Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Методика организации и проведения практических занятий в профессиональном обучении

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2016 | Страниц: 33

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты практических занятий в профессиональной подготовке

1.1 Формы и методы обучения и их взаимосвязь

1.2 Место практических занятий в структуре преподаваемых дисциплин, особенности и проблемы приобретения обучающимися знаний, навыков и умений на современном этапе

Глава 2. Анализ методики организации и проведения практических занятий в профессиональном обучении.

2.1 Цели, задачи и содержание практических занятий

2.2 Общие требования к планированию, организации и проведению практических занятий

2.3 Методические рекомендации к организации и проведению практических занятий

Заключение

Список литературы

Методика организации и проведения практических занятий в профессиональном обучении.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543), Типовым положением об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 521) к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные и практические занятия. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и практических профессиональных умений, и составляют важную часть теоретической и практической подготовки.

В условиях продолжающихся перемен в экономической, политической и духовной жизни общества повышаются требования к профессиональной подготовленности выпускников. На сегодня обострилось противоречие между необходимостью для выпускников знать и уметь как можно больше для успешного выполнения своих должностных обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и невозможностью увеличить объём знаний и навыков ввиду ограниченного количества времени, выделяемого на их обучение.

Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические занятия, и их объем определяются учебным планом образовательного учреждения. Практика показывает, что большинство преподавателей правильно понимают цели и задачи проведения лабораторных и практических занятий, работают над совершенствованием методики преподавания. Вместе с тем отсутствие единых требований и единого подхода к проведению подобных занятий снижают уровень их проведения.

Не каждое педагогическое издание дает четкое разграничение понятию лабораторного и практического занятия. Преподаватели общепрофессиональных, специальных дисциплин, не имеющие педагогического образования, недостаточно знакомы с общей и частной методиками преподавания.

Объект исследования – профессиональное обучение.

Предмет исследования – практические занятия в профессиональном обучении.

Цель курсовой работы – проанализировать методику организации и проведения практических занятий в профессиональном обучении.

Задачи:

1) рассмотреть формы и методы обучения и их взаимосвязь;

2) выявить место практических занятий в структуре преподаваемых дисциплин, особенности и проблемы приобретения обучающимися знаний, навыков и умений на современном этапе;

3) раскрыть цели, задачи и содержание практических занятий;

4) проанализировать общие требования к планированию, организации и проведению практических занятий;

5) рассмотреть формы проведения практических занятий;

6) дать методические рекомендации к организации и проведению практических занятий.

Глава 1. Теоретические аспекты практических занятий в профессиональной подготовке

1.1 Формы и методы обучения и их взаимосвязь

Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.

Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практическое занятие предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателей одной или нескольких практических работ.

Практические занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у студентов практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики образовательного процесса в общеобразовательной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.

Практические и семинарские занятия относятся к основным видам учебных занятий наряду с лекцией, лабораторной работой, контрольной работой, консультацией, самостоятельной работой, производственной (профессиональной) практикой, курсовым проектированием, выполнением дипломного проекта (работы).

Выполнение студентами, практических и семинарских заданий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам дисциплин различных циклов;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

- выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Насколько широким является само понятие «метод», настолько и разноречивы суждения авторов по поводу понятия «метод обучения». Некоторые из них подходят к пониманию методов обучения с позиций логики, другие выясняют их существо с общефилософских позиций, третьи пытаются рассматривать методы обучения как способы организации познавательной деятельности обучающихся. Все эти подходы сами по себе интересны, но они подменяют дидактическое понятие метода обучения другими понятиями. Под обучением в теории педагогики понимается двуединый процесс, включающий преподавание и учение.

Преподавание осуществляется преподавателем (обучающим) и заключается в передаче учебной информации и в руководстве учебной деятельностью обучающегося. Учение осуществляется обучающимся и заключается в усвоении понятий, знаний, в овладении навыками и умениями.

Главное, что следует подчеркнуть, – это то, что обучение является совместной деятельностью обучающих и обучающихся. Дидактическая сущность этого взаимодействия заключается в оптимизации передачи и усвоения знаний, навыков и умений. Эта оптимизация достигается как содержательными способами, так и организацией учебной деятельности.

Содержательную сторону взаимодействия характеризуют «методы обучения», а организацию совместной работы обучающего и обучающегося определяют «формы обучения». Поскольку «метод обучения» определяет содержательную сторону процесса обучения, то под методами обучения можно понимать способы передачи и усвоения знаний, способы формирования навыков и умений.

Таким образом, содержание понятия «метод обучения» в педагогическом его значении связано с процессуальной стороной совместной деятельности преподавателя и обучающихся (слушателей, курсантов).

Поэтому метод обучения часто определяют как упорядоченную совокупность приемов обучения, определяя прием обучения как элементарное звено. Метод обучения и прием обучения являются способами преподавания и учения, но прием – это деталь, составная часть метода.

Например, приёмами обучения могут быть изложение информации, выделение логических связей, многократное повторение изучаемого понятия, разделение информации на дозы, использование проблемных ситуаций, просмотр фрагмента учебного фильма и др.

Прием обучения – это определенные особенности выполнения той или иной операции, которая должна присутствовать в обучении, но может быть выполнена по-разному. Если метод обучения связан с более общими, широкими педагогическими проблемами, то прием – с частными методическими вопросами.

Необходимость выбора определенного метода обусловлена самим предметом обучения, целевой установкой учебной дисциплины и выводится из сущности самого предмета; выбор приема обучения производится преподавателем в зависимости от его опыта. Такая характеристика метода обучения подчеркивает важный момент – обязательную воспроизводимость метода в сходных педагогических ситуациях.

Следовательно, каждый метод обучения предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность преподавателя. В условиях высшей школы, где одной из важнейших задач подготовки слушателей (курсантов) является практическая направленность их обучения, под методом обучения можно считать систему действий преподавателя и обучающихся, необходимую для формирования у них элементов определенного вида учебной или профессиональной деятельности.

Слово «система» указывает, что упомянутый набор действий обучающего и обучающегося обладает свойствами целостности, т.е. специфический результат возникает не вследствие отдельных действий, а лишь в результате целостной их реализации. В вопросе классификации методов обучения единство мнений не установлено.

Выберем такую классификацию, которая бы в наибольшей мере позволяла проиллюстрировать содержательную основу взаимодействия преподавателя и обучающихся. Так как процесс обучения – это двусторонний взаимосвязанный процесс передачи информации и формирования знаний, умений и навыков, то методы обучения можно классифицировать по источнику приобретения обучающимися этих знаний, умений и навыков.

Такими источниками являются: слово преподавателя, предшествующие знания и опыт обучающихся, печатный текст и сами изучаемые объекты (процессы, явления). К этим четырем источникам можно отнести четыре группы методов обучения.

I. Словесные методы (методы устного изложения) характеризуются тем, что в них устное слово преподавателя является основным, ведущим источником новых знаний. К основным словесным методам относятся: лекционный метод, – характеризуется строго научным устным изложением преподавателем теоретического материала. Ему свойственно строгое соблюдение терминологии той науки, которая лежит в основе учебной дисциплины.

Этот метод позволяет систематически, последовательно и на высоком теоретическом уровне раскрыть основные положения изучаемой темы, а также дать обучающимся направление для дальнейшей самостоятельной работы. Применение этого метода изложения в максимальной мере обеспечивает выполнение одного из основных дидактических принципов – принципа научности в обучении; метод объяснения. При устном изложении преподавателем учебного материала не всегда можно обеспечить строго научное изложение.

С помощью этого метода делаются яркие и убедительные примеры и факты, способствующие лучшему восприятию излагаемого учебного материала (эпизоды героического прошлого, случаи из личного опыта и жизни преподавателя и т.п.).

II. К методам обучения, при применении которых источником получения новых знаний, умений и навыков являются предшествующие знания и опыт обучающихся, относятся: метод беседы, – применяется, как правило, в ходе индивидуальной учебной работы, и используется с целью выяснения пробелов в знаниях обучающихся, уяснения хода выполнения самостоятельной работы; метод обсуждения, – характеризуется приобретением обучающимися новых знаний в ходе обмена различными мнениями, путем совместной работы преподавателя и обучающихся по раскрытию и оценке различных сторон какого-либо факта, процесса, явления.

При этом на основе уже имеющихся знаний выявляются и разрешаются спорные вопросы. Обсуждение применяется тогда, когда можно опереться на что-то известное обучающимся, на их знания и личный опыт, на прочитанный материал, на сложившиеся у них представления и понятия;

метод упражнения, – основной метод закрепления знаний и выработки умений и навыков и применяется в случаях, когда необходимо выработать и развить умения и навыки в выполнении каких-либо элементарных действий, т.е. тогда, когда обучающийся упражняется в выполнении отдельных операций (работа с компьютером, вычисление, пользование таблицами и номограммами, нанесение обстановки на карту, ориентирование на местности, переключение рычагов управления и т.п.);

метод исследований, – применяется на завершающем этапе закрепления теоретических знаний и характеризуется творческой самостоятельной работой обучающихся, в ходе которой они, на основе полученных знаний, осваивают и применяют элементы научных методов исследований, а, иногда, и эксперимента.

К этому методу прибегают в обучении при работе обучающимися над курсовыми работами (проектами, задачами), при дипломном проектировании, подготовке рефератов.

III. К методам обучения, для которых источником приобретения новых знаний является печатный текст, относится метод работы с литературой (или с техническими информационными средствами). Этот метод – основа самостоятельного овладения знаниями. Он представляет собой чтение и разбор учебного материала, отраженного в учебнике (учебном пособии), на мониторе компьютера или других технических средств передачи информации. Здесь могут использоваться такие приемы, как просмотр, сплошное чтение, чтение с конспектированием и др.

IV. К методам обучения, при применении которых источником приобретения знаний и умений являются сами изучаемые объекты, процессы и явления, относятся: метод показа, – обеспечивает чувственное и зрительное восприятие обучающимися изучаемого объекта, его модели, макета или изображения. Модели рассматриваются в широком смысле слова: физические, графические и т.п. Средствами показа служат натуральные объекты, макеты, схемы, плакаты, специальные стенды. Методу показа присуще изучение объекта в статике; метод демонстрации, – также обеспечивает чувственное и зрительное восприятие, но уже не самих объектов, а происходящих в них или с ними процессов, явлений (например, демонстрируется изменение каких-либо параметров во времени, работа механизма, выполнение строевого приема, протекание химической реакции и т.п.). При этом используются различные средства: кино- и видеоаппаратура, действующие машины и механизмы, стенды, мультимедийные ПЭВМ и др.

Методы показа и демонстрации иногда используются в комплексе и, тогда, трудно различимы; лабораторный метод, – является способом самостоятельного получения и закрепления знаний, когда обучающийся с помощью специального оборудования и аппаратуры как бы «открывает» уже открытые наукой закономерности, факты, наблюдает за происходящими процессами, явлениями, и, используя имеющиеся знания, подкрепляет их полученными результатами, утверждается в справедливости формул и зависимостей путем сравнения результатов работы с теоретическими положениями, изученными им на лекциях и в ходе самостоятельных занятий; метод практической работы, – ему, в отличие от метода упражнения, свойственно закрепление знаний и привитие умений в выполнении не отдельных элементарных операций, а в выполнении сложных элементов деятельности, и, как правило, таких, с которыми он встречается после учебы (вождение машин, организация технического обслуживания или ремонта техники и т.п.).

Практическая работа обучающихся в сложных условиях позволяет им убедиться в необходимости и значимости тех знаний и умений, которые выработались у них в ходе предшествующих занятий. Применению этого метода обычно предшествует применение метода упражнений. Таким образом, метод применяется на завершающем этапе усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.

Все методы обучения взаимосвязаны. И хотя каждый из них нацелен на решение определенных учебных целей, он выступает в образовательном процессе в комплексе с другими, обеспечивает единую задачу – подготовить специалиста высшей квалификации. Методы обучения в «чистом виде» отсутствуют, они всегда связаны с организационной стороной обучения, т.е. с формами обучения.

Под формой обучения понимают способы организации учебной работы обучающего и обучающихся. В них отражается, в первую очередь, совокупность условий, в которых осуществляется обучение, а именно: состав обучающихся (поток, учебная группа, подгруппа, отдельный слушатель); структура и место учебного занятия; место проведения занятия; продолжительность учебного занятия; роль и специфика учебной деятельности преподавателя и обучающихся на данном занятии, т.е. соотношение времени активной работы обучающего и обучающихся и др.

Для высшей школы формами обучения являются виды учебных занятий: лекции, семинары, групповые занятия, групповые упражнения, лабораторные занятия, практические занятия, учения, командно-штабные учения (КШУ), теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, стажировка, практика, выполнение курсовых и дипломных работ, самостоятельная работа (в т. ч. под руководством 12 преподавателя). Они реализуются в соответствующих видах занятий и могут характеризоваться:

- по степени охвата обучающихся на занятиях: коллективные (лекции, КШУ, конференции и т.п.), групповые (упражнения, семинары, практические занятия и т.п.), индивидуальные (консультации, самостоятельная работа и т.п.);

- по степени самостоятельности обучающихся (что преобладает – преподавание или учение): с жесткой регламентацией деятельности обучающихся, с частной регламентацией и полностью самостоятельные;

- по ориентации на разные формы контроля и управления познавательной деятельностью обучающихся: индивидуальные, коллективные, локальные и глобальные.

Преподаватель также должен владеть методическими приемами. Например, применение методов устного изложения может сопровождаться такими приемами, как смена интонации, смысловые ударения, жесты, мимика, темп и громкость речи, разрядка напряжения шуткой и т.п. От того насколько успешно преподаватель освоил методы обучения и как широко и эффективно он использует методические приемы зависит его педагогическая квалификация.

1. Алексеева Л.П. Методика профессионального обучения[Текст]: краткий курс лекций /Л.П. Алексеева.– Челябинск: Цицеро, 2013. –139 с.

2. Зайцев В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования [Текст]: учеб. пособие /В.С. Зайцев. – Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2013. –198 с.

3. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности [Текст]: монография / под общ. ред. Е.Ю. Никитина. – М.: Владос, 2013. – 489 с.

4. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений ВПО / Г.И. Кругликов. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 314 с.

5. Методика профессионального обучения. Основные термины и понятия [Текст]: справочное пособие / сост. Л.Н. Аксенова, М.Л. Хасанова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 93 с

6. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии: учебное пособие для вузов / И. В. Осипова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2010. 148 с.

7. Методические материалы по организации и проведению лабораторных и практических занятий / Г. М. Остапенко, Т. А. Палагута. – 2-е изд., доп. и испр. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2011. – 19 с.

8. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов /В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин, С.А. Махновский.– Магнитогорск, 2011. – 244 с.

9. Седнев В.А., Савченко Н.А. Методические основы подготовки и проведения практических занятий: учеб.-метод. пособие. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2014. – 68 с.

10. Седнев В.А., Савченко Н.А. Место практических занятий в структуре преподаваемых дисциплин, особенности и проблемы приобретения обучающимися знаний, умений и навыков на современном этапе // Мат-лы Международной НПК «Методические основы повышения качества образовательной деятельности по направлениям подготовки «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность», Академия ГПС МЧС России, 21.05.2014. – 4 с.

11. Старикова, Л. Д. Методика профессионального обучения: практикум / Л. Д. Старикова, Ю. С. Касьянова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 131 с.

12. Столяренко Л.Д.Психология и педагогика [Текст]: учебник для вузов /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 636 с.

13. Теория и методика профессионального образования [Текст]: монография / под общ. ред. Е.Ю. Никитина – М.: АПК и ПРО, 2011. – 341 с.

14. Чуприян А.П. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – М., 2011. – 62 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское