Формирование экологических представлений требует включения определенного содержания, форм работы, а также создания условий, необходимых для постоянного общения людей с природными объектами. Перед педагогами поставлена задача: воспитать у учащихся бережное, ответственное отношение к природе, а также способность решать вопросы рационального природопользования.
Для достижения поставленных целей педагоги используют проектную деятельность, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности. В стандарте нового поколения проектной деятельности уделяется особое внимание как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Обуславливается это не только тем, что дети хотят больше знать о природе, но и тем, что она позволяет углубить и применить на практике знания, предусмотренные программой, развить интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. В процессе проектной деятельности познавательный интерес детей начинает выступать движущей силой в поисках ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивать активность и умственную деятельность. Во время ра-боты над проектом дети шире и глубже изучают природу, ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в наличии множества связей организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природные объекты. Это подводит детей к пониманию целостности природы, ее материальности, у них формируется представление о научной картине мира. Отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский придавал большое значение изучению природы как фактору воспитания детей, благоприятное её воздействие на психику, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой.
Экологическое воспитание в педагогической науке рассматривается в ра-ботах Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачёв, В.И. Па-нов, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др.
В свою очередь проектную деятельность рассматривали в своих работах Ш.А. Амоношвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Л.Ф. Климанова, А.А. Люблинская, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.
Проблемой исследования является то, что, несмотря на необходимость формирования экологических представлений у младших школьников и большой потенциал, предоставляемый проектной деятельностью, педагоги начального образования, имея недостаточную теоретическую подготовку в этой области, редко предлагают экологическую тематику учащимся начальной школы для выполнения проектов.
Это обусловило выбор темы: «Формирование экологических представлений в проектной деятельности у младших школьников».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование экологических представлений у младших школьников.
Предмет исследования: влияние проектной деятельности на эффективность формирования экологических представлений у младших школьников.
Цель исследования – изучение метода формирования экологических представлений у младших школьников средствами проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие за-дачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести диагностику сформированности эко-логических представлений у младших школьников;
3) организовать проектную деятельность младших школьников;
4) провести повторную диагностику сформированности экологических представлений у младших школьников и проанализировать полученные результаты;
Гипотеза исследования: проектная деятельность, обладающая особым образовательным потенциалом, будет способствовать повышению эффективности формирования экологических представлений детей младшего школьного возраста.
1.1 Экологические представления: понятие и особенности их формирования у младших школьников
В психологии понятие «представление» определяется как наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.
Поскольку представления возникают в отсутствии относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия (психический процесс, дающий целостный образ предмета или явления), но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов.
Под представлениями будем понимать отражение природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Когда речь идет о представлениях, подразумеваются именно те явления или предметы, которые в данный момент уже не действуют на органы чувств, но хранятся в памяти личности.
Под экологическими представлениями подразумевается информация об имеющихся между животными и растениями взаимосвязях с их средой обитания, способах приспособленностей организмов к условиям природной среды, включая человека, являющегося частью природы.
Согласно С.Н. Николаевой, под экологическими представлениями следует понимать обобщенное представление о существующих в природе явлениях и объектах, образуемых между ними сложных связях, которые характеризуют сообщества и экосистемы в целом.
Понятие - это форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов. Чтобы выявить экологические представления у младших школьников, нужно провести диагностику, можно использовать методы индивидуальной беседы (опрос), тестирование.
Средством образования формирования экологических представлений у младших школьников начальных классов является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать ответственность перед ним. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них основ ответственного отношения к природе.
С.Н. Николаева указывает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и проявляется в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Приоритетная цель школьного образования - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
На наш взгляд, важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют экспериментальные методы.
Экспериментальная деятельность может раскрыть скрытые способности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и другими знаниями.
Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, отличающийся от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
За использование метода эксперимента в обучении выступали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, М.М. Манасеина, Ж.–Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Эксперимент может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний.
Основные требования к постановке экспериментов:
-ясная постановка цели;
-чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;
-проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;
-своевременная раздача на столы принадлежностей для эксперимента;
-контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;
-уборка рабочего места;
-отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу эксперимента явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;
-повторение и закрепление выполненных экспериментов в тетради. Эксперименты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.
Таким образом, эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Педагогическая ценность экспериментов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.
В 70 - 90 гг. XX века в отечественной и мировой литературе появилось огромное количество научных трудов, изучающих проблемы взаимоотношения человека и природы. Когда человек осознал, что та губительная деятельность, которую он оказывал на природу, в первую очередь опасна для него самого.
Давая оценку сложившейся ситуации в окружающей человека среде, Б. Коммонер отмечает, что мы должны научиться у природы основному уроку: на нашей планете ничто не сможет выжить, если оно не входит в единое глобальное целое как неотъемлемая часть. В упрощенной форме ученый сформулировал четыре важнейших закона экологии: «Всё связано со всем», «Всё должно куда-то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не даётся даром».
Эти универсальные законы могут быть применены к различным областям природопользования, ровно, как и к формированию экологических представлений в процессе образования, которые должны стать одним из главных условий решения проблем во взаимоотношениях человеческого общества и окружающей природы.
В этой связи с особой важностью встает вопрос активизации работы по экологическому образованию подрастающего поколения, первоочередными задачами которого являются следующие :
1. Формирование адекватных экологических представлений.
2. Формирование уважительного отношения человека к природе.
3. Формирование системы умений и навыков (технологий), стратегий взаимодействия человека с природной средой.
Основываясь на анализе научной литературы, положениях, изложенных выше, а также учитывая цель и задачи нашего исследования, мы будем рассматривать процесс формирования экологических представлений младших школьников как компонент экологического образования, определяемого нами как целенаправленный процесс обучения и воспитания, результатом которого является формирование адекватных экологических представлений о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, ценностных ориентаций, практических умений и навыков по ее охране.
Прежде чем перейти к освещению сущности и содержания понятия «экологические представления», мы считаем необходимым, остановиться па общественно-исторической характеристике его развития.
Возникновение и развитие экологических представлений тесно связано с историей развития общества. Основные этапы их эволюции рассматриваются работах Б.Д. Парыгииа, В.И. Соколова, Л.II. Салеевой, Г.П.Сикорской, И. Г. Суравегиной, подчеркивающих, что общественные отношения, мораль, поведение человека, его представления формировались под воздействием социальной и природной среды.
Попытка проанализировать процесс возникновения и развития экологических представлений, начиная с появления первобытного человека и заканчивая современным этапом, была предпринята Л.Н. Ердаковым. В ходе анализа им были выделены следующие этапы: древний, религиозный, научно-технический этапы, этап нарастания экологического кризиса. Основанием для выделения стало их обоснование, представленное в научной литературе.
1. Васина, О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры / О.Н. Васина, О.Н. Пономарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 711-713.
2. Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Право и образование. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
3. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] // Педагогика. –2003. - №9. – С.16-22.
4. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] /А.Н. Захлебный – М.: Педагогика, 2010. – 184с.
5. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении [Текст] / А.Н. Захлебный – М.: 2009, С.20-28.
6. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе [Текст] // Краеведческая работа в школе – М.: 2005. – С.3-10.
7. Исследовательская и проектная деятельность в школе //Начальная школа: плюс до и после – 2013. - № 8. – С. 3-95
8. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8- С.57
9. Кравчук, М.А. Глобальный экологический кризис: стратегия выживания / М.А. Кравчук, Ю.И. Краснов, В.Н. Малинин // Общество. Среда. Развитие. – 2009. – № 1. – С. 194-205.
10. Лукина, А.К. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования / А.К. Лукина, Т.П. Лисунова, И.Н. Сеткова // Проблемы современного образования. – 2012. - № 3. – С. 110-118.
11. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. // Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М.: Образование и экология, 2011
12. Морозова, Н.А. Образование как фактор формирования и развития экологического сознания / Н.А. Морозова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 – С.160-164.
13. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе [Текст] // Педагогика. – 2001. - №3. – С. 29-32.
14. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие. / М.: Педагогический поиск, 2006. — 160 с.
15. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас [Текст] // Начальная школа. – 2003. - №9. – С.40-42.
16. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст]/ Л.П. Салеева: – М.: 2009. – 49 с.
17. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений [Текст] // Советская педагогика. – 2000. - №5. – С.15-19.
18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., [Текст]/ М.: Аркти, 2007. – 80 с.
19. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 209-211.
20. Усова А.В. Бобров А.А. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты [Текст]/ А.В. Усова – М., 2003. – 98 с.
21. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 /Под ред. А.И.Пискунова. М.,
22. Филатова Л.М. По страницам Красной книги [Текст] //Начальная школа. – 2001. - №11. – С.49-52.
23. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников [Текст] //Начальная школа. –2001, N3, С. 33-34.