Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди множества существующих сегодня направлений психотерапии есть особое направление, которые было разработано относительно недавно – в середине XX века. Да, оно, как и все остальные психотерапевтические методики, предполагает лечебное воздействие на организм человека и его психику, однако основано на поиске и анализе смыслов его жизни.
Империалистический передел мира принес человечеству две чудовищных по своим масштабам и расчетливой жестокости мировых войны, лагеря смерти и холокост, газовые камеры и массовые расстрелы, тоталитаризм и оружие массового поражения. Человечество ужаснулось и погрузилось во страх и уныние, апатия захлестнула европейского обывателя. Ощущение отсутствия смысла жизни и абсурдности бытия стали повсеместны.
Никогда еще история человечества, с лишениями и страданиями прошлого, не знала такого количества самоубийств как в первой половине 20 века. Ответом на отчаянный страх стала логотерапия – лечение смыслом в дословном переводе с греческого. Ее автор – австрийский психотерапевт Виктор Франкл, прошедший все ужасы нацистской системы лагерей «Дахау» не просто теоретизирует на тему «В чем смысл жизни», а является сам пациентом своей же терапии смыслом.
Цель курсовой работы – проанализировать возможности логотерапии в социально-педагогическом консультировании
1. Теоретические аспекты социально-педагогического консультирования
1.1 Понятие и сущность социально-педагогического консультирования
Исходя из общепринятых определений, консультация это:
- Совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий;
- Совещание специалистов по какому-либо вопросу.
- Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам.
Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.
Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это и совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, которые дают такие советы, например, юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.
Консультирование - широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.
Психологическое консультирование имеет свою, ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения консультанта.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.
Социально-педагогическое консультирование является одной из форм социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическое консультирование – это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.
Процесс консультирования включает в себя как социальное обучение, так и социальное воспитание. Основными направлениями социально-педагогической деятельности, требующими консультативной помощи, являются:
- деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации детей и взрослых посредством их личностного развития;
- деятельность по социальной реабилитации детей и взрослых, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Так как проблема личности, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:
- непосредственную работу с личностью ребёнка или взрослого;
- посредническую деятельность в отношениях личности со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
Деятельность социального педагога в школе предполагает социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, родителей, педагогов, классных руководителей по решению социально-педагогических проблем ребёнка, его профессиональному самоопределению, предпрофильной подготовке и т.д.
Социально-педагогическое консультирование осуществляется на принципах социального партнёрства: равноправия, уважения и учёта интересов, обязательности и ответственности сторон. От успешного консультирования нередко зависит успешность разрешения различных проблемных ситуаций в семьях учащихся. При этом немаловажную роль играет взаимодействие социального педагога со специалистами: психологами, медицинскими работниками, юристами, обладающими специальными знаниями для решения разных социальных проблем и вопросов.
Являясь членом экспертного совета, школьный социальный педагог должен объективно оценивать поведение учащихся в их окружении. Важным при этой оценке является всестороннее знание о ребёнке, с проблемами которого связано консультирование. Для его получения школьный социальный педагог использует разнообразные методы: наблюдение за ребёнком, визиты на дом, беседы со сверстниками и родителями, близкими друзьями, учителями, соседями и т.д. В качестве консультанта он взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом, а также с органами ученического самоуправления по вопросам отношения учащихся к школе, к классному коллективу, к участию в общественной жизни.
Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым в зависимости от его характера и направленности, а также от конкретных обстоятельств. Главное для социального педагога при проведении консультирования – понимать, что его целью является помощь и социально-педагогическая поддержка учащихся, их родителей и учителей. Для родителей консультирование является одним из способов педагогического просвещения, помогающим в освоении приёмов и методов воспитания своих детей, в организации с ними педагогически целесообразного и благотворного взаимодействия. Оно должно способствовать и оптимизации связей школы с родителями и детей со школой. Это важно для решения многих проблем воспитания и обучения.
Но главными условиями, которые могут обеспечить эффективность консультирования, являются педагогическое мастерство и глубина профессиональных знаний консультирующего. Школьный социальный педагог никогда не должен об этом забывать.
Теория М.А. Галагузовой: объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.
Социализация актуализируется А.В. Мудриком, констатирующего особую ценность ресурсов социального воспитания.
Подход В.А. Сластенина предполагает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.
Позиция В.А.Никитина определяет объектом деятельности социального педагога социально-педагогический процесс как целенаправленную последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели.
Применение классификации проблем социального воспитания как основание причинности и выбора консультационной работы (М.В. Шакурова).
Обусловленность теоретико-методологического основания социально-педагогического консультирования выбором объекта социально-педагогической деятельности в целом.
Рассмотрим виды социально-педагогического консультирования:
- Дистантное и очное социально-педагогическое консультирование.
- Социально-педагогическое консультирования в группе.
1. Абдуллаева, Л.С. Деточенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 144 с.
2. Абрамова, И. В. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики [Текст] / И. В. Абрамова, К. А. Горькова // Современные наукоемкие технологии, 2016. – № 5-2. – С. 301-305.
3. Алексеева Л.С. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи / Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков. - М.: НИИ семьи, 2018. - 112 с.
4. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». - М.: ВЛАДОС, 2018. - 285 с.
5. Баранова В. Повышение компетентности родителей в гармонизации отношений с подростками / В. Баранова, Г. Репринцева // Социальная педагогика в России. - 2012,- №3, - С. 12-20.
6. Борисова Т.С. Формирование социальной ответственности молодежи // Социальная педагогика в России. - 2014. -№2. - С. 15-16.
7. Бочарова В. Опытно-экспериментальная работа в области социальной педагогики: специфика, тенденции, инновации // Социальная педагогика в России. — 2010. — № 1,—С. 71-80.
8. Бочарова В. Становление социальной педагогики в России // Социальная педагогика в России. — 2012. — № 2. — С. 7-8.
9. Дементьева И.Ф. Педагогическое сопровождение школьников, склонных к суициду // Социальная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 25-31.
10. Кашлакова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения / Г. Кашлакова, Ю. Акулинина // Социальная педагогика. — 2010. — №2, —С. 44-47.
11. Крылова Т. Работа социального педагога по защите прав ребенка / Т. Крылова, М. Струкова // Социальная педагогика. — 2017. —№5. — С. 33-43.
12. Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 22-31.
13. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2017. – 192 с.
14. Мудрик А. Поколение как субъект социального воспитания и объект социальной педагогики // Социальная педагогика в России. — 2012. — № 3. — С. 63-68.
15. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы: сборник научных трудов / Сиб. гос. индустр. ун-т; под общ. ред. И.В. Шимлиной. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2019. – 232.
16. Патраков, Э.В. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода) : учебное пособие / Э.В. Патраков, С.Г.
17. Петрова Е. Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства // Социальная педагогика. — 2016. — № 2. — С. 48-51.
18. Пулина Анжелика Анатольевна Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия // Крымский научный вестник. 2015. №3.