Тема курсовой работы – Механизмы урегулирования конфликтов с участием представителей правоохранительных органов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях радикального реформирования осуществляется ломка привычных стереотипов, взглядов на понимание различных проблем общественной жизни. Изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности граждан, в том числе и правоохранительную деятельность. В данных условиях особенно остро встают вопросы, касающиеся обеспечения общественной безопасности.
При этом наиболее широкий спектр их решений в силу функциональных обязанностей возлагается на правоохранительные органы, так как именно они являются той составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вместе с тем, следует отметить, что данными органами исполнительной власти не всегда в полном объеме, получается, осуществлять эффективный контроль за всеми сферами социальной жизнедеятельности, в рамках которых формируются значимые угрозы общественной безопасности.
Исходя, из этого следует, что ее достойное обеспечение возможно только в условиях тесного взаимодействия правоохранительных органов и общественности, в том числе и той ее части, которая объединена в формирования (структуры) правоохранительной направленности.
Решение возникающих сегодня проблем взаимодействия правоохранительных органов с гражданами может идти по пути клиентоориентированности на потребности населения, а не на собственные задачи правоохранительных органов. То есть клиентоориентированность правоохранительных органов позволяет корректировать характер деятельности сотрудников полиции соответственно определенным ориентирам, которые обозначаются исходя из работы с обращениями граждан. Следовательно, возникает необходимость четкого механизма урегулирования конфликтов с участием представителей правоохранительных и граждан с любыми вопросами и обращениями в правоохранительные органы.
Проблема: недостаточная изученность механизмов урегулирования конфликтов с участием представителей правоохранительных органов.
Объект: конфликты с участием представителей правоохранительных органов.
Предмет: механизмы урегулирования конфликтов с участием представителей правоохранительных органов.
Цель: проанализировать механизмы урегулирование конфликтов с участием представителей правоохранительных органов.
Задачи:
1) Охарактеризовать конфликтный потенциал сферы отношений с участием представителей правоохранительных органов;
2) Рассмотреть конфликты с участием представителей правоохранительных органов: понятие, особенности, виды;
3) Описать понятие и нормативно-правовые основания применения механизмов урегулирования конфликтов с участием представителей правоохранительных органов;
4) Проанализировать практику применения механизмов урегулирования конфликтов с участием представителей правоохранительных органов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Методы исследования: функциональный анализ, сравнительный анализ, анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, статистических данных.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтов с участием представителей правоохранительных органов
1.1 Конфликтный потенциал сферы отношений с участием представителей правоохранительных органов
Правоохранительные органы - обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.(правоохранительную деятельность).
Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Конфликтные ситуации в деятельности по раскрытию преступлений нередко характеризуются большим эмоциональным напряжением, значительной временной протяженностью, широким диапазоном возможных последствий исхода конфликта, необходимостью строгого соблюдения закона. По указанным характеристикам эти ситуации, как правило, отличаются от конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении профилактических воздействий, которые разворачиваются на протяжении довольно длительного времени и в менее напряженной обстановке. Отмеченные различия выступают в роли факторов, оказывающих определенное влияние на форму и процесс взаимодействия в конфликте.
Для понимания сущности конфликтов в деятельности сотрудника правоохранительных органов выделим три важных понятия.
Конфликтная ситуация - представления о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т.п.), о «противнике» (его целях, индивидуальных и личностных особенностях) в конкретных условиях, до начала противоборства, а также о том, каково представление «противника» о представлениях сотрудника правоохранительных органов.
Конфликт - психологическое противоборство сотрудника правоохранительных органов и любого другого лица, имеющих несовместимые цели и интересы.
Ситуация конфликта - представления сотрудника правоохранительных органов об этом противоборстве, о самом себе и своем «противнике» в конкретных условиях и обстоятельствах.
Конфликтный потенциал — это присущий каждому человеку импульс, заложенный природой и направленный на защиту себя как живого организма; его можно назвать субъективным конфликтным потенциалом. В конфликте проявляются две реакции, присущие человеку как представителю животного мира: защита и нападение.
Конфликтным потенциалом обладает не только человек или группа, но и социальные структуры: организации, города, регионы, государства, нации. Последний можно назвать объективным конфликтным потенциалом.
Конфликтный потенциал организации проявляется во взаимодействии организационно-структурного и индивидуально-личностного потенциала. Индивидуально личностный потенциал раскрывается в характерных особенностях людей, определенных поведенческих привычках, ценностях, интересах, потребностях, мнениях. Организационно-структурный потенциал раскрывается в неразвитости организационной структуры, недостаточном разграничении функций, проблемах развития организации и т. д.
Каждый человек обладает конфликтным потенциалом, и степень его развитости, умение направлять его в определенное русло, управлять им во многом зависит от уровня культуры, образования, воспитания, ценностей и способности к самоопределению. Узнать степень его развитости и осознать его ограничения и возможности в полной мере можно только в конфликтной ситуации. Чем более интеллектуально развит человек, тем шире у него словарный запас, тем многообразнее формы взаимодействия в конфликте, тем скорее он прибегнет к коммуникации как к цивилизованной форме общения в конфликте. Чем менее интеллектуально развит человек, тем меньше у него словарный запас, тем беднее и примитивнее формы взаимодействия в конфликте, тем скорее он прибегнет к физической силе, т. к. ему недоступны цивилизованные формы коммуникации в конфликте.
Гипотетически агрессивный человек является носителем большего конфликтного потенциала, чем спокойный, однако его проявления мы можем обнаружить только в конфликте.
Агрессия интеллектуально и психически развитого человека и агрессия интеллектуально и эмоционально неразвитого человека будет выражена в разных формах. Поэтому сам факт наличия агрессии в человеке не является показателем того, что его конфликтный потенциал опасен для окружающих и для него самого. Организацию как конфликтный потенциал необходимо рассматривать исключительно дифференцированно, ибо так называемые объективные причины (противоречия и проблемы) не всегда ведут к конфликту.
Концепция организации может быть неблагоприятной для коллектива, но не приводить к конфликтам, поскольку большинство работников будет устраивать их материальное положение. К тому же люди приспосабливают свое поведение к определенному ритму и режиму организации, в силу чего многие проблемы остаются невидимыми и конфликтный потенциал остается невостребованным.
Конфликты представляют собой довольно частое явление в повседневной жизни, они возникают в различных сферах человеческого общения и всегда сопровождаются переживаниями, фрустрацией, стрессом, разрушительно влияющими на здоровье человека.
Особое место занимает изучение конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Отчасти данное обстоятельство объясняется тем, что для выполнения своих профессиональных задач на сотрудников ОВД (полиции) возлагаются различные права и обязанности как административно-правового, так и оперативно-розыскного и уголовно-процессуального характера.
Поскольку полиция является государственной структурой, которая призвана защищать граждан от преступных и иных деяний, сотрудники ОВД нередко вынуждены применять методы, которые прямо или косвенно в определенных ситуациях, предусмотренных законодательством, ограничивают эти права. Все это может привести к возникновению конфликта.
Кроме того, в процессе расследования и раскрытия преступлений неизбежны конфликты между подозреваемыми и представителями органов дознания и следствия, так интересы этих лиц не совпадают.
Существует множество определений конфликта общения, но в любом случае конфликт можно трактовать как способ (процесс) взаимодействия, характеризующийся несовпадением (незнанием, непониманием) целей, потребностей и интересов партнеров.
Одной из причин возникновения конфликтов является повышение за последние годы агрессивности населения России, рост правового нигилизма, падение доверия к власти. Все эти перемены не могут не отразиться на отношении граждан к сотрудникам ОВД: в настоящее время прослеживается тенденция отдаления населения от органов внутренних дел.
На сегодняшний день в представлении многих граждан полиция остается только органом принуждения, а ситуации, в которых реализуются полномочия сотрудников ОВД (полиции), нередко характеризуются наличием конфликта сторон.
Снижению авторитета сотрудников среди населения, падению престижа полицейской профессии способствуют также выполняемые сотрудниками малозначительные и несвойственные полиции функции: например, применение мер к нарушителям парковки, проверка документов на право торговли у мелких розничных торговцев, установление скрытых постов наблюдения ДПС автомобилей, поборы, взятки, грубость, необоснованное применение мер принуждения и др. Все это приводит к усложнению условий деятельности полиции, когда даже абсолютно законные действия сотрудников органов внутренних дел (полиции) встречают недоверие и протесты у значительной части населения.
Большинство подобных конфликтов возникает не в силу противоречия их личных целей и интересов, а в связи с выполнением сотрудником своих профессиональных обязанностей, своей социальной роли, так называемые социально-ролевые конфликты. Примерами таких конфликтов, которыми обязаны заниматься сотрудники полиции, являются оскорбление и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти и т.п.
Сотрудники полиции, охраняя общественный порядок, вынуждены вступать в правоотношения с гражданами-правонарушителями и, пользуясь предоставленными им правами и полномочиями, принимают меры к прекращению антиобщественных проявлений со стороны нарушителей, что представляет собой конфликтную ситуацию, поскольку здесь имеется в наличии одно из условий конфликта - «навязывание своей воли противнику, принуждение его поступать так, а не иначе».
Общаясь с нарушителями общественного порядка, сотрудник полиции испытывает определенное эмоциональное отношение к объекту и предмету своей деятельности, ощущая противодействие с его стороны. Подобные ситуации могут явиться причиной повышенного эмоционального напряжения (например, раздражительности) сотрудника полиции и возникновения конфликта. Кроме того, причинами конфликта могут стать и коммуникативные барьеры, в частности, эмоциональный барьер, возникающий между гражданином и сотрудником полиции в том случае, если один из них прибегает к грубой, пренебрежительной форме общения.
Подобная манера способна вызвать у другого участника общения эмоциональную вспышку негодования, уязвленного самолюбия, сильного раздражения и привести к конфликту. Основой возникновения подобных конфликтов нередко является бестактность, грубость отдельных сотрудников полиции по отношению к гражданам, либо, наоборот, заискивание, панибратство гражданина.
Возникновение коммуникативного барьера возможно и в тех случаях, когда человек находится в исключительном эмоциональном состоянии: истерика, подавленность, крайняя степень возбуждения и др. Как правило, такая ситуация лишает человека возможности понять и осмыслить сущность получаемой им информации и соответственно реагировать на нее, создает благоприятные условия для возникновения психологической преграды.
Конфликты могут возникать и в силу правовой неосведомленности отдельных граждан. Не зная требований законов, правил, регулирующих поведение, они могут заблуждаться в своих отношениях с обществом и другими людьми, вступать в конфликты.
Поскольку профессиональная деятельность сотрудников ОВД связана с конфликтными ситуациями, они обязаны хорошо разбираться в сущности конфликтов, причинах их возникновения и способах ликвидации.
«Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения либо ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию собственного поведения на пути достижения намеченной цели. Недооценка же познаний об эксцессах и отсутствие навыков организации своего поведения в конфликтных ситуациях могут вызвать серьезные затруднения в деле предупреждения и ликвидации конфликтов, а в отдельных случаях явиться их причиной».
Все причины возникновения конфликта условно подразделяются на три основные группы: объективные, субъективные и объективно-субъективные.
Объективные причины конфликтов включают в себя действия, не имеющие своей задачей целенаправленную провокацию конфликта, но, в конечном счете, приводящие к нему. Субъективные причины содержат действия, целенаправленно провоцирующие конфликты. Что касается объективно-субъективных причин возникновения конфликтов, то они базируются на антиподности субъектов конфликта.
Таким образом, большая часть конфликтов между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами объясняется объективно-субъективными причинами и нередко возникают из-за того, что сотрудники ОВД (полиции) в силу исполняемых ими задач по охране правопорядка в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, вынуждены вмешиваться в личную жизнь граждан.
В свою очередь граждане далеко не в полном объеме владеют знанием нормативных актов, регламентирующих их поведение в общественных местах. Поэтому довольно часто законные требования сотрудников органов внутренних дел воспринимаются гражданами как неправомерные действия стражей порядка, превышение ими своих служебных полномочий и соответственно вызывают негативную реакцию, перерастающую в некоторых случаях в конфликт.
Схематически полная динамика развития конфликта выглядит следующим образом: событие (явление) - возникновение противоречий – конфликтная ситуация - инцидент - конфликт - выявление источников конфликта - поиск путей разрешения конфликта - разрешение конфликта.
Лучший способ разрешения конфликта - своевременное его предупреждение. Одним из путей предупреждения конфликтов является овладение сотрудниками ОВД навыками бесконфликтного поведения и саморегуляции, играющими немаловажную роль в профилактике конфликта.