ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Психологические возрастные особенности развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе
1.2 Педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения пейзажной живописи в общеобразовательной школе
1.3 Критерии оценки работ младших школьников по пейзажной живописи
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
2.1 Типичные ошибки учащихся средней общеобразовательной школы при выполнении работ по пейзажной живописи
2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы средствами пейзажной живописи
2.3 Планы-конспекты уроков по пейзажной живописи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как научить ребёнка видеть все великолепие окружающего мира? Как расшевелить его чувства, разбудить творчество и воображение? Оказать помощь в решении этой проблемы может изобразительное искусство, в частности один из самых эмоциональных его жанров – пейзажная живопись. Ведь художественный пейзаж – высшая степень восприятия человеком природы. Однако по нашему мнению в начальной школе недостаточно используют этот жанр искусства с целью развития творческих способностей учащихся, формирования у них понятий о приемах создания живописных произведений и практических умений работы с живописными материалами.
Поэтому актуальность и недостаточная разработанность проблемы и обусловили выбор темы курсовой работы – «Развитие творческих способностей младших школьников средствами пейзажной живописи».
Цель курсовой работы – проанализировать процесс развития творческих способностей младшего школьника на занятиях по изобразительному искусству.
Задачи работы:
1) рассмотреть психологические возрастные особенности развития творческих способностей младшего школьного возраста средней общеобразовательной школы на занятиях по изобразительному искусству;
2) изложить педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения пейзажной живописи в общеобразовательной школе;
3) разработать критерии оценки работ младших школьников по пейзажной живописи;
4) проанализировать типичные ошибки средней общеобразовательной школы при выполнении работ по пейзажной живописи;
5) разработать методические рекомендации по обучению пейзажной живописи в средней общеобразовательной школе.
1.2 Педагогические условия развития творческих способностей в процессе обучения пейзажной живописи в общеобразовательной школе
Понятие «педагогические условия» определяется как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи [Кузин].
Педагогические условия – это взаимодействующий комплекс мер, в которых протекает образовательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его реализацию и результаты.
Развитие творческих способностей без прямого воздействия на детей взрослого, а значит без обучения – невозможно. «В каждом занятии обучающего характера должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения. Решение изобразительной задачи происходит с помощью педагога, но постепенно помощь взрослого уменьшается и возрастает самостоятельность ребенка.
Поэтому все методы обучения направлены на постепенное изменение характера деятельности: от подачи и усвоения школьниками «готовой» информации с помощью информационно-рецептивного метода к организации репродуктивной деятельности разного уровня, направленной на вариативное применение знаний и умений, а затем все более эвристической, поисковой деятельности в решении задач. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности можно представить, как задачу по совершенствованию отдельных способностей и свойств личности в их функциональном единстве и созданию системы устойчивых связей между ними, определяемой самой деятельностью.
Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их памяти, проникаться восторгом и радостью перед «музыкой» и певучей гармонией природы. Это важно, т.к. через это закладываются фундамент эстетического мировосприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребенка и живет как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.
В школе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу; подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык - средства выразительности живописи.
Познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым и т.д.) Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах - музыке, поэзии, танце и т.д.;
На доступном для учащихся начального звена уровне педагогу необходимо дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезоном и измененном человеком - городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи; обогатить словарь учащихся сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении (Н.М. Зубарева, О.И. Никифорова, М.Н. Семенова).
Задачей педагога явится и накопление у детей опыта эстетически образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного образного мышления. Ибо в дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти «свое» в изображении, произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.
При изучении учащимися пейзажной живописи надо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно его сезонам.
Учащиеся начальных классов продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, у них формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах.
Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы; развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Акад. пед. наук РСФСР. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 486 с. - (Труды действительных членов академии). - Парал. тит. л. англ. - Указ.: с. 471-485.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925, 321 с.
3. Выгодский Л.С. Психология искусства.3-е изд.,М.: Искусство, -1986, 342 с.
4. Демченко И. Творческое развитие школьников средствами изобразительного искусства // Родная школа. - 2002. - №6. - С.62-64.
5. Демченко И.И. Диагностирование творческого развития младших школьников средствами изобразительного искусства // Дизайн-образование 2003: опыт, проблемы, перспективы. материалы Всеукраинской научно-методической конференции. Сб. материалов - Харьков: ХГАДИ, 2003. - С.251-260.
6. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр Академия, 2001. - 464с.
7. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2011- c. 243
8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2000. - 433с.
9. Кузин В.С. Психология живописи. Изд-во: Оникс 21 век, 2005, -234 с.
10. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7-17.
11. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Педагогика, -2003, 4-е изд., 688с.
12. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2005. - 713с. с. 540 (Серия "Мастера психологии")
14. Семенова М.Н. Развитие худ. восприятия у школьников. // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1981. - С.29-49.
15. Сизова А. Формирование цветовосприятия как проблема художественно-эстетического воспитания школьников // Мир образования - образование в мире. - 2002. - №1. - С.187-192.