Введение
Глава 1. Формирование положительной учебной мотивации учащихся начальной школы
1.1 Связь содержания обучения и мотивации на уроке русского языка
1.2 Создание условий для повышения мотивации к изучению русского языка через использование интерактивных технологий
Глава 2. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление современного образования
2.1 Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения
2.2 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе
2.3 Анализ статьи по теме
Заключение
Библиографический список
Интерактивная деятельность во внеурочных мероприятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются ролевые игры, используются творческие работы.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные технологии как средство повышения учебной мотивации.
Цель курсовой работы – анализ процесса повышения учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных технологий.
Задачи:
1) выявить связь содержания обучения и мотивации на уроке русского языка;
2) рассмотреть создание условий для повышения мотивации к изучению русского языка через использование интерактивных технологий;
3) проанализировать готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения;
4) исследовать применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.
1.2 Создание условий для повышения мотивации к изучению русского языка через использование интерактивных технологий
Рассмотрим условия для внутреннего мотивирования процесса учения.
1) Снятие внешнего контроля. Практика показывает, что использование наград и наказаний за результаты обучения ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешнее подкрепление, поощрение или порицание нужны не для контроля, а для информирования ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Они служат основанием для того, чтобы оценить достигнут ли желаемый результат, они являются побудительными силами деятельности. Не должно быть и наказание или порицание за неудачи. Неудача сама по себе вызывает неприятные переживания, состояние неудовлетворенности, подавленности и может привести к угасанию мотива. Педагог должен выбирать такие методы обучения, воспитания и развития, которые способствуют гармоничному развитию личности детей. А.С. Макаренко говорил, что если мы не видим в человеке положительного, то должны сами спроектировать положительное и в соответствии с этим «вести» человека. Однако нельзя полностью игнорировать роль порицания.
Говоря о роли оценки в становлении личности школьника, необходимо иметь в виду ряд психологических особенностей:
- одобрение поступков (словесное поощрение, благодарность), т.е. психологическая поддержка вызывает позитивные эмоции, эмпатию, чувство удовлетворения и побуждает поступать также в дальнейшем;
- положительная или отрицательная оценка, как отдельного ученика, так и класса, видна. Позитивная глобальная оценка («вот примерный ученик», «вот хороший класс») приводит к завышению самооценки и снижению самокритичности и требовательности. Во втором случае угасает побуждение к деятельности, школьник может перестать верить в свои способности, силу и возможности группы. При парциальной (частичной) психологической поддержке ребята гордятся своими достижениями и вместе с тем понимают, что еще не все сделано и нет повода радоваться успеху.
Важна и негативная частичная оценка, помогающая правильно ориентироваться в конкретном действии;
- при неудачах предпочтительнее использовать опосредованную оценку (не называя имен), а при достижении поставленной цели – непосредственную (прямую, с указанием имен);
- объективная форма выражения оценки – одно из условий профилактики конфликта между учителем и учениками.
В практике часто встречаются ситуации, когда ученик, который не когда не учил уроков и всегда плохо отвечал, вдруг рассказал материал так, что можно поставить «хорошо» или «отлично». Если педагог при этом поставит ему «тройку», то ученик может разочароваться в своих силах и вновь, как и прежде, перестать выполнять домашние задания.
Если учительница поставит ему соответствующую ответу оценку и отметит ответ, ученик поверит в себя и (так бывает чаще всего) будет регулярно и серьёзно заниматься.
2) Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений школьников. Результаты обучения должны быть значимыми для учащихся и соответствовать их потребностям. По мере взросления у ребёнка формируется потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности становится одним из показателей личностной зрелости. Необходимо контролировать появление и становление этой потребности по мере формирования личности, у неё должны определяться все более жизненные перспективы, должно складываться представление, что учеба и ее итоги – это важный шаг жизненного пути.
Таким образом, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Переход к такому перспективному планированию будет безболезненным, если путь достижения учебных целей разбить на более мелкие подцели с конкретным видимым результатам. Текущий контроль процесса усвоения знаний школьников позволяет педагогу не только определить исходный уровень их знаний, умений и навыков, но и скорректировать поставленные задачи, наметив новые пути и средства обучения исходя из потребностей, запросов, интересов учеников.
Школьник, оценивая уровень своих знаний и умений, также в соответствии с этим корректирует дальнейшие цели. Благодаря этому взаимодействию внутренняя подсистема становится доминирующей, ученик определяет свою перспективу.
3) Личность учителя и характер его отношения ученику. Сам учитель должен быть личностью, внутренне мотивированной личностью с ярко выраженным интересом педагогической деятельности, высоким самоуважением, профессионализмом и уверенностью в своих силах. Среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу.
Чтобы обладать этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и креативной личностью. К.Д. Ушинский, который писал об этом так: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, то главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет воспитательскую силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Однако не редко настойчивые и правдивые требования педагога не встречают понимания или вызывают отрицательную реакцию школьников. Это бывает при непонимании между учениками и педагогом. Такое непонимание называется смысловым барьером (или барьером общения).
4) Урок следует организовать так, чтобы сам процесс учения был интересен учащимся и вызывал радость от общения с педагогами и одноклассниками. Четко организованный урок имеет обучающее, развивающее, психологическое и воспитательное значение. Логически продуманная система взаимосвязанных уроков способствует активному проявлению всех духовных сил школьников, выработки определённого биоритма активности, привычке к работе; порождает условия для умственной и трудовой деятельности, что позволяет в процессе усвоения знаний «включать» весь комплект психических процессов учащихся. Благодаря совместной учебной деятельности, обмениваясь практической информацией в делах, школьники учатся взаимопониманию и взаимопомощи.
Познавательная активность на уроке также закаляет волю учащихся, воспитывает у них трудолюбие, ответственность и другие нравственные качества личности. Учителя-новаторы планируют свой урок так, чтобы учебный материал обязательно усваивали все ученики, используя разнообразные методы, соответствующие особенностям содержания урока и уровню развития школьников. Поэтому сегодня на смену комбинированному уроку приходит инновационный урок, имеющий в своей основе новые, оригинальные, творчески привнесённые учителем изменения в содержании, в методах, средствах и формах организации знаний.
Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, места в структуре личности, но наличие внешней и внутренней подсистем мотивации признается всеми. Большими дидактическими возможностями в этом плане обладают ИКТ, которые осуществляют не только информационную поддержку образовательного процесса, но и адаптируют его к познавательным потребностям и мотивам учения.
1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2012 г.
2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора..., Луганск: СПД Резников В. С., 2006, 100 с.
3. Дорсман Е.М. Занимательные игры на уроках литературы для учащихся 5-9 классов. Дидактические материалы. - Пермь, 2006.-119 с.
4. Довгопол И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии, Симферополь, НАТА, 2007. – 334 с.
5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
6. Маркова, А.К.Формирование мотивации учения/А.К.Маркова, Т. А. Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 2010.-192с.
7. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы, Волгоград, Издательство «Учитель», 2008. – 93 с.
8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
9. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
10. Сказки учат грамоте: Диктанты и изложения в курсе морфологии (5-7 классы): Учебно-методическое пособие /Сост. М.П.Абашеева, В.Е. Кайгородова, М.А.Лебедева и др.; ПГПУ – Пермь , 2007. - 115 с.
11. Скороходова Н. Мотивация на уроке/Н.Скороходова//Сельская школа. - 2009. - №6. - с. 96-103.
12. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 160с.
13. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2008. - 208с.
15. Юрьева В.А. Межпредметные связи в работе со словом на уроках русского языка. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. - 80 с.