2.1 Информационно-образовательная среда школы как инструмент в выполнении требований ФГОС
2.2. Блог как технология интерактивного обучения иностранному языку
2.2.1. Виды блогов для обучения иностранному языку
2.2.2. Алгоритм введения блог-технологий в учебный процесс
2.2.3. Трудности интеграции блог-технологий в учебный процесс и их преодоление
2.3. Обоснование методики обучения говорению на иностранном (английском) языке с применением блог-технологий
2.3.1 Ценность методики обучения иностранному языку з помощью блог-технологий
2.3.2. Дидактические свойства блога
2.3.3 Этапы оптимизации процесса обучения с использованием блог-технологий
Выводы
2.2. Блог как технология интерактивного обучения иностранному языку
Высокие стандарты и требования к эффективности процесса изучения иностранных языков благоприятно повлияли на учебный процесс. При формировании учебного плана все больше внимания уделяется интерактивным методикам, поскольку они доказали свою целесообразность, и основная цель такого подхода – создать максимально комфортные условия, при которых ученики будут заинтересованы и активно вовлечены в процесс обучения.
Основными характеристиками интерактивного обучения является двусторонний характер, совместная деятельность учителя и учащихся, управление процессом со стороны учителя, специальная организация и разнообразие форм, мотивация и связь с реальной жизнью, воспитание и развитие личности учащихся одновременно с процессом усвоения новых знаний.
Методологически интерактивное обучение иностранному языку должно включать в себя несколько параметров:
1) активность - все ученики должны быть привлечены к участию в каждом этапе обучения и отвечать за развитие своих умений. Использование интерактивных методов обучения предполагает активное взаимодействие между учениками, участие в групповой работе, что позволяет уменьшить количество ошибок при выполнении заданий, а также развить коммуникационные навыки.
2) развитие личности - ученики должны иметь все условия для личностного развития, некоторую свободу в творческих подходах, а также возможность познавательной активности
3) равномерное развитие навыков владения иностранным языком – письменная речь, восприятие речи, чтение, разговорная речь.
Интерактивное обучение иностранному языку (в нашем случае английскому) позволяет не только освоить грамматику и пополнить словарный запас, но и развивает в учеников умение выражать свои мысли, преодолеть когнитивный барьер, мешающий начать использовать усвоенные знания, а также перебороть стеснительность. При этом, улучшается не только устная, но и письменная реч.
Преимуществом интерактивного обучения является возможность подобрать различные методики и приемы в зависимости от темы и возможностей участников учебного процесса. Но не следует упускать из виду тот факт, что, как и в случае традиционных уроков, применение интерактивных и инновационных методик требует скрупулёзной подготовки и умения чередовать новые методы с традиционными, чтобы избежать утомляемости и перегорания учеников во время занятий. Также, необходимо подбирать задания таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить себя, а в случае успешного выполнения получал моральное удовлетворение. Такая постановка задач позволяет максимально использовать интерактивные методики при изучении английского языка и позволяет привлечь к работе всех учеников класса.
В данном контексте уместно выделить несколько основных характеристик интерактивных методик обучения:
1) многостороннее взаимодействие (ученик-преподаватель, ученик-ученик, группа учеников-преподаватель и тд.);
2) активное общение, обсуждение, обмен информацией в разных формах;
3) использование «реальных» ситуаций и задач, которые могут возникнуть в школьной и во внешкольной жизни (от обсуждения предыдущего урока и глобальных проблем до бытовых диалогов).
Само по себе использование интерактивных методик вносит разнообразие в учебный процесс и позволяет развивать не только языковые и коммуникативные навыки учащихся, но и формировать у них критическое мышление, умение решать проблемы, развивать личностные качества.
Существует множество интерактивных технологий, но практически все основаны на личном общении учеников и преподавателя, оставляя пробел в развитии Интернет-грамотности. Частично этот пробел может перекрываться уроками информатики, но использование Интернет-ресурсов для общения на английском языке становится часть быта современного русского школьника.
Исходя из вышеизложенного, блог как технология интерактивного обучения иностранному языку является удобной формой взаимодействия учителя и учеников и удовлетворяет все современные требования к интерактивному обучению.
По своей сути блог – страничка/ресурс, эквивалентный дневнику с заметками, который можно обновлять, комментировать и распространять. Возможность обновления блогов делает их хорошим средством общения и удобным инструментом учебного процесса.
Преимуществом блога является доступность с многих устройств (компьютер, планшет, мобильный телефон) при наличии Интернета.
Также, существует возможность размещения контента не только основателем блога (в нашем случае преподавателем), но и читателями (то есть учениками).
Использование блога для преподавания иностранного языка дает ученикам достаточно большой ресурс автономии – преподаватель публикует задания и материалы в удобное время, а ученики могут в любую минуту из просмотреть и оценить предстоящую работу.
Существует много авторских блогов преподавателей английского языка (как русских, так и native speakers), ориентированных на разную аудиторию. Их объединяет то, какие функции и цели ставит перед собой преподаватель, и в какой форме реализуется учебный процесс. Во-первых, это построение учебной среды, ориентированное на развитие коммуникативной, языковой и межкультурной компетенции, во-вторых - упорядочивание знаний и демонстрация их применения на конкретных примерах.