Введение
Глава 1. Педагогическая сущность процесса социализации младших школьников
1.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников
1.2 Содержание процесса социализации младших школьников
Глава 2. Теоретическое обоснование эффективности использования игрового метода на уроках русского языка
2.1 Виды игр
2.2. Анализ проблем игрового замысла в творческих работах на уроках русского языка в начальной школе
2.3 Роль игры в социализации младших школьников
Заключение
Список литературы
Словарь терминов
Коммуникативные игры на уроках русского языка как способ социализации младших школьников.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современные телекоммуникации (телевидение, радио, компьютер и т. п.) оказывают определённое влияние на развитие внутренней речи ребёнка, способствуют формированию словарного запаса, но из-за отсутствия живого общения на русском языке ребёнок не может овладеть разговорной речью. Многим ребятам трудно спланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, решать конфликты, управлять поведением партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами в монологической и диалогической речи.
Ребенок младшего школьного возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка. Когда ребенок идет в школу вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая была ведущей деятельностью дошкольника, приходит учебная деятельность. Но игра, все же не исчезает совсем, а остается значимой для младшего школьника. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
Проблему применения игровых технологий на уроках изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Запорожец А.В., Коломенский Я.И., Крутецкий В.А., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией [11, с. 72]. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.
Цель работы – анализ эффективности использования коммуникативных игр на уроках русского языка как средства социализации младших школьников.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных авторов по игре как эффективному способу социализации младших школьников;
2) изучить пути формирования, развития процента младших школьников с удачной социализацией;
3) выявить роль и возможности игры в решении проблем социализации младших школьников.
Объект исследования - социализация младших школьников.
Предмет исследования - игра как эффективный способ социализации младших школьников
Глава 1. Педагогическая сущность процесса социализации младших школьников
1.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников
В процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости.
С приходом ребенка в школу его чувства и эмоции начинают определять не столько игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих.
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное. Однако ребенок уже умеет сдерживать бурные, резкие выражения чувств: он может удерживать слезы, скрыть страх. Ребенок научается управлять собственными эмоциями.
Эмоции младшего школьника очень разнообразны, в этой сложной гамме постепенно созревают и социальные чувств – ответственности, сопереживания. Благополучное эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от его отношений со значимыми взрослыми – учителем и родителем. Важную роль играют также взаимоотношения с одноклассниками, статус в коллективе.
Правда, встречаются иногда случаи безразличного отношения детей к учебе, когда оценка не вызывает переживаний, что не способствует формированию положительной мотивации учения.
Однако в свободное от занятий время младший школьник с удовольствием играет. Учебная деятельность стимулирует проявление интереса к играм, которые требуют смекалки, элементов соревнования. Это - игры с правилами, настольные, спортивные. Положительные чувства возникают теперь и от решения интеллектуальной игровой задачи и в процессе спорта активного соперничества. Таким образом, и содержание игр, и чувства, проявляющиеся в них, изменяются [14, с. 45].
1. Алексеенко Т.Ф. Социализация личности: возможности и риски (социально-Педагогический аспект). [Текст] / Т.Ф. Алексеенко. – Киев, 2011. – 151 с.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (2 класс): методич. пособ. - М.: Владос, 2009. - 144 с.
3. Бунеев Р. Н. Русский язык (3 класс): методич. рекоменд. - М.: Баласс, 2009. - С.21
4. Гордон Ш. Социальное развитие ребёнка. [Текст] / Ш. Гордон – М. СПб., 2010. – 206 с.
5. Запятая О. В. «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников». Волгоград, издательство «Учитель», 2012.
6. Игры на уроках русского языка / Л. А. Петрановская. - Москва: Просвещение, 2010. –233 с.
7. Канакина В. П. Русский язык: программа и планирование учебного курса (1 - 4 классы). - М.: Просвещение, 2010. - С.32-33
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
9. Кислов А. В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. - М.: Речь, 2011. - 64 с.
10. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О. А. Степанова. Журнал «Начальная школа полюс до и после», Москва: Издательский дом «Первое сентября», № 8. – 2009.- 66 с.
11. Непомнящая М.Ш. Игра как средство социализации младших школьников//IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)
12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. - М.: Высшее образование, 2010. - 460 с.
13. Пономарев Я. А. Психология творчества: учеб. пособ. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
14. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова. Журнал «Начальная школа», Москва: Издательский дом «Первое сентября», № 11. - 2009. – 45с.
15. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Речь, 2011. - 384 с.