Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Формирование учебной мотивации на уроках окружающего мира

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Solnze

Год: 2016 | Страниц: 44

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе учебной деятельности

1.1 Учебная мотивация как психолого-педагогическая проблема

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения младших школьников

1.3 Типы мотивации учебной деятельности

Глава 2. Методы и приемы формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

2.1 Организационно-педагогические основы формирования мотивации учения на уроках Окружающего мира (предметная область обществознание)

2.2Описание и анализ результатов применения способов мотивации на уроках окружающего мира

Заключение

Литература

Тема, рассматриваемая в курсовой работе, - «Формирование учебной мотивации на уроках окружающего мира».

Методика и практика обучения всё больше стали обращаться к личности обучающегося. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями.

Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми.

Проблема формирования учебной мотивации школьников – одна из важнейших задач современной школы. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор.

В специальной психологии проблема мотивации учебной деятельности рассматривается такими учёными как Б.И. Пинский, Ж.И. Шиф, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.П. Ушакова и др. Однако, разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на детей подросткового возраста.

Объект исследования – мотивационная сфера учения школьников на уроках окружающего мира.

Предмет исследования – учебная мотивация школьников.

Цель курсовой работы – проанализировать процесс формирования учебной мотивации на уроках окружающего мира.

Задачи:

1) рассмотреть учебную мотивацию как психолого-педагогическая проблему;

2) выявить возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения младших школьников;

3) рассмотреть типы мотивации учебной деятельности;

4) проанализировать организационно-педагогические основы формирования мотивации учения на уроках Окружающего мира (предметная область обществознание);

5) исследовать методы и приёмы формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира (предметная область обществознание);

6) изложить практическое применение способов мотивации на уроках окружающего мира

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе учебной деятельности

1.1 Учебная мотивация как психолого-педагогическая проблема

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. У многих учащихся школ возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач развития у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием у них активной жизненной позиции.

В младшем школьном возрасте в рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующих возрастных этапах. Именно поэтому проблема изучения психологических особенностей учебной мотивации на каждом возрастном этапе очень важна.

1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 4. С. 13-19.

2. Бабич Э.А., Корякова А.А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 55-61.

3. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С. 18-22.

4. Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению // Школьный психолог. 2000. № 23. С. 1-3.

5. Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1992.

6. Вахрушев, А.А. Программа «Окружающий мир / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов [и др.] // Образовательная система «Школа 2100»: Примерная основная образовательная программа; кн. 2: Программа отдельных предметов, курсов для начальной школы; под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

7. Ведута О.В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 62-67.

8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах - М.:1986.

9. Коваленко, Л.И. Окружающий мир: 3 класс: Рабочая тетрадь; в 2 ч.; ч. 1 / Л.И. Коваленко. – Саратов: Лицей, 2006.

10. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

11. Кривцова, С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. - 2001. - № 6. - С.8-19.

12. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания. Великий Новгород, 2007. С. 77.

13. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

14. Матюхина, М.В., Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина, Т.А. Саблина. - ВГПУ.: - Волгоград, 2002. - с. 62-73.

15. Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 53-56.

16. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

17. Овчаренко Л. С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания// Журнал «Эксперимент и инновации в школе» - Выпуск № 1 / 2015.

18. Примерные программы начального общего образования; в 2 ч.; ч 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).

19. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: 2 класс: Рабочая тетрадь; в 2 ч.; ч. 1 / А.А. Плешаков. – М.: Баласс, 2009.

20. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 28-31.

21. Сиденко Е.А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С. 35-48.

22. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 32-35.

23. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 7-9.

24. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 13-17.

25. Шактамаева Дарима Геннадьевна. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Якутск, 2007 157 с.

26. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников// Журнал «Вестник Пензенского государственного университета» - Выпуск № 4 / 2013.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское