Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития образования профессиональная деятельность педагога-психолога характеризуется устойчивой тенденцией на повышение уровня психолого-педагогической поддержки развития личности учащегося.
Компетенции, формируемые у обучающихся по основной образовательной программе, закреплены в Федеральном государственном стандарте основного общего образования и заключаются в требовании к личностным результатам освоения основной образовательной программы, предусматривающих готовность «к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность ценностно-смысловых установок отражающих способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме».
Статус профессиональной деятельности педагога-психолога обусловлен решением ряда задач в учебно-воспитательном процессе, конкретизирующихся как в различных направлениях деятельности (психо-профилактика, психодиагностика, просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование), так и в разнообразии контингента клиентов (учащихся, родителей учителей, администрации образовательного учреждения), их возрастного, социального и культурного статуса.
Таким образом, деятельность педагога-психолога направлена на обеспечение целостного процесса социализации личности школьника, с ориентиром на его потенциальные возможности. Требования соответствия личности педагога-психолога современным условиям образования и качественного выполнения более широкого спектра профессиональных задач, актуализирует проблему профессиональной самореализации личности самого специалиста.
Объект исследования – профессиональная самореализация личности педагога-психолога.
Предмет исследования – ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога.
Цель исследования – анализ особенностей самореализации личности в профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
1) дать понятие и рассмотреть уровни самореализации личности;
2) рассмотреть механизмы самореализации личности;
3) проанализировать профессиональную деятельность как сферу самореализации личности педагога;
4) выявить специфику самореализации личности в педагогической профессиональной деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использовано литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты самореализации личности
1.1 Понятие и уровни самореализации личности
В современных психологических исследованиях немаловажное место занимает феномен самореализации личности. Обращение человека к собственному потенциалу – ключевой смысложизненный элемент. В связи с этим понимание составных частей и представление о структуре данного явления просто необходимо как для науки, так и для психологической практики.
На данный момент существуют отдельные концепции, которые не позволяют выяснить общую картину самореализации личности и ее структурных компонентов. В данной статье акцент сделан на изложении сути данной проблемы, ее конкретизации, что значимо для дальнейшего исследовательского поиска. Самореализация, или самоактуализация, личности – это возможность человека в полной мере проявить собственный внутренний потенциал. Она предполагает такое развитие личности, которое «освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них».
Таким образом, по своей природе самореализация предполагает активность человека в направлении разрешения экзистенциальных проблем. При этом собственный потенциал в полной мере человек может реализовать в деятельности. Включенный в сложную социальную систему индивид так или иначе стремится направить собственную активность во благо общества, других людей, что может обеспечить более полное удовлетворение от своих действий, осознание собственной значимости и так далее.
Понятие «самореализация личности» является комплексным: оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и моральных норм, успешную адаптацию в социуме и много другое.
Выделение структурных компонентов самореализации личности целесообразно для более полного понимания сущности данного феномена, а также оценки их уровня развития в неразрывном единстве у отдельной личности. Необходимо отметить, что структурный подход является одной из разновидностей системного. При этом предлагается изучение состава (подсистем) и структур объекта.
Уровни самореализации:
1. Выбор собственной траектории самореализации. При этом выборе преобладают внутренние устремления, сопровождаемые уверенностью в том, что осуществляемые социальные практики эффективны. Источником поведения при этом выступает осознание своих потребностей и чувств, маркирующие усвоенные (или порожденные личностью) нормы и ценности.
2. Нормативная самореализация характеризуется преобладанием внешних по отношению к личности стратегий, соответствует ожиданиям социального окружения. Человек удовлетворен своей деятельностью и ее результатом, но источником поведения выступают внешние, «отчужденные» требования. Например, желание выйти замуж к определенному возрасту, так как позже будет поздно, причем выбор брачного партнера может быть не очень удачным.
3. Отсутствие самореализации – личность этого типа убеждена, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо. Такой человек пассивен, реализует в поведении стратегию «ухода» от принятия решений. Например, религиозное растворение личности в любви к Богу.
Можно говорить о существовании разных подходов к выявлению структурных компонентов самореализации личности. Одним из «пионеров» в этой сфере был А.Г. Маслоу, выделивший следующие характеристики самоактуализирующихся людей:
Самоактуализирующуюся личность отличает более объективное восприятие окружающей действительности, свобода от стереотипов. Ключевыми аспектами данной характеристики являются возможность более четко дифференцировать истину и фальшь, а также толерантность к неопределенности (вследствие объективности восприятия снижено влияние страхов и надежд на оценку ситуации).
Свежесть восприятия. Ценным качеством такой личности является возможность видеть уникальное в привычном, повседневном, что является залогом насыщенности жизни и определяет возможность всестороннего познания действительности, открытия нового, неизведанного.
Безусловное принятие себя и других людей. Самореализующаяся личность адекватно воспринимает человеческую природу, принимая слабости и недостатки без излишней критики. Принятие не означает отсутствия стремления к изменениям; напротив – самореализующаяся личность по определению ориентирована на самосовершенствование. Однако понимание того, что идеал – это лишь некий ориентир, продвижение к которому требует временных затрат, позволяет такой личности спокойно относиться к существующим недостаткам и несовершенствам, нивелирование которых – дело времени.
Спонтанность и простота. Самоактуализирующиеся люди не стремятся произвести впечатление на кого-либо, ведут себя естественно и непринуждённо. Будучи людьми самодостаточными и уверенными в себе, они не нуждаются в самоутверждении, поэтому они не стремятся носить социальные маски и примерять чуждые своей самости социальные роли.
Склонность к одиночеству, самоуглублению. Самоактуализирующуюся личность отличает самодостаточность и возможность продуктивного общения с самой собой, не испытывая дискомфорта от пребывания в одиночестве.
Ориентация на дело, задачу. Речь идет о приоритете долга, призвания, выполняемой работы над личными, эгоистическими интересами. Самореализующаяся личность стремится принести пользу обществу, индивидуальные потребности при этом могут уходить на второй план. Ощущение общности с человечеством. Самореализующаяся личность осознаёт себя частью единого целого – человечества. В связи с этим чувство близости, симпатии и сострадания к людям являются для нее нормой.
Нонконформизм, независимость от мнения окружающих. Такого рода автономия позволяет человеку максимально актуализировать собственный потенциал. Самореализующаяся личность не игнорирует другие точки зрения и прислушивается к справедливым замечаниям, однако принятие решения всегда оставляет за собой.
Способность устанавливать прочные, глубокие отношения. Данная характеристика указывает прежде всего на стремление самоактуализирующейся личности к бесконфликтному общению и доброжелательности в межличностных отношениях. Важным моментом также является насыщенность и яркость отношений. Высокие внутренние моральные нормы. При этом самореализующаяся личность чётко дифференцирует добро и зло.
Демократичность в отношениях. У самоактуализирующихся людей отсутствуют предубеждения, в связи с чем они принимают людей вне зависимости от их социального положения, происхождения, вероисповедания, этнической принадлежности, политических убеждений, пола, возраста и т.д.; они в полной мере готовы учиться у других.
Критическое восприятие культуры, к которой они принадлежат, стремление усовершенствовать ее. Сохраняя определённую независимость от социокультурных условий, самоактуализирующаяся личность в то же время ориентирована на улучшение существующих обстоятельств.
Творческий подход в любом виде деятельности и поведении. Речь идёт не о выдающемся таланте в области музыки или изобразительного искусства, а о спонтанной креативности, проявляющейся в обычных ситуациях повседневной жизни. Например, простой рабочий может привносить немало творчества в выполнение самой шаблонной деятельности. «Философское» чувство юмора. Самоактуализирующаяся личность не станет высмеивать ущербность или неудачи отдельных людей – её шутки могут касаться глобальных вопросов, глупости человечества в целом.
Способность испытывать пиковые переживания, выходя за пределы своего «Я». Пиковые переживания – это кульминационные моменты в жизни человека, возникающие в процессе творчества, ощущения единства с природой и человечеством и так далее. Хотя любые люди в определенные периоды жизни способны испытывать подобные переживания, Маслоу утверждал, что именно самоактуализирующаяся личность склонна принимать и ценить их, в отличие от несамоактуализирующейся с ее стремлением рационализировать данные моменты.
Характеристики самореализации («полноценного функционирования человека») можно обнаружить и в концепции К. Роджерса. Исследователь отмечает следующие особенности:
Открытость опыту. Открытость противоположна защитной реакции. Полноценно функционирующий человек «более способен слышать себя, переживать то, что в нем происходит. Он более открыт своим чувствам страха, подавленности, боли. Он также более открыт своим чувствам смелости, нежности и благоговения. Он свободно может жить своими субъективными чувствами, поскольку они в нем есть, и он волен сознавать их. Он способен в большей мере жить опытом своего организма, а не закрывать его от осознания». Стремление жить настоящим (экзистенциальный образ жизни). «…Если бы человек был полностью открыт новому опыту и у него не было защитных реакций, каждый момент его жизни был бы новым».
Эмпирическая свобода. Данная характеристика предполагает способность человека свободно жить так, как он хочет. Доверие к своему организму (организмическое доверие). Как отмечает К. Роджерс, не внешние нормы, а именно внутреннее ощущение правильности является руководством к действию и истинно хорошему поведению.
Креативность. Самореализующаяся личность живет в гармонии с культурой, однако не является конформной и может проявлять творчество при удовлетворении своих потребностей. Иными словами, полноценно функционирующие люди являются полноправными членами общества, но не его пленниками.
Описанные подходы концентрированы на перечислении отдельных компонентов самореализации личности. Однако налицо две ключевых трудности: в какой степени указанные характеристики самодостаточны и неотъемлемы в контексте реализации потенциала личности и насколько их перечень абсолютизирован.
1. Батаршев, А.В. Теория и практика творческой самореализации личности: монография / А.В. Батаршев, А.С. Лукьянов, И.С. Макарьев, Г.В. Морозова. – СПб.: ИД «Петрополис», 2013. – 254 с.
2. Батаршев, А.В. Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография / А.В. Батаршев, И.С. Макарьев. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 192 с.
3. Григорьева А. А. Экзистенциальный потенциал профессиональной самореализации педагога// Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки)
4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222 с.
5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В.Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 2009. - 154 с.
6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистические перспективы в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 2007. С. 156 – 176.
7. Максименко С.Д., Осёдло В.И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации// Психология и право 2011. №1.
8. Немолот Е.В., Зубова С.И. Возможности изучения самооценки профессионально важных качеств педагогов – психологов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013 №9 (137) С. 37 – 44.
9. Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально – значимых качеств психологов – практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. – №2 (22). – С. 158-152.
10. Скрипкина Т.П., Ничипорюк Е.А. Особенности личностно-профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений//Российский психологический журнал – 2010. - Том 7. - № 2.
11. Филимонова С.И. Стратегия самореализации преподавателя физической культуры // МПГУ. Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры/ Всероссийская науч.-практ. конф.- М., 2003. – С. 303 – 308.
12. Чистякова, С.Н. Формирование компетенций педагога в условиях развития образования / С.Н. Чистякова // Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи : Теория и практика; сб. науч. ст. науч.-практ. конф. – 2012. – С. 9−17.
13. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие / М.С. Яницкий, А.В. Серый. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. – С. 102.