Введение
Глава 1. Теоретические подходы к формированию познавательной активности младших школьников
1.1 Понятие и сущность познавательной активности
1.2 Особенности формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста
Глава 2. Анализ методики формирования познавательной активности младших школьников на уроках английского языка
2.1 Методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках английского языка
2.2 Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках английского языка
Заключение
Список литературы
Проблема изучения познавательной деятельности младших школьников обусловлена тем, что в рамках модернизации общего образования России необходимо реализовать новую модель обучения в начальной школе, для развития личности ученика, а также для повышения уровня интереса к обучению, желания и способности учиться.
Давыдов В.В., Асмолова А.Г. и А.В. Петровский считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
В определении Г.И. Щукиной познавательная активность - это качество личности, которое отражает уровень стремления личности к познанию окружающей действительности, интеллектуальный и эмоциональный отклик на сам процесс познания .
Развития познавательной активности младших школьников - одна из важнейших проблем современной психологии. Мир стремительно меняется, развиваются технологии, меняются взгляды и представления детей, теряется интерес к стандартному образованию. Таким образом, необходимо обогащать и дополнять учебный процесс новыми формами и приемами для удержания и стимулирования познавательного интереса у детей.
Педагогическая реальность ежедневно доказывает, что процесс обучения более эффективен, если ученик проявляет познавательную активность. Это явление закреплено в педагогической теории как принцип "активности и самостоятельности учащихся в обучении". Способы реализации основного педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная деятельность».
Объект исследования – формирование познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников на уроках английского языка.
Цель курсовой работы - выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения английскому языку.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность и структуру понятия «познавательная активность»;
2) выявить особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста;
3) рассмотреть методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках английского языка;
4) проанализировать игровые методы как средство формирования познавательной активности младших школьников на уроках иностранного языка.
1.1 Понятие и сущность познавательной активности
В научной литературе еще нет однозначного определения познавательной деятельности.
Термин «познавательная активность» достаточно обширно отражен в научной психолого-педагогической литературе. Исходным в термине является понятие активности, которое является эмпирически понятным понятием, но достаточно неоднозначно толкуемым - в интерпретации разных исследователей. Так, одни авторы напрямую отождествляют активность - с деятельностью личности, вторые – считают ее более обширным понятием или же результатом деятельности .
Так, в словаре русского языка «активным» считается деятельностный человек, развивающийся и энергичный. В общей публицистической литературе и обыденной речи термин «активность» чаще всего рассматривается как «деятельность». В словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского активность человека рассматривается в качестве важнейшего качества личности, способности к изменению окружающей действительности согласно его представлениям о потребности, взглядах, целях .
Согласно определению А.Н. Леонтьева, активность - это свойство (способность) живых организмов к произведению спонтанных движений и изменению под воздействием тех или иных определяющих факторов (раздражителей) внутренней или внешней природы . Так, определив понятие активности, стоит обратиться к определению частного понятия - познавательной активности.
Анализ определений из научной и публицистической литературы приводит к выводу о том, что познавательная активность зачастую рассматривается «однобоко», с той или иной позиции взглядов на обучение и воспитание. Но общий педагогический опыт и практика обучения показывает, что образовательный процесс проходит куда гораздо более эффективно, если школьники проявляют в нем познавательную активность.
Соответственно, перед практикующими учителями встает проблема поиска таких средств, методов и форм обучения, в которой бы как можно активнее развивались интересы и склонности обучающихся, воспитывался активный интерес не только к учебному материалу, но и эмпирическому познанию действительности.
Анализируя определения познавательной активности, представленные в научно-педагогической литературе, мы выявили, что активность может определяться в качестве свойства, характеризующего деятельность ученика, его отношения к содержанию учебного материала и учебной деятельности в целом, в направлении всех своих усилий воли к достижению учебных и познавательных задач .
Т.И. Зубкова, считает, что познавательная активность является вполне естественным стремлением человека к познанию окружающей действительности, и она выступает своего рода личностной характеристикой деятельности, проявляющейся с разной степенью интенсивности .
В исследованиях Б.П. Есипова и М.А. Данилова познавательная активность - это «оригинальная и живая» деятельность, цель которой - выполнение учебного задания , или физическая или умственная работа, направленная на овладение в ходе нее навыками и умениями.
Еще одно определение познавательной активности как черты личности находим в книге Ш.И. Ганелина: с его позиции, активность - это инициативность и самостоятельность, что приводит к укреплению волевых качеств личности, усвоению умений, навыков, знаний .
Далее, в определении Г.И. Щукиной познавательная активность - это также качество личности, которое отражает уровень стремления личности к познанию окружающей действительности, интеллектуальный и эмоциональный отклик на сам процесс познания. Если эти свойства приобретают устойчивый характер, то можно говорить о познавательной активности как качестве личности .
1. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Проблемы формирования познавательной активности в процессе обучения // Актуальные вопросы активизации познавательной деятельности: Сб. ст. – Уфа, 2009. – С.3.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Под ред. Осиповой М. П. - Минск, 2007.-230 с.
3. Антропова Е.В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности //festival.1september.ru/articles/514422/ (дата обращения: 01.11.2019)
4. Бартош Д.К., Геращенко Т.Б. Роль репрезитативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 12–19.
5. Бергсон А. Творческая эволюция / пер с фр. В. А. Флеровой. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.
6. Богуславская Г.П. Инновации в преподавании иностранных языков // Проблемы функциональной лингвистики и активные формы преподавания иностранных языков. – Астрахань, 2005. – С.122-123.
7. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English для 3 класс. Москва: Титул, 2013.
8. Быкова Н.И, Дули Д., Эванс В. Английский язык. Английский в фокусе. 3 класс. Москва: Просвещение, 2012.
9. Вайсбурд М.Л. Методы обучения. Выбор за вами// Иностранные языки в школе.- 2000.- № 2. – С. 29-34.
10. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 c.
11. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Академия, 2012. - 187 с.
12. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. - 2014. - с. 170-175.
13. Всё начинается с учителя: Учебное пособие / Сост. хрестоматийного сборника К. А. Иванов / Под ред. З. И. Равкина. - М.: Просвещение, 1983.
14. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики /Сост. А.А. Леонтьев. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
15. В школу - с шести лет / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1986. - 176 с
16. Ганелин Ш. И. Принципы обучения // Педагогика. М., 1966. Лекция 6. С. 151-176.
17. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении).- Кишинев,2010.
18. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.
19. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 96 c.
20. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном воз-расте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.-С. 69-101.
21. Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2018. - №4. - С. 176-178. - URL https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 02.11.2019).
22. Дядинчук Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 553-556. - URL https://moluch.ru/archive/77/13455/ (дата обращения: 12.12.2019).
23. Есипов Б.П. Пути совершенствования методов обучения // Советская педагогика. - 1963. - № 12. С. 12-21.
24. Жиркова К.А. Активизация познавательных процессов у учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в контексте перцептивной деятельности // МНКО. 2016. №4 (59).
25. Жумабаева А. Развитие познавательной активности младших школьников Нач. школа Казахстана - 2011 - № 9 с. 5-9.
26. Здравствуй, мир! Пособие по познавательному развитию детей 6-7 лет. В 4 частях. Часть 4 / А.А. Вахрушев и др. - М.: Баласс, 2017. - 198 c.
27. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов [Текст] / Т.И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24с.
28. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В.С. Ильин. - М. :Педагогика, 1984. - 144 с.
29. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 995 c.
30. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган // М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
31. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. :Академия, 2001. - 176 с.
32. Коробова Е.В. Формирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий (на опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе): автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2003. - 27с.
33. Красновский, Э.А. Показатели в образовании [Текст] / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. -57с.
34. Ким С.Г. Опыт внедрения образовательных технологий при обучении младших школьников чтению // Нач. школа Казахстана -2012 -№ 9 с. 25-29
35. Клименко Л.В. Элементы развивающего обучения в начальной школе // Познай себя - 2005 № 3 с.14-18.
36. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.
37. Лекомцева Е. Н., Пикин А. С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 3. - С. 57-60.
38. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
39. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 256 c.
Всего 65 источников литературы