Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.
Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер, и, в отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка.
При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке».
Рассматривать профессионально-педаголгическую культуру учителя необходимо в современном контексте модернизации образования в России, происходящей параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, с развитием всех его социальных институтов.
В этой связи актуализируется проблема развития профессионально-педагогической культуры учителя, предполагающая развитие его готовности к работе в современной высокодинамичной информационной, коммуникационной и технологической среде.
Проблемы развития профессионально-педагогической культуры учителя также связаны с многообразием задач, непосредственно стоящих перед учебными заведениями. Их преодоление возможно через глубокое осмысление новых социально-педагогических законов и тенденций, через решение не только теоретических, но и технологических вопросов обеспечения учебного процесса и развития общей и профессиональной культуры педагога.
Проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах таких исследователей, как СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и т.д. в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя.
Методологические основы формирования педагогической культуры разработаны в исследованиях Н. А. Аитова, Б. Ю. Берзина.
Объект исследования – деятельность педагога.
Предмет исследования – общая и профессиональная культура педагога.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие, сущность и проблемы развития общей и специальной культуры современного педагога.
Задачи исследования:
1) дать понятие и раскрыть сущность общей и профессиональной культуры современного педагога;
2) рассмотреть структуру и уровни профессионально-педагогической культуры педагога;
3) проанализировать особенности общей культуры педагога;
4) предложить способы и методы повышения педагогической культуры педагога.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты общей и специальной культуры современного педагога
1.1 Понятие и сущность общей и профессиональной культуры современного педагога
Реформирование профессионального педагогического образования в последнее время является объектом пристального внимания практически всех социальных наук. Это связано, в первую очередь, с тем, что основной целью образования является не только качественная подготовка специалиста-профессионала, но и обеспечение возможностей для его постоянного саморазвития на основе требований современного научно-технического прогресса. С вступлением России в Болонский процесс происходит переосмысление общественной ценности и определение качества деятельности такой социально-профессиональной группы, как педагоги высшей школы.
С началом активной разработки культурологического направления в педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной личности преподавателя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя вуза, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.
Профессиональная педагогическая культура - это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру, с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом.
Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, хотя целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, педагогического мастерства преподавателя вуза данная проблема нашла отражение в работах Е.В. Бондаревской, И.Ф Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаев рекомендует иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и педагогической культуры преподавателя вуза, ее специфические особенности:
- педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; это многогранное качество личности, обеспечивающее ему успешность педагогической деятельности на всех ее иерархических уровнях, во всех ее социально-психологических, технологических и нравственно-эстетических компонентах;
- педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- особенности реализации и формирования педагогической культуры преподавателя высшей школы обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Согласно Е.В. Бондаревской, под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность; это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
Педагогическую культуру преподавателя вуза, считает автор, определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.
Основные функции педагогической культуры преподавателя высшей школы могут быть поняты, исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентации, возможностей творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности, Е.В. Грунт и А.Н. Лымарь выделяют следующие основные функции педагогической культуры преподавателя вуза - гносеологическую, гуманистическую, коммуникативную, информационную, нормативную, обучающую и воспитывающую. Каждая функция отражает различные способы решения преподавателем методологических, инновационных, исследовательских, дидактических и других педагогических задач. Признание многообразия функциональных компонентов педагогической культуры подчеркивает многоаспектность содержания педагогической деятельности и разнообразие форм ее реализации.
Гносеологическая функция педагогической культуры проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах образовательного процесса. Гносеологическая функция направлена на изучение и осознание преподавателем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма. Данная функция инициирует развитие таких видов педагогической культуры, как методологическая, исследовательская, интеллектуальная.
Гуманистическая функция утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничеству равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности.
Коммуникативная функция педагогической культуры преподавателя отвечает его первостепенной потребности в общении со студентами, коллегами, учителями школ, представителями производственной сферы, тем более что педагогический процесс в вузе - это постоянное взаимодействие, обмен информацией между заинтересованными участниками. Большое значение для общения имеет речевая культура преподавателя, т. е. знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы, что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает речевую грамотность у будущих специалистов, дисциплинирует их мышление. Коммуникативная функция обусловливает необходимость развития таких составляющих педагогической культуры, как речевая культура, культура общения, культура межнационального общения.
Информационная функция педагогической культуры преподавателя самым тесным образом связана со всеми ее функциональными компонентами. Связь эта обусловливается тем, что необходимо информационное обеспечение гносеологического, гуманистического, коммуникативного, обучающего, воспитывающего и правового компонентов педагогической культуры. Информационная функция выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. Овладение систематизированной информацией и ее передача становились уделом определенной группы людей - ученых-педагогов, их интеллектуальной собственностью.
Нормативная функция педагогической культуры поддерживает равновесие в системе деятельности преподавателя, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в педагогической среде. Преподаватель вуза является субъектом различных правовых отношений, которые складываются в процессе профессионального взаимодействия со студентами и коллегами, руководителями разных уровней и строятся на основе равенства, взаимных прав и взаимной ответственности. Правовая культура преподавателя вуза выступает необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гуманистических начал, прав и свобод личности.
Обучающая функция педагогической культуры реализуется в деятельности преподавателя вуза, направленной на овладение будущим специалистом определенной системой знаний, умений, навыков, качеств, социальным опытом, на развитие его интеллекта и способностей. Общий контур обучающей функции создается следующей совокупностью проблем: «знать», «уметь», «успевать», «оценивать». В данном перечне проблем заложены поиски ответов на более конкретные вопросы: «чему учить», «как учить», «кому и кого учить». Готовность найти ответы на эти вопросы составляет основу технологической и методической культуры преподавателя высшей школы.
1. Ауезов, Б. Н. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя / Б. Н. Ауезов, К. М. Беркимбаев. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). - С. 354-356. - URL: https://moluch.ru/archive/138/38803/ (дата обращения: 22.04.2020).
2. Бергер Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития любознательности учащихся в процессе обучения.-Дис. канд. пед. наук.- Йошкар-Ола, 2010. – 471 с.
3. Болатаев, В. Т. Принципы преподавания М. М. Ковалевского / В. Т. Болатаев // Педагогика. – 2011. – № 9.
4. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Анализ актуализации социокультурной трансформации в молодежной среде на рубеже веков. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 47-51.
5. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Проблемы социально-психологического характера в современном социуме. Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 350-352.
6. Бурляева В.А., Чебанов К.А. Педагогическая культура как профессиональная компетентность педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
7. Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань, 2009. - 156 с.
8. Дружинина А.Е. Индивидуально-типические особенности познавательных процессов как фактор успешного обучения.: Дис. канд. пед. наук.- Л., 2016. – 318 с.
9. Железнякова С.И. Профессиональная культура современного педагога: базовые ценности и вызовы времени // Дискуссия. 2016. №10 (73).
10. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 117-119. - [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (Дата обращения: 20.04.2020).
11. Макаренко Т.А. Развитие профессионально важных качеств будущего педагога посредством организации профессионального пространства вуза // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя сборник материалов научной конференции. Под редакцией: И.С. Алексеевой (ответственный редактор), А.Д. Николаевой, О.П. Осиповой. 2013. С. 552-557.
12. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентностно-развивающая модель повыше-ния квалификации педагогических кадров // Образование и общество. 2017. № 4. С. 14-17.
13. Никандров, Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований / Н. Д. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 1.
Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.- с.
14. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 2017. – 357 с.
15. Слепцова И. С. Развитие профессиональной компетентности педагога школы как фактор достижения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 397–400.
16. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. ИнноваторBennet college. М., 2017. С. 177–184.
17. Тощенко, Ж. Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2010. – № 8 (316).
18. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс современного социума / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. – 2012. – № 1.
19. Чебанов К.А. Новая культурная идентичность – ее концептуальные основы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 172-176.
20. Чугаева, И. Г. Ч83 Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Г. Чугаева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018.
21. Шавенкова Н.П. Управление педагогическим процессом: особенности его совершенствования в условиях демократизации образования. Менеджмент в образовании.-2014.-№3.-С.98-105.66