Введение
I. Теоретические основы коррекции отклонений в поведении младших школьников как предмет психолого-педагогического исследования
1.1. Основные проявления, причины и типы отклонений в поведении младших школьников
1.2. Самоконтроль как важнейшая составляющая саморегуляции поведения гиперактивных детей
1.3. Методы психолого-педагогической коррекции поведения детей с гиперактивностью и дефицитом внимания
Выводы по I главе
II. Экспериментальная работа по организации коррекции отклонений поведения детей с проявлением гиперактивности
2.1. Описание этапов, выборки и методов экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования
2.3. Содержание работы по психолого-педагогической коррекции гиперактивного поведения младших школьников на формирующем этапе
2.4. Анализ и интерпретация полученных результатов в ходе экспериментального исследования
2.5. Методические рекомендации по организации работы с детьми с гиперактивностью
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга) [54].
С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием гиперактивность. Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это и первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы [54].
Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточном подвижность малыша, основным дефектом в стриктуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.
Гиперактивность является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (поданным разных исследовании, им страдают от 2.2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие гиперактивностью, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Гиперактивность встречается у мальчиков и 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Первые проявления гиперактивности иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уколом, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1 -2 мес. позже остальных), а также в речевом, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.
Не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда «разгуливается» в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется[34;49].
В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность. При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).
Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «Я».
Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок [6;84].
Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с гиперактивностью в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок, страдающий гиперактивностью, не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью[17;102].
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Причины нарушения поведения возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Тревожным симптомом является рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д.
Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, современной жизни. Следствием такого неправильного подхода к воспитанию детей, является нарушение поведения детей.
Длительное время в педагогике на первый, и часто единственный, план выдвигалась задача коррекции познавательной сферы ребенка, и в недостаточной степени исследованы особенности нарушений поведения детей. Вместе с тем успешность социальной адаптации детей и их интеграции в общество определяется не только преодолением нарушений познавательной сферы, но и поведения детей.
Общим в происхождении нарушений поведения детей, главным образом, является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым – негармоничное семейное воспитание.
Степень изученности проблемы. В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Этому посвящены работы Беличевой С.А., Дубровиной И.В., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е..
Такие педагоги и психологи как: Ананьев Б.Г., Шевченко Ю.С., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Кучма В.Р., Платонова А.Г., Брязгунов И.П. изучали проблему гиперактивности и дефицита внимания.
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) среди «психически ненормальных учеников» наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников, которые относятся к группе детей с гиперактивностью [57;102].
В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.
Выше сказанное свидетельствует о наличии противоречий:
- между слабой разработанностью некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с нарушением поведения учащихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев их нарушения; отсутствует общепринятая систематика, комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся. Большая часть исследований ориентирована на подростковый возраст, в то время как дезадаитивные проявления отмечаются еще в младшем школьном возрасте, и профилактика и коррекция нарушения поведения может смешаться на этот возрастной период.
- между преобладанием фрагментарного представления о путях коррекции нарушения поведения изучаемого контингента детей. В многочисленных работах, посвященных проблеме нарушения поведения детей и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы.
С учетом этих противоречий нами была сформулирована проблема исследования: существует потребность в глубоком психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении средств своевременной коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста, что и определило выбор темы исследования: «Коррекция отклонений в поведении младшего школьника».
Цель исследования. Выявить методы психолого-педагогической коррекции поведения детей младшего школьного возраста с гиперактивностью и экспериментально проверить их эффективность.
Объект исследования: особенности поведения детей с гиперактивностью.
Предмет исследования: Методы психолого-педагогической коррекции поведения детей с гиперактивностью.
Гипотеза исследования: если в процессе коррекционной работы с детьми с гиперактивностью применять методы психолого-педагогической коррекции, а именно специальные коррекционно-развивающие занятия и упражнения, то можно реализовать самоконтроль и саморегуляцию в их поведении, то есть преодолеть нарушения поведения (отклонения).
Задачи исследования:
1) Раскрыть теоретические основы коррекции поведения детей с гиперактивностью.
2) Разработать программу психолого-педагогической коррекции поведения детей младшего школьного возраста с гиперактивностью.
3) Выявить методы коррекции поведения детей с гиперактивностью и экспериментально доказать их эффективность.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали научные труды: Ананьева Б.Г., Шевченко Ю.С., Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., Кучмы В.Р., Платоновой А.Г., Брязгунова И.П., Болотовского Г.В., Чутко Л.С., Кропотова Ю.Д. и других педагогов и психологов, изучивших проблему гиперактивности.
База исследования. Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ «Ерыклинская СОШ». В нем приняло участие 60 детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Во введении дипломной работы обоснована актуальность темы, объект, предмет, задачи.
В I главе рассмотрены теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции поведения детей с гиперактивностью.
Во II главе проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методов коррекции поведения детей с гиперактивностью.
В заключении представлены общие выводы и методические рекомендации по коррекции гиперактивности школьников, которые могут быть использованы родителями, руководителями образовательных учреждений различного типа, методистами, а также педагогами дополнительного образования и психологами.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы и методики:
- теоретические: междисциплинарный анализ и синтез педагогической, психологической литературы по вопросам гиперактивности, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования;
- эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование:
1. Методика «ДА и НЕТ».
2. Методика «Вежливость».
3. Методика «Обведение контура».
4. Анкетирование родителей детей для выявления степени выраженности симптомов гиперактивного поведения у ребенка.
5. Анкетирование родителей «Признаки импульсивности» Л. Пасечник.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- Определены педагогические условия коррекции детей младшего школьного возраста с гиперактивностью;
- Систематизированы и целостно представлены аксеологическая составляющая воспитания и коррекции детей младшего школьного возраста с гиперактивностью;
- Разработано содержание программы психолого-педагогической коррекции поведения детей младшего школьного возраста с гиперактивностью и определены формы и методы ее реализации;
- Составлены психолого-методические рекомендации, которые могут быть использованы родителями, руководителями образовательных учреждений различного типа, методистами, а также педагогами дополнительного образования и психологами.
Практическая значимость работы. Результаты исследования, разработка и апробация психолого-педагогической программы и методических рекомендаций по коррекции гиперактивности младших школьников могут быть использованы учителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами в практической деятельности со школьниками по коррекции гиперактивности школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова – Екатеренбург, 2000. – 389 с.
2. Абрамова, Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
3. Александров, А.А. Современная психотерапия. / А.А. Александров – СПб., 2007.-327с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева – М.: Просвещение, 2001. – 429 с.
5. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
6. Ананьев, Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. / Б.Г. Ананьев – М.: Просвещение, 2001. - 459с.
7. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. / А.Бандура, Р. Уолтерс, - М.: Эксмопресс, 2000. - 343 с.
8. Берон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. / Р.Берон, Д. Ричардсон - СПб., 2003.-256с.
9. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 2001. – 212 с.
10. Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. / И. В. Бачков - М.: Издательство "Ось-89", 2000. - 224 с.
11. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. / К. Бютнер - М.: Эксмопресс, 2000.- 117 с.
12. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М.: Педагогика, 2002. – 288 с.
13. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выгодский - М.: просвещение, 2002.-346с.
14. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия. / В. И. Гарбузов - СПб., 2004. – 196 с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
16. Дильтей, В. Описательная психология. / В. Дильтей -СПб., 2006.–314 с.
17. Джейнс, У. Психология. / Джейнс У. - М.: Изд-во «Педагогика», 2001. – 348 с.
18. Дубровина, И.В. Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов. / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2007. – 487с.
19. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина - М.: Педагогика, 2001. –194 с.
20. Ежов, И.В. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте. / И.В. Ежов - СПб, 2004. -189с.
21. Ениколопов, С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. - Под ред. А.В.Петрова – М.: Из-во Наука, - 2000. –346с.
22. Завражец, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражец – СПб, 2003. - 189с.
23. Игры - обучение, тренинг, досуг. / В.В. Петрусинский. - М.: Изд-во «Прометей», 2001. – 628 с.
24. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. / Л.Ю. Иванова – М.: Просвещение, 2007.-349с.
25. Крылов, А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / А.А. Крылов - СПб.: 2000. –314 с.
26. Кристофер, Э., Смит, Л. Тренинг лидерства. / Э. Кристофер, Л. Смит - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
27. Кэрол, Ф., Хобсон, Б., Робинсон, Е. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон - М.: Просвещение, 2000. - 414 с.
28. Кьел Рудестам. Групповая психотерапия / Кьел Рудестам - СПб.:Питер Ком, 2002. - 384 с.
29. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц – М.: Просвещение, 2004. – 356 с.
30. Макшанов, С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. / С. И. Макшанов - СПб.: "Образование", 2000. -238 с.
31. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. / Р.В. Овчарова - СПб.: Питер, 2000. –563 с.
32. Пащукова, Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте. Причины и возможности коррекции / Т.И. Пащукова - М.: Изд-во «Педагогика», 2001.–173с.
33. Прихожан, А.М. Практическая психология в тестах или как научить понимать себя и других. / А.М. Прихожан - СПб.: Питер, 2007. – 197с.
34. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А.М. Прихожан - СПб.: Питер, 2000. – 374с.
35. Паренс, Г. Агрессия наших детей. / Г. Паренс – СПб.: Питер, 2002.-278с.
36. Першанина, Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков. / Е. Першанина - СПб.: Питер, 2005. – 420 с.
37. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 2000. - 225 с.
38. Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000.-352 с.
39. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 342 с.
40. Раттер, М. Помощь трудным детям. / М. Раттер - М.: Просвещение, 2000. – 239 с.
41. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. / К. Рудестам - М.: Педагогика, 2000. –321 с.
42. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль. / Т.Г. Румянцева - СПб.: Изд-во «Питер», 2003. - 189с.
43. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд. - М.:Из¬дательский центр "Академия", 2007.-328 с.
44. Рычкова, И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. / И.А. Рычкова - М.:Из¬дательский центр "Академия", 2000. – 311с.
45. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л.М. Семенюк - Москва-Воронеж. 2006.- 217 с.
46. Славина, Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды. / Л.С. Славина – СПб.: Питер, 2000. –156с.
47. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. / Р. Смид - М.: Генезис, 2000. - 272с.
48. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева - СПб.: Питер, 2002. - 189с.
49. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника. / В.Г. Степанов – М.: Педагогика, 2008. - 246с.
50. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального. / Д.И. Фельдштейн - СПб.: Питер, 2002. - 355с.
51. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Э. Фромм - М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
52. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. / И.А. Фурманов - СПб.: Питер, 2006. – 164с.
53. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2003. –512 с.
54. Чистякова, М.И. Психогимнастика. / М.И. Чистякова - М.: Просвещение, 2000. - 128 с.
55. Челепева, Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. / Л.Н. Челепева, – СПб.: Питер, 2001.-189с.
56. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? / С.Ю. Чижова, - Ярославль, 2001. –249 с.
57. Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. / Е.А. Шумилин - М.: Изд-во «Педагогика», 2000. –378 с.
58. Шумилин, Е.А. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. / Е.А. Шумилин – Ярославль, 2006. –257 с.
59. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлины - М.: Просвещение, 2003. - 432с.
60. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон - М.: Педагогика, 2000.- 244 с.