Введение
Глава 1. Формирование положительной учебной мотивации учащихся начальной школы
1.1 Связь содержания обучения и мотивации на уроке русского языка
1.2 Создание условий для повышения мотивации к изучению русского языка через использование интерактивных технологий
Глава 2. Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление современного образования
2.1 Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения
2.2 Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе
2.3 Социализирующие возможности интерактивных технологий обучения
Заключение
Библиографический список
Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю готовить учеников к повседневной жизни и развивать их индивидуальность, а значит, способствует выполнению всех поставленных задач.
Интерактив исключает доминирование одного оратора и одного мнения над другим. Совместная деятельность студентов во внеклассных мероприятиях означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями и методами деятельности. Более того, это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводя ее в более высокие формы сотрудничества и сотрудничества.
Интерактивная деятельность во внешкольных мероприятиях предполагает организацию и развитие разговорного общения, что приводит к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В процессе обучения с помощью диалога учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях и общаться с другими людьми. Для этого проводятся занятия парами и группами, используются ролевые игры, используются творческие работы.
Объект исследования – учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – интерактивные технологии как средство повышения учебной мотивации.
Цель курсовой работы – анализ процесса повышения учебной мотивации младших школьников через использование интерактивных технологий.
Задачи:
1) выявить связь содержания обучения и мотивации на уроке русского языка;
2) рассмотреть создание условий для повышения мотивации к изучению русского языка через использование интерактивных технологий;
3) проанализировать готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения;
4) исследовать применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.
1.2 Создание условий для повышения мотивации к изучению русского языка через использование интерактивных технологий
Рассмотрим условия для внутренней мотивации учебного процесса.
1) снятие внешнего контроля. Практика показывает, что использование вознаграждений и наказаний за результаты обучения ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешнее подкрепление, поощрение или цензура необходимы не для контроля, а для информирования ученика об успехе его деятельности, об уровне его мастерства. Они служат основой для оценки того, достигнут ли желаемый результат, они являются движущими силами деятельности. Не должно быть наказания или порицания за неудачи. Сама неудача вызывает неприятные переживания, состояние неудовлетворенности, депрессии и может привести к угасанию мотива. Педагог должен выбирать методы обучения, воспитания и развития, способствующие гармоничному развитию личности детей. А. С. Макаренко говорил, что если мы не видим позитива в человеке, мы должны сами разработать позитивный и в соответствии с этим «вести» человека. Однако роль цензуры нельзя полностью игнорировать.
Говоря о роли оценки в формировании личности школьника, необходимо иметь в виду ряд психологических особенностей:
- одобрение действий (словесное поощрение, благодарность), то есть психологическая поддержка вызывает положительные эмоции, сопереживание, чувство удовлетворения и побуждает также действовать в будущем;
- видна положительная или отрицательная оценка, как ученика, так и класса. Положительная общая оценка («вот примерный ученик», «вот хороший класс») приводит к завышению самооценки и снижению самокритики и требовательности. Во втором случае стимул к деятельности исчезает, школьник может перестать верить в свои способности, силы и способности. При частичной (частичной) психологической поддержке ребята гордятся своими достижениями и при этом понимают, что не все сделано и радоваться успеху нет причин.
Отрицательная частичная оценка также важна, чтобы помочь правильно ориентироваться в конкретном действии;
- в случае неудачи лучше использовать косвенную оценку (не называя имен), а при достижении цели - прямую оценку (прямую, с именами);
- объективная форма выражения оценки является одним из условий предотвращения конфликта между учителем и учениками.
На практике часто бывают ситуации, когда ученик, который не учил уроки и всегда плохо отвечал, вдруг говорит материал, чтобы можно было поставить «хорошо» или «отлично». Если учитель назначит ему «тройку», ученик может разочароваться в своих способностях и, как и прежде, прекратить выполнение домашних заданий.
Если учитель даст ему соответствующую оценку ответа и отметит ответ, ученик поверит в себя и (это чаще всего бывает) будет заниматься регулярно и серьезно.
2) цели обучения должны основываться на запросах, интересах и чаяниях школьников. Результаты обучения должны быть значимыми для студентов и соответствовать их потребностям. С возрастом у ребенка возникает потребность структурировать будущее. Степень выраженности и осознания этой способности становится одним из показателей личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение и формирование этой потребности по мере формирования личности, она должна определять все новые и новые жизненные перспективы, должно быть представление о том, что исследование и его результаты - важный этап жизненного пути.
Таким образом, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Переход к такому перспективному планированию будет безболезненным, если путь к достижению целей обучения будет разделен на более мелкие подцели с конкретными видимыми результатами. Текущий контроль за процессом усвоения знаний школьниками позволяет учителю не только определять базовый уровень своих знаний, умений и умений, но и корректировать задачи, определяя новые пути и способы обучения в соответствии с потребностями, запросами и интересами учащихся.
Школьник, оценивая уровень своих знаний и умений, в зависимости от этого подстраивает и другие цели. Благодаря этому взаимодействию внутренняя подсистема становится доминирующей, ученик определяет свою перспективу.
3) личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен быть человеком, внутренне мотивированным человеком с ярко выраженным интересом к педагогической деятельности, высокой самооценкой, профессионализмом и уверенностью в себе. Среди личных качеств, которые ученики особенно ценят у учителя, чаще всего говорят о любви к детям, доброжелательности, чуткости, справедливости, требовательности, чувстве юмора, оптимизме и творческом отношении.
Чтобы обладать этими качествами, нужно быть духовно богатым, умным и творческим человеком. К. Д. Ушинский, который писал по этому поводу: "несомненно, что многое зависит от порядка в учебном заведении, это всегда будет зависеть от прямой личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с учениками: влияние личности воспитателя на молодую душу-это сила, которую не могут заменить ни учебник, ни нравственность, ни система наказаний и наград».
Однако нередко настойчивые и правдивые требования учителя не встречают понимания или вызывают негативную реакцию школьников. Это происходит при непонимании между учениками и учителем. Такое непонимание называется семантическим барьером (или коммуникационным барьером).
4) урок должен быть организован таким образом, чтобы сам процесс обучения был интересен ученикам и вызывал радость общения с учителями и одноклассниками. Хорошо организованный урок имеет воспитательное, развивающее, психологическое и воспитательное значение. Логически продуманная система взаимосвязанных уроков способствует активному проявлению всех духовных сил школьников, развитию определенного биоритма деятельности, привычки работать; создает условия для умственной и профессиональной деятельности, что позволяет в процессе усвоения знаний «включать» весь набор психических процессов учащихся. Благодаря совместной образовательной деятельности, обмену практической информацией в бизнесе школьники учатся взаимопониманию и взаимопомощи.
Познавательная деятельность на уроке также закаляет волю учеников, воспитывает их трудолюбием, ответственностью и другими моральными качествами личности. Учителя-новаторы планируют свой урок так, чтобы учебный материал обязательно усвоили все ученики, используя разнообразные методы, соответствующие особенностям содержания урока и уровню развития школьников. Поэтому сегодня комбинированный урок заменяется инновационным, который основан на новых, оригинальных и творческих изменениях, вносимых учителем в содержание, методы, средства и формы организации знаний.
Так, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько представлений о сущности мотивов, их сознании, месте в структуре личности, но наличие внешних и внутренних мотивационных подсистем признается всеми. ИКТ, которые не только обеспечивают информационную поддержку образовательного процесса, но и адаптируют его к когнитивным потребностям и мотивациям обучения, предоставляют широкие дидактические возможности в этом отношении.
1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2015 г.
2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора..., Луганск: СПД Резников В. С., 2016, 100 с.
3. Дорсман Е.М. Занимательные игры на уроках литературы для учащихся 5-9 классов. Дидактические материалы. - Пермь, 2016.-119 с.
4. Довгопол И. И., Ивкова Т. А. Современные образовательные и педагогические технологии, Симферополь, НАТА, 2015. – 334 с.
5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2014 г.
6. Маркова, А.К.Формирование мотивации учения/А.К.Маркова, Т. А. Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 2015.-192с.
7. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы, Волгоград, Издательство «Учитель», 2018. – 93 с.
8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2017 г.
9. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2017 г., №6.
10. Сказки учат грамоте: Диктанты и изложения в курсе морфологии (5-7 классы): Учебно-методическое пособие /Сост. М.П.Абашеева, В.Е. Кайгородова, М.А.Лебедева и др.; ПГПУ – Пермь , 2017. - 115 с.
11. Савинова И. А. Социализирующие возможности интерактивных технологий обучения. Знание. Понимание. Умение// Журнал «Социология и жизнь» - 2010 - №1.
12. Скороходова Н. Мотивация на уроке/Н.Скороходова//Сельская школа. - 2009. - №6. - с. 96-103.
13. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 160с.
14. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2017 г., №2.
15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2016. - 208с.
16. Юрьева В.А. Межпредметные связи в работе со словом на уроках русского языка. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2016. - 80 с.