Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Теоретические аспекты изучения окружающего мира в начальной школе в процессе проектной деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2018 | Страниц: 39

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения окружающего мира в начальной школе в процессе проектной деятельности

1.1 Содержание и методика преподавания окружающего мира в современной начальной школе

1.2 Использование проектной деятельности в образовательной практике начальной школы

1.3 Возможности проектной деятельности при изучении окружающего мира в начальной школе

Глава 2. Исследования процесса изучения окружающего мира в начальной школе посредством проектной деятельности

2.1 Содержание экспериментальной работы по изучению окружающего мира у младших школьников в процессе проектной деятельности

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению окружающего мира в начальной школе

Заключение

Список литературы

Приложение

Актуальность темы обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС НОО главной целью школы является подготовка учащихся к самостоятельной практической деятельности, которая становиться возможной при формировании у младших школьников способности осуществлять универсальные учебные действия, готовности самостоятельной решать различные творческие и учебные проблемы.

Изучение природы в начальной школе носит репродуктивный и доступный исследовательский характер. Дети овладевают знаниями на основе учебных текстов, личного опыта и наблюдений. В процессе овладения знаниями формируются природоведческие умения и навыки.

Научные представления как промежуточное звено при переходе мысли от личного опыта к первоначальным понятиям обеспечивают эффективность и плодотворность усвоения учебного материала об окружающем.

Для достижения поставленных целей педагоги используют проектную деятельность, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности. В стандарте нового поколения проектной деятельности уделяется особое внимание как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Обуславливается это не только тем, что дети хотят больше знать о природе, но и тем, что она позволяет углубить и применить на практике знания, предусмотренные программой, развить интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания.

В процессе проектной деятельности познавательный интерес детей начинает выступать движущей силой в поисках ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивать активность и умственную деятельность. Во время работы над проектом дети шире и глубже изучают природу, ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в наличии множества связей организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природные объекты. Это подводит детей к пониманию целостности природы, ее материальности, у них формируется представление о научной картине мира.

Проектно-исследовательская деятельность служит неотъемлемой составляющей образовательного процесса, позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования современного учителя. Уроки окружающего мира как нельзя лучше подходят для этого.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуков ой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.

Цель курсовой работы – анализ особенностей организации проектной деятельности как средства изучения окружающего мира в начальной школе.

Объект исследования – проектная деятельность в начальной школе.

Предмет исследования - проектная деятельность на уроках окружающего мира.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть процесс формирования основных понятий на уроках окружающего мира;

2) проанализировать использование метода проектов в образовательной практике начальной школы;

3) раскрыть содержание экспериментальной работы по изучению окружающего мира у младших школьников в процессе проектной деятельности;

4) сделать выводы по результатам экспериментальной работы по изучению окружающего мира в начальной школе.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение педагогического опыта.

База исследования: МАОУ СОШ №4, г. Томск, ул. Лебедева, 6.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения окружающего мира в начальной школе в процессе проектной деятельности

1.1 Содержание и методика преподавания окружающего мира в современной начальной школе

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми), представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой.

Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребенка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять).

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественнонаучных предметов основной школы. Реализация начального естественнонаучного образования требует высокой квалификации учителя.

Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.

Существуют различные определения слова «понятие». В Большом энциклопедическом словаре «понятие» трактуется с двух позиций: 1) философии - форма мышления, отражающая существеннее свойства и отношения предметов и явлений. Основная функция понятия – выделение общего, которое достигается путем отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Иными словами, понятие - свойство объектов, предметов, явлений окружающей действительности; имя, название, которое позволяет не просто отнести объект к ряду подобных, но и осознать его отличительные особенности. Формирование понятий происходит с самого рождения ребенка. Можно назвать два основных пути формирования понятий:

В логике - мысль, в которой обобщаются и выделятся предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

1. Стихийный путь формирования понятий, осуществляется в процессе жизнедеятельности ребенка, непроизвольно. Огромнейшее количество бытовых понятий формируется в первые годы жизни подобным образом. Этот путь имеет определенную опасность: в некоторых случаях понятие может быть сформировано неверно, ошибочно (к примеру, что кит- рыба, паук или клещ- насекомое).

2. Организованный путь формирования понятий. Как правило, родители еще в раннем возрасте начинают этот процесс, знакомя детей с объектами мира (это кошечка, она пушистая, у нее лапки, говори «мяу»), затем он продолжается дошкольных образовательных учреждения и важное место здесь занимает начальная школа, так как основной фундамент научных уже, а не только бытовых понятий, закладывается именно в этот период.

Методисты и психологи создали большое количество рекомендаций по ведению процесса формирования понятий. Рассмотрим основные, существеннее этапы становления понятия у младших школьников.

1этап. Восприятие. Прежде того, как педагог будет формировать понятие, должно быть обеспечено восприятие изучаемого объекта, явления или процесса. Чем более качественным будет восприятие, тем более легким будет процесс формирования понятия.

Условиями эффективного восприятия можно считать:

- объект представлен в натуральном виде;

- ученик имеет доступ к объекту и можем воспринимать его всеми органами чувств. Например, при изучении полезных ископаемых (уголь, гранит, мел и проч.) дети могут взять данные минералы в руки, потрогать их, понюхать, рассмотреть со всех сторон. Конечно, по ряду причин (соблюдение правил безопасности, недоступность объекта) не всегда возможно подобным образом организовать восприятие. В этом случае применяются наглядные, технические средства. Но, без сомнения, без восприятия хотя бы в зрительном плане формирование правильного понятия будет затруднено.

2 этап. Формирование представления. Представление - это мысленный образ объекта, с которым ученик познакомился. Например, при изучении темы «Пустыни и полупустыни» дети знакомятся с растениями и животными данной природной зоны. Одно из растений - саксаул. Дети, как жители лесной природной зоны, не знакомы с данным понятием. После этапа восприятия, увидев его на иллюстрации или слайде, дети получили о нем представление - общее впечатление, помогающее воссоздать образ объекта в памяти.

3 этап. Формирование понятия. Данный этап будет реализован в том случае, если изучаемый объект будет соотнесен по ряду признаков с классом объектов, а также будут выделены его отличительные особенности. К примеру, сказать, что «саксаул - растение, произрастающее в пустыне» – недостаточно, так как к данному определению могут подойти и другие понятия. Понятие будет сформировано, если дети сумеют также и указать его отличия – «много коротких корявых ветвей, развевающихся у земли, листья в виде чешуек. Его древесина не плавает, но очень хорошо горит».

Так как дети младших классов только учатся писать правильно и грамотно, уместно соединить работу над понятием с орфографической работой - учиться записывать термины без ошибок.

Таким образом, понятие – форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

В настоящее время учащиеся младшего школьного возраста не проявляют должного интереса к предмету «Окружающий мир». Поэтому учителя начальных классов должны повышать интерес учеников к предмету, используя разнообразные формы и методы работы в рамках предмета «Окружающий мир».

В настоящее время деятельностный подход является неотъемлемой частью процесса обучения. Одной из форм работы на уроках окружающего мира, способной пробудить интерес учащихся к предмету, формировать самостоятельность освоения новых знаний, является проектная деятельность.

Основные цели реализации содержания предметной области «Окружающий мир»:

- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

- практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.

Основные задачи реализации содержания предметной области «Окружающий мир»: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире;

- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, опытных исследований и экспериментов, доступных ученику начальных классов способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- воспитание у школьников понимания особой роли России в мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Реализуя принцип деятельностного подхода, завершенная предметная линия «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных знаний и умений, но и как процесс познавательного развития через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий.

В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в «Окружающем мире» во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий практической направленности.

Основные содержательные линии учебного предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными разделами: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения».

Тематическое планирование рассчитано, в соответствии с ФГОС, на интеграцию в одной предметной области обществознания и естествознания, и предусматривает следующее распределение часов по блокам (содержательным разделам): «Человек и природа» - 187 ч, «Человек и общество» - 83 ч, «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» - содержание раздела изучается в разделах «Человек и природа», Человек и общество», в следствие чего, отдельные часы на его изучения не выделены.

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» при получении начального общего образования рассчитано на 270 часов. В 1 классе - 66 часов (33 учебные недели, 2 часа в неделю), во 2 классе – 68часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).

1. Андреева Н.Д. «Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой.-М.: Академия, 2009.-208с.

2. Архипова Ю.И. Учебное исследование – средство познания окружающего мира./ Начальная школа.-2010. – № 7.

3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]/ В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 2004.-С.56.

4. Васина, О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры / О.Н. Васина, О.Н. Пономарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 711-713.

5. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие [Текст]/Е. В. Григорьева. - М.: Владос, 2007. - 260 с.

6. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.

7. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] /А.Н. Захлебный – М.: Педагогика, 2010. – 184с.

8. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8- С.57

9. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов вузов [Текст]/ Е. Ф. Козина. - М.: Академия, 2011. - 312 с.

10. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496с.

11. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2011, с.100

12. Лукина, А.К. Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования / А.К. Лукина, Т.П. Лисунова, И.Н. Сеткова // Проблемы современного образования. – 2012. - № 3. – С. 110-118.

13. Миронов, Д. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах : учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов [Текст]/ Д. В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 360с.

14. Мир вокруг нас. Учеб.для 3 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч 1/А.А.Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. -160 с.: ил.

15. Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

16. Петросова, Р. А. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Сред, пед. учеб. заведений [Текст] / Р.Л. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазова. — М.: Академия, 2010. - 176с.

17. Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе: методическое пособие/ С.Ю.Прохорова, Н.М.фоминых. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011.-88с.

18. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 11. – С. 209-211.

19. Ямалтдинова, Д.Г.. Организация самостоятельной деятельности учащихся [Текст]/ Д.Г. Ямалтдинова// Начальная школа. - 2008.- №2.- С.8-9.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское