 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. –159 с.
4. Батан, Л.Ф. Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения [Текст] / Л. Ф. Батан. – Новосибирск: Институт усовершенствования учителей, 2017. – 189 с.
5. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в средней школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. – http://festival.1september. ru/articles/563542/
6. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: «Педагогический поиск», 2018. – 256 с.
7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: 217. – 192 с.
8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: 2018. – 144 с.
9. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков: Педагогика [Текст] / Под ред. Л.И. Божович, Л. В. Благонадежина. – М.: 2017. – С.7-44.
10. Бондарева, Н.А. Технологические карты конструирования уроков [Текст] / Н.А. Бондарева. – М.:Просвещение, 2018. – 313 с.
11. Бордовская, Н. В. Педагогика: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Гриф МО. – СПб.: Питер, 2018. – 299 с.
12. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: Учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2017.
13. Бородовский, Г.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии: Педагогика [Текст] / Г.А. Бородовский В.А. Извозчиков. – 2018. – № 5.
14. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2018.
15. Бутейкис, Н.Г. Технология приготовления мучных кондитерских изделий: Учебник [Текст] / Н.Г. Бутейкис, А.А. Жукова. – М.: Академия, 2017. – 336 с.
16. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: Практич. пособие [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 343 с.
17. Гин, А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность [Текст] / А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 88 с.
18. Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н. М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 2017. – С. 61 – 77.
19. Гордеева, Н.Н. Организация индивидуальной учебнопознавательной деятельности: Методическое пособие [Текст] / Гордеева Н. Н. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 2018. – 145 с.
20. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2019. – 240 с.
21. Жаров, Л.В. Организация самостоятельной работы учебно-познавательной деятельности учащихся: Учеб. пособие [Текст] / Л.В. Жарова – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2018. - 76 с.
22. Зотова, Т.Н. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебно-методический комплекс дисциплины [Текст] / Т.Н. Зотова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2019. – 368 с.
23. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы учащихся: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.Г. Казакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 368 с.
24. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны: Инновации и эксперимент [Текст] / О.А. Карабанова. – Муниципальное образование, – 2019. – № 2.
25. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения [Текст] / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2019. – 95 с.
26. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / А.Ю. Коджаспиров. – Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2017. – 448 с.
27. Кондаков, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2018. – 39 с. (Стандарты второго поколения).
28. Крившенко, Л.П. Педагогика [Электронный ресурс]: Электронный учебник [Текст] / под ред. Л. П. Крившенко. – Гриф МО. – М.: Проспект: Кнорус, 2018. – 432 с.
29. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учеб. пособие [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина. – Ростов-на-Дону, 2018. – 217 с.
30. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода. Начальная школа плюс. До и После [Текст] / Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова. – 2018. – №7
31. Ксензова. Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 121 с.
32. Левина. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М. Левина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 272 с.
33. Лукьянова, М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: Конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2019. – 176 с.
34. Мазо, М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: Дис. к.п.н. [Текст] / М.В. Мазо. – Саратов, 2018. – 198 с.
35. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
36. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2018. – 321 с.
37. Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС: Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – СПб.: СатисЪ, 2018. – С. 160-165.
38. Монахов, В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения: Сов-я педагогика [Текст] / В.М. Монахов. 2018. № 7.
39. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований: Школьные технологии [Текст] / В.М. Монахов. – 2018.– № 5.
40. Муравьева, Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов: Педагогическое образование и наука [Текст] / Г.Е. Муравьева. – 2017. – № 4. – С. 1421.