Проблеме патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как: В.Г.Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства и любящие свое отечество.
Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием их ключевых компетенций гражданина и патриота России.
Объект исследования – формирование патриотических представлений у младших школьников.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство формирования патриотических представлений.
Цель курсовой работы – провести изучение особенностей патриотических представлений у младших школьников и разработать рекомендации по их дальнейшему формированию с помощью проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) подобрать и провести методики для диагностики патриотических представлений у детей;
3) провести анализ полученных результатов, выявить общие закономерности формирования нравственных представлений у детей;
4) разработать рекомендации по формированию патриотических представлений у младших школьников с помощью проектной деятельности.
1.1 Патриотические представления: понятие, структура, особенности формирования в младшем школьном возрасте.
Современное понимание патриотизма характеризуется вариативностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины .
В.Г. Белинский считает, что патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников . Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя :
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.
В младшем школьном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Своеобразие патриотического воспитания в младшем школьном возрасте характеризуется особенностями развития патриотизма как качества личности в этом возрасте, а также специфика нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика характеризуется, прежде всего, общими особенностями этого возраста – восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, яркого восприятия, импульсивность поведения.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Обучающийся сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни.
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становления самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находит других условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки обучающегося как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Формирование нравственности личности младшего школьника – это сложный и длительный процесс, осуществляемый в три этапа. Этап первый заключается в накоплении знаний, необходимых для формирования моральный убеждений школьника. Этап второй составляет своеобразный переход знаний в убеждения, и третий этап рассматривается как претворение нравственных знаний и убеждений в конкретное поведение.
Процесс накопления знаний младшими школьниками начинается, как правило, еще задолго до школы, протекает в условиях семьи, детского учреждения и имеет свои источником рассказы, советы, замечания родителей, чтение детской литературы, прослушивание радиопередач, просмотр кинофильмов. Для социальной ситуации дошкольника характерная ведущая роль игровой деятельности в психическом развитии этого возраста.
Однако рост жизненного опыта создает уже в этом возрасте возможности для участия дошкольника в элементарном бытовом труде на общую пользу. В условиях воспитания к концу этого возраста у дошкольника формируется сравнительно устойчивое отношения к труду, он начинает сознавать свои трудовые обязанности. У него развивается непосредственные интересы как ведущие мотивы. В то же время появляются задатки чувства долго и ответственности. В процессе совместной деятельности у дошкольников формируется правильное отношение к сверстникам: начинает вырабатываться умение действовать совместно, подчиняться или руководить в зависимости от ситуации, считаться с интересами других людей, помогать в случае необходимости. Постепенно расширяется круг трудовых умений, на общем фоне импульсивного поведения наблюдается отдельное проявление воли.
Каким вырастает младший школьник в нравственном отношении, в большей степени зависит от учителей начальных классов, так как именно в этом возрасте закладывается основная база нравственных понятий. Задача педагога-воспитать помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом. Младшие школьники характеризуются любознательностью, подражательностью, общительностью. Именно в данном возрасте у обучающихся интенсивно расширяется круг интересов, что актуализирует проблему их целенаправленного формирования.
Формирование нравственных качеств в младшем школьном возрасте проходит в несколько этапов:
- Принятие нравственных норм, предъявляемых младшему школьнику со стороны, но остающихся внешними для него;
- Принятие нравственных норм добровольно, осознавая свои возможности;
- Нравственные нормы становятся внутренними, личными.
Предпосылки к формированию мотива нравственной деятельностью начинают складываться в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив, закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к 3-4 классам.
Особенностью обучающихся младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Обучающиеся этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуют себя как личность, младший школьник в основной лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание исполнительностью создают условия для воспитания младшего школьника как личность, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Важную роль в формировании нравственных качеств младшего школьника играет словесное воздействие учителя, воспитателя. Метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения играет важную роль в воспитании нравственных качеств младших школьников. Также большое значение имеет личный пример учителя. Воспитательная сила личного примера основана на склонности обучающихся к тому, кого они любят, уважают, кто пользуется их авторитетом.
Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозимых процессов. Однако младшим школьникам вполне доступно сохранять внимание в течение 30-35 минут.
По данным исследования, проведенного Е.В Бондаревским и Г. П. Богомоловой , младшие школьники проявляют интерес к истории нашей Родины, к ее будущему, к социальному устройству жизни в нашей стране, к труду.
К концу младшего школьного возраста у обучающихся возникает относительно устойчивый интерес к нравственным знаниям. Устойчивость интереса младших школьников к вопросам нравственности, безусловно, зависит от того, насколько внимательно и серьезно относятся к проявлению такой его пытливости взрослые – родители, учителя. Если взрослый отмахивается от вопросов обучающего, обрывает его рассуждения на полуслове, допускает бестактную насмешку или ограничивается общими фразами, то при таком отношении младший школьник или замыкается, или начинает искать ответы на «стороне», что может привести к накоплению неправильных, искаженных знаний оценок жизни.
Получая обстоятельные ответы взрослых, в разъяснениях которых подчеркиваются существенные связи и зависимости сложных жизненных явлений, человеческих отношений, действий и поступков, обучающийся постепенно учится обобщать, осмысливать полученную информацию, тем самым преодолевается ситуативность его мышления, оценок рассуждений и выводов.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург:, 2009. – С. 476-505.
2. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2012 – 224 с.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11-е классы. - М.: Вако, 2009. - 122 с.
4. Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002. - 132 с.
5. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 520 с.
6. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.
7. Бирюкова, Н.A. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики (Текст) /Н.А. Бирюкова // Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 9-12.
8. Богачева, И В. Моѐ отечество Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / ИВ. Богачѐва и др. – М.: Издательство ГНОМиД, 2005. – 232 с.
9. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 405-412.
10. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов/ В.В. Буткевич. - Минск: НИО,2007. - 280 с.
11. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. - 2010. - №2. - с. 374.
12. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006.
13. Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2006. - № 5. - С. 12-19.
14. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. / Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2013.
15. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2008. - 128 с.
16. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание / Л.С. Выгодский Пед. психология. - М., 1991.
17. Гамбург, Е. Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческою факультативного курса [Текст] / Е.Я. Гамбург // Воспитание школьников. – 2009. – №9. – С. 24-31.
18. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов// Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59.
19. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания [Текст] /З.Т. Гасанов //Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59-63.
20. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: - М.: 2004.
21. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999.
Всего 52 источника литературы