Актуальность исследования. Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, развивает вкусы, интересы, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Вопрос ритма и его влияния на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов и представителей других наук, и в настоящее время находит все больше сторонников среди работников школьного образования. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека.
Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение школьниками духовного мира в двигательных действиях, "живой" телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания, и поэтому его развитие очень важно на начальном этапе обучения.
Какими видами деятельности на уроке музыки можно наиболее эффективно развивать чувство ритма младших школьников. Для решения данной проблемы мы определили тему нашего исследования, связанную с элементарным музицированием младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе.
Проблеме развития чувства ритма у учащихся в процессе элементарного музицирования посвящены работы К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Л.А. Баренбойма, Т.А. Боровик. Исследованиям детского творчества занимались такие педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, Б. М. Теплов, А.М. Матюшкин, Б.Л. Яворский и др.
Объект исследования: младшие школьники на уроке музыки.
Предмет исследования: развитие чувства ритма у младших школьников на уроке музыки.
Цель исследования: выявить и раскрыть методы и приемы развития чувства ритма у младших школьников на уроке музыки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «чувство ритма».
2. Рассмотреть особенности развития чувства ритма у младших школьников на уроке музыки.
3. Провести анализ педагогической практики и обосновать совокупность методов и приемов развития чувства ритма у младших школьников на уроке музыки.
Гипотеза исследования: развитие чувства ритма будет осуществляться наиболее успешно, если:
- использованы методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников (дидактические игры, речевые упражнения, музыкально-ритмические движения, игры с ритмическим сопровождением на элементарных инструментах).
Новизна исследования: заключается в обосновании этапов развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроке музыки.
1. Теоретические основы развития чувства ритма у младших школьников на уроке музыки
1.1 Сущность понятий «чувство ритма»
К музыкальным способностям педагоги, исследователи относят чувство ритма, как и любая музыкальная способность, она развивается в различных видах музыкальной деятельности на уроке музыки. Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. М. А. Михайлова в работе о развитии музыкальных способностей большое внимание уделяет чувству ритма. Она соотносит ритм со способностью активного двигательного переживания музыки. Чувство музыкального ритма развивается у детей путем усвоения системы музыкально-ритмических эталонов, наиболее часто встречающихся в музыке. «В качестве эталонов ритмического рисунка в музыкально-педагогической практике могут выступать как самые простые ритмические структуры, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, включающие в себя комбинации из неравномерных длительностей» [17, с.34].
Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в уроки музыки различные детские музыкальные инструменты.
М. А. Михайлова в своей работе отмечает, что «в музыкальной практике под чувством ритма разумеется обычно способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке» [17, с.34].
В период первоначального развития чувства ритма, т.е. в период, оказывающий иногда решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика, последний имеет дело почти исключительно с медленными ритмами.
Движения, как таковые, не образуют еще ритмического переживания. Речь идет лишь о том, что двигательные мотивы являются органическим компонентом восприятия ритма, а не внешним, по отношению к последнему явлению лишь «сопутствующими» ему в отдельных случаях [4].
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. «В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения» [17, с. 42].
Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце ХIХ века, основоположником системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом. «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма…не может быть воспринят ритм музыкальный» [9, с. 173].
Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре.
Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга» [9, с.150].
Известный психолог Б. М. Теплов, проводивший обширные исследования в области психологии музыкальных способностей, утверждал: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях» [26, с. 9].
Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем гармония и мелодия. В. И. Петрушин рассматривает понятие музыкально-ритмического чувства как умение слушателя воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить в различных двигательных реакциях [19].
А. Н. Зимина в своей книге «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» считает, что в системе музыкального воспитания важна музыкально-ритмическая деятельность [13].
А. А. Мазель и В. А. Цуккерман дают понятие ритма в узком его значении как временную закономерность, являющуюся организацией звуков по их длительности. То есть музыкальный ритм приравнивается к ритмическому рисунку [16].
Лишь упорядоченные во времени музыкальные звуки приобретают смысл. Музыка есть выражение некоторого содержания, в наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм является одним из средств выразительности музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Таким образом, опираясь на определения ритмического чувства Б. М. Теплова, В. И. Петрушина мы можем сделать вывод, что в основе ритмического чувства лежит эмоциональное переживание музыки, оно имеет моторно-двигательную природу.
«Элементарное музицирование – форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия» [27, c.120].
В переводе с немецкого языка, музицирование означает заниматься музыкой. Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю. Т.Э. Тютюнникова выделяет несколько основных типов музицирования:
- «музицирование по моделям устной и письменной традиции;
- репродуктивное и творческое музицирование» [27, c.121].
Т. Э. Тютюнникова отмечает, что в истории музицирования всегда переплетались две традиции – любительская, общедоступная и профессиональная, тесно связанная с талантом и мастерством отдельных индивидуумов.
Понятие «элементарное музицирование» было введено К. Орфом. Термин «элементарный» не значит простой и примитивный, К. Орф дает ему такое объяснение: (с лат.) «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный». «Элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами и с простым видом рондо, каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям» [30, с. 115].
Определяющими идеями музыкально-воспитательной концепции К. Орфа являются: «синтетическое использование звучащего слова, пения, жеста, танцевально-ритмического начала и инструментальной атмосферы, характеризующей происходящее» [27, c.120].
Идея методической концепции К. Орфа отвечает гуманистической направленности – это высвобождение природных сил личности. Поэтому в его методике большое место отводилось детскому творчеству, что «создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей…» [27, c.120].
Если говорить о музицировании на уроках музыки в школе, то можно отметить, что оно является исполнительской музыкальной деятельностью. Такая деятельность помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности.
Основными видами деятельности на уроках музыки являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
«Элементарное музицирование – это работа со словом, музыкальными инструментами, это использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах. Параллельная и одновременная деятельность по освоению этих элементарных средств на разном материале и является естественной средой рождения и развития музыки» [27, c.125].
В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика.
Таким образом, опираясь на определения К. Орфа, Т. Э. Тютюнниковой и др. элементарное музицирование – это простейшая творческая деятельность детей, связанная с движением, танцами и игрой на инструментах.
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 128 с.
2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для педагогических институтов / О. А. Апраксина. – Москва: Просвещение, 2018. – 222 с.: нот. ил.
3. Артемьева, И. В. Методика музыкального воспитания у школьников 1-4 классов: пособие для учителей пения / И.В. Артемьева. – Москва; Ленинград: Просвещение, 2018 – 267 с.: нот.
4. Батурина, Г. И., Кузина, Г. Ф. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. – 2-е изд. – Москва: Академия, 2017. – 176 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 2017. – 211 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва: Академия, 2018. – 320 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 224с.
8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дергунская. – Москва: Академия, 2017. – 320 с.
9. Далькроз, Э. Ж. Ритм /Э. Ж. Далькроз. – Москва: Классика – ХХI, 2018. – 248 с.
10. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебник для пед. уч-щ по спец. /Л.Г. Дмитриева, Н.И. Черноиваненко. – Москва: Просвещение, 2018. – 206 с.: ил., нот. ил.
11. Дубровина, И. В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. – 464 с.
12. Зильберквит, М. А. Мир музыки: Очерк. – Москва: Дет. лит., 2017. – 335 с.: фотоил.
13. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /А. Н. Зимина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 304 с.: ноты.
14. Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ /В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 2017. – 352 с., ил.
15. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва, 2018. – 464 с.
16. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. / Л. А. Мазель. – Москва: Музыка, 2017. – 536 с.
17. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 240 с., ил.
18. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: учебник для студ. муз. фак., учреждений высш. пед. проф. образования / [Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2018. – 384 с.
19. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – Москва: Академический Проект, 2017. – 400 с.
20. Психологический словарь / под общей науч. ред. П. С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2017. – 800 с.
21. Рассохина, В. Н. Александрова Н. Г. Ритмика Далькроза в нашей стране //Из прошлого советской музыкальной культуры. – Москва, 2018. – Вып. 3. – С. 248-249.
22. Система детского музыкального воспитания К. Орфа / под ред. Л.А. Барейбома. – Л.: Музыка, 2017. – 160 с.
23. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – Москва: «Академия», 2017. – 576 с.
24. Субботина, И. В. Методика музыкального образования: Актуальные вопросы современного музыкального образования: учебное пособие к курсу методики музыкального образования для студентов музыкально-педагогического факультета / И. В. Субботина. – Вологда: Легия, 2017. – 84 с.
25. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. – В 3 т. – Т.2. – Москва: Просвещение, 2017. – 384 с.
26. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов. – Москва: Просвещение, 2018. – 335 с.
27. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. Москва, 2018. – 121 с.
28. Тютюнникова, Т. Э. Карл Орф в начальной школе// Искусство в школе. – Москва, 2019. –№6. – С. 10-16.
29. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника: учебное пособие для студ. муз. – пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. – Москва: Академия, 2019. – 192 с.
30. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: I сборник /сов. секция межд. общ. по муз. воспитанию. – Москва: Сов. Композитор, 2018 – 160с.