Актуальность темы исследования обусловлена тем, что переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования.
Рыночные отношения в экономике значительно повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они подчеркивают работу специалиста в производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно совершенствовать профессиональную подготовку выпускников.
Сближение обучения с профессиональной деятельностью позволяет использовать активные методы обучения, которые создают благоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности, способствуя развитию познавательного интереса к предмету.
Федеральный государственный стандарт образования для среднего профессионального образования определяет необходимость модернизации образовательного процесса и применения компетентного подхода к профессиональному образованию. Введение новых норм усиливает актуальность поиска эффективных способов внедрения грамотного подхода, который должен включать широкое использование активных и интерактивных форм занятий в образовательном процессе (компьютерное моделирование, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психологические и другие тренинги).
Одной из наиболее эффективных форм обучения старшеклассников являются деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна с древних времен как способ проверить знания и навыки, чтобы применить их на практике.
Использование игровой технологии в обучении не является новшеством, и в современных условиях развивающие деловые игры позволяют пережить события профессиональной деятельности в реальности, на личных ошибках найти правильные решения проблем, обогатив личный опыт. Основная цель внедрения игровых технологий в тренинги-развитие у обучающихся способности правильно ориентироваться в событиях будущей профессиональной деятельности.
Деловая игра - одна из активных форм обучения, которая одновременно несет в себе познавательные, практические и образовательные компоненты. Высокая эффективность игры в обучении объясняется высоким уровнем запоминания событий, происходящих во время игры.
Современная сфера применения деловых игр очень широка: экономика, менеджмент, маркетинг, внешнеэкономическая деятельность и т. д. анализ научной литературы показывает, что формирование практических навыков у старшеклассников с помощью деловых игр изучалось многими учеными. Вопросы содержания и технологии проведения деловых игр разрабатывались Н.П. Аникеевой, Ю.С. Арутюновым, М.М. Бирштейном, А.А. Вербицким, В.С. Дудченко, Ю.Н. Емельяновым, А.П. Панфиловой, Г.П. Щедровицким и др., но в то же время, изучение применения деловой игры в бизнес- образовании остается актуальным.
Объект исследования - политико-правовые и экономические навыков у старшеклассников.
Предмет исследования - деловая игра как средство развития политико-правовых и экономических навыков у старшеклассников.
Цель курсовой работы – проанализировать эффективность применения деловых игр как метода развития политико-правовых и экономических навыков у старшеклассников.
Задачи:
1) раскрыть сущность деловой игры и истории ее появления;
2) рассмотреть классификацию деловых игр и их структуру;
3) проанализировать деловую игру как средство развития политико-правовых и экономических навыков у старшеклассников;
4) провести опытно-экспериментальную работу по развитию политико-правовых и экономических навыков у старшеклассников посредством деловой игры.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы, экспериментальная работа по разработке и проверке методики проведения занятий по дисциплине «Экономика организации» с использованием деловой игры.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы деловой игры как средства развития политико-правовых и экономических навыков у старшеклассников
1.1 Сущность деловой игры и история появления
Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности.
Делова игра - это своего рода моделирование процессов и механизмов принятия решений с помощью математических и организационных моделей. Использование деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных навыков обучающихся, формирует умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать полученную информацию, коллективно работать. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию хорошей самооценки.
А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания субъективного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности в целом.
В процессе реализации деловой игры решаются учебные задачи, в частности:
- активность стажеров растет;
- формируется способность анализировать специальную литературу;
- активировать творческое мышление учащихся;
- способность практически оценивать различные точки зрения и сравнивать их;
- привитые навыки поиска оптимального решения.
Словарь управления людскими ресурсами. Умения - действия, характеризующиеся высокой мерой мастерства; на этом этапе действие становится автоматическим, осуществляется сообща, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень владения действием отличает навык от навыка, предполагающего такую меру мастерства, когда для его правильного выполнения требуется сознательное самообладание. В зависимости от видов действий различают двигательные, сенсорные и интеллектуальные навыки.
Для деловых игр характерны:
- жизнеспособность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
- регулярное повторение задач и процедур, составляющих суть игры;
- конфликт и скрытые оговорки; как правило, отсутствие конфликта исключает саму постановку проблемы.
Сегодня деловые игры используются для приобретения практических навыков стажерами в следующих специальных дисциплинах: маркетинг, управление бизнесом, управление инновациями, Управление инвестициями, логистика, общее управление.
Применение игр в процессе обучения способствует получению учениками навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической и практической реальности.
Изучение любого явления с помощью имитационных моделей обычно требует использования электронных вычислений.
Современные компьютерные технологии в принципе позволяют производить расчеты любой сложности, включая организацию работы с моделью по режиму диалога с человеком. Для этого в построенной модели выделяются параметры управления и задаются интервалы изменения.
При работе в полностью автоматическом режиме происходит исчерпывающее "проигрывание" множества вариантов развития изучаемого экономического явления в деловой игре.
Метод деловых игр известен с XVII - XVIII вв., и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как "военная или предпринимательская". Первое упоминание деловой игры значилось как "военные шахматы", потом как "маневры на карте".
Интересно, что в XIX в. "военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении". Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г. "военные шахматы" начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь - пехоту. Правила описывались математическими формулами.
С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов. Таким образом, Наполеон проигрывал будущие сражения. Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными. Перед Второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры.
Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвратом к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (клетка, отверстие, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, исходное положение, цель. По своей природе они были чисто инструментальными. Но позже их стали корректировать с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия "широты решения", которые зависят от "силы власти", "удовлетворенности подданных". Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх используется математический аппарат теории игр.
Отправной точкой развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, появление спортивных и салонных игр связано с уменьшением драматической составляющей, отражающей социальное взаимодействие. Начиная с военных игр, значение этой составляющей снова начинает возрастать. С дальнейшим усилением драматической составляющей связано появление деловых игр из армии. По мнению экспертов, метод деловых игр, применяемый к промышленно-экономической деятельности, впервые применен в нашей стране. В этом смысле "первые игры не были ориентированы на цели обучения, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений".
Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 г. на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 г. Марией Мироновной Бирнштейн и называлась "Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы". Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики "Красный ткач". Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.
В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.
По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием "организационно-деятельностные игры (ОДИ)". Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. Концепция Щедровицкого была органической частью тоталитарного сознания и тоталитарного общества. Ее основными особенностями были:
1. Абдулатипова Э. А., Салманова Д. А., Чупанов А. Х., // Принципы построения системы профессионального образования Педагогическое образование и наука № 6. - М., 2014.
2. Абубакирова К.Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры / К.Э. Абубакирова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С.556-558.
3. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. – М.: Владос-пресс, 2000. – С.357.
4. Белоруссова, Е.В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования [Текст] / Е.В. Белоруссова. – М: Буки-Веди, 2014. – 113 с.
5. Бельчиков, Я.М. Деловые игры. [Текст] / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. – Рига: Авотс, 2011. – 234 с.
6. Бургат, В.В. Деловая игра как метод активного обучения. [Текст] / В.В. Бургат. – Сибирский торгово-экономический журнал. – №2. 2014. – №1 (19). – 48 с.
7. Ванюшин В.Н., Гвоздиков С.В., Лаврентьев А.Р., Орлова Л.А. Деловая игра в обучении: научно-практическое пособие. – Дзержинск: изд-во «Конкорд», 2015. – 131 с.
8. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Воронова О.В. Деловая игра как средство успешной экономической социализации школьников России и США // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №4 (42).
9. Гинзбург, Я. С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Игровое моделирование: Методология и практика. [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 2013 – 163 с.
10. Дробышева Т.В. Экономическая социализация личности. М., 2013. С. 10.
11. Исаев А.П. Инструменты профессионального саморазвития / А.П. Исаев // Психология и управление. – 2008. – №3. – С.59-65.
12. Ильязова, М.Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход. [Электронный ресурс]. Диссерт. Докт пед. наук, М., 2011 – 13.00.08 – 310с.
13. Казакова Т. Ю., Конышева А. В. Деловая игра как средство формирования правовой культуры старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S20.
14. Курбитаева, Д. С. Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников / Д. С. Курбитаева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 42 (176). - С. 167-169. - URL: https://moluch.ru/archive/176/46001/ (дата обращения: 10.06.2020).
15. Острога В.М. Использование игровых методик обучения в формировании политико-правовой культуры студентов (деловая игра) // Высшее техническое образование. 2016. №8 (190).
16. Полат Е.С. Жизнь как постоянное учение. 2006. [Электронный ресурс] URL: elitarium.ru/2006/04/14/zhizn_kak__postojannoe_uchenie.html. (д.о.: 15.10.2014).
17. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. [Текст] / В.Я. Платов. – М.: Профиздат, 2011. — 156 с.
18. Салманова Д. А. Тренинг как средство формирования педагогической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства. Дис.... канд. пед. наук. Махачкала 2009 г.
19. Сатаненко А.В., Рабцевич А.А. Деловые игры как один из методов в подготовке студентов по экономическим дисциплинам // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4.
20. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич //Молодой ученый. -2014. - №6(65). – С.665-667.
21. Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методологий и практика проведения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 303 с
22. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. С. 8.