Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся
1.1 Понятие и цели формирования правовой культуры учащихся
1.2 Формирование сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса в школе
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся
2.1 Проблемы современной системы правового воспитания и формирования сознательной дисциплины учащихся
2.2 Направления развития правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из приоритетов российской государственной политики в области образования в условиях его модернизации является развитие социально активной, дисциплинированной и ответственной личности; формирование молодого поколения гражданского сознания и дисциплины, обеспечивающих целостность многонациональной России.
Задача воспитания Активного гражданина определяется государственными документами последних лет. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования до 2020 года, Федеральная программа развития образования направлена на привитие моральных качеств, коллективизма, самостоятельности, дисциплины; приоритет образовательной политики Российского государства отдано формированию у молодого гражданского поколения сознательности, трудолюбия, уважения прав и свобод личности.
Как один из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, сознательно образуя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным сознанием ответственности за свои решения и действия.
Сейчас, когда общество накатило на волну преступности, особенно важно своевременно ввести в действие такой инструмент предупреждения преступности, как подготовка законопослушных граждан, уделять особое внимание умению добывать легальную информацию и пользоваться ею, а значит, мыслить, принимать решения эффективно и мирно разрешать жизненные проблемы, подготавливая учеников к самостоятельному существованию, после школы.
Правовая культура влияет не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и действия людей находятся в единстве и взаимной обусловленности. Поскольку поведение человека в нормальных условиях осуществляется на основе осознанно принятых решений, его поведение зависит от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека. Самосознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет нам говорить об уникальной концепции культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений.
Объект исследования – процесс воспитания правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся.
Предмет исследования – направления развития правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся.
Цель курсовой работы – проанализировать воспитание правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся.
Задачи:
1) дать понятие и рассмотреть цели формирования правовой культуры учащихся;
2) проанализировать процесс формирования сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса в школе;
3) выявить проблемы современной системы правового воспитания и формирования сознательной дисциплины учащихся;
4) предложить направления развития правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры и сознательной дисциплины учащихся
1.1 Понятие и цели формирования правовой культуры учащихся
Воспитание подрастающего поколения в России сегодня происходит в условиях формирования правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание легитимного демократического государства связано с процессом формирования правовой культуры общества.
Правовая культура гарантирует свободу и безопасность личности, обеспечивает правовую защиту личности и формирует гражданскую деятельность, создает нравственную атмосферу, в которой все люди защищены от произвола и могут свободно осуществлять свое творчество.
В то же время криминализация нашего общества, связанная с ростом преступности среди молодежи, правовым нигилизмом, отсутствием инициативы правоохранительных органов и многими другими проблемами, потребовала пересмотра ряда положений правовой культуры. В настоящее время каждый гражданин России должен уметь пользоваться нормативно-правовыми актами, начиная с малого возраста. Это может быть достигнуто только при условии формирования правовой культуры.
Одной из особенностей зрелого общества является наличие совершенной правовой системы. Основой этой системы является высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Чтобы построить демократическое государство в нашей стране, необходимо воспитывать активную молодежь с развитыми знаниями права.
Человек, достигший восемнадцатилетнего возраста, как дееспособный гражданин, должен четко знать свои права и обязанности. К сожалению, в наши дни молодые люди не в полной мере обладают такими знаниями. В чем причина такого невежества? Причин много: нежелание ребенка приобретать эти знания, недостаточная работа специалистов в этом отношении и ограниченность школьной программы. Некоторые школьники просто не понимают, зачем им нужны юридические знания, ведь многие из них еще не попадали в такие ситуации, когда их нужно применять. Задача педагогов - объяснить ребенку всю важность и важность правовой культуры. В стандартной учебной программе учащиеся обрабатывают ее в ходе социальных исследований, причем, только на курсах и факультативно.
Правовая культура и правовое воспитание - один из приоритетов российской системы образования. Детей учат уважать законы, правильно использовать законы в своей жизни, говорить о необходимости построения гражданского общества.
Правовая культура - это общий уровень отношения общества к праву и нормам права. Правовая культура формируется в процессе воспитания и обучения.
Основными целями правового воспитания учащихся являются:
- Предоставление знаний о правах человека, обязанностях граждан России, формирование базовой концепции законодательства.
- Формирование уважительного отношения к законам, умения применять их в повседневных жизненных ситуациях.
- Формирование человека, готового юридически отвечать за свои действия.
- Формирование позиции, согласно которой человек будет активно участвовать в создании гражданского общества.
Если правильно организовать правовое воспитание молодежи, это станет важным вкладом в построение демократического и правового государства в России.
Формирование юридического сознания учащихся должно происходить не только на юридических курсах, все учителя должны воспитывать законопослушного гражданина с большой буквы. На любом занятии можно проводить время от времени пять минут, в течение которых можно говорить о необходимости легального образа жизни, способствуя формированию правовой культуры учащихся. Лучше делать это на конкретных примерах, их можно взять из новостей.
Для учащихся начальных и средних школ можно ограничиться простыми примерами того, что каждый человек имеет право на жизнь, Выбор места жительства, свободу передвижения, жилье, медицинскую помощь. О правах рекомендуется говорить на простых примерах. Например, никто не может заставить семью ребенка жить в том или ином городе, родителей принудительно работать, а в случае болезни государство обязано оказывать медицинскую помощь.
В старших классах можно говорить о ООН и Конвенции о правах человека. Следует упомянуть о праве вступать в брак, создавать семью, иметь детей. Можно и нужно поддержать рассказы интересными примерами. Родители не могут запретить своим детям вступать в брак, вступать в брак, и все люди равны, независимо от богатства, можно свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.
Наряду с правами есть и обязанности, без них трудно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью платить налоги. С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины. Необходимо показать ученикам взаимосвязь между правами и обязанностями. Без обязательства платить налоги будет трудно реализовать право на бесплатную медицину.
Необходимо, по возможности, изучить существующие в государстве законы, не выходить за их рамки. Об этом можно рассказать на примере перехода улицы на зеленый свет. Даже если нет машин и пустая дорога, все равно надо соблюдать правила, ждать зеленого сигнала для пешеходов. Это юридическая культура, в идеале. Но если законы соблюдены, то должен быть здравый смысл: если светофоры не работают, можно переходить дорогу, когда угодно, но по переходу.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Ахмадеева А.В. Теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91.
3. Борисова С. Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств // Юридическая психология. 2015. N 4. С. 25–28.
4. Бурнашев Г. А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 117-120. - URL https://moluch.ru/archive/234/54256/ (дата обращения: 10.12.2019).
5. Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников. - Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2.
6. Глухов Д.Н., Кошутина Е.В. Формирование сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса школы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №10-2.
7. Гурин В. Е. Дифференцированный и индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе нравственного воспитания // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. М.; Краснодар, 2008.
8. Ефимова Е. А. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии // Молодой ученый. - 2017. - №10. - С. 417-419. - URL https://moluch.ru/archive/144/40314/ (дата обращения: 11.12.2019).
9. ЖидкоблиновМ. А. Основной принцип дисциплинирования. М., 1999.
10. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся [Текст] / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. – Красноярск: КГУ, 2006. С.30-45.
11. Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 248 с.
12. Канунникова Н. Г. К вопросу об управлении деятельностью органов внутренних дел и правовом воспитании их сотрудников // Административное право и процесс. 2015. N 10. С. 30–33.
13. Качалкин В.М. Правовое воспитание современной российской молодежи: проблемы и приоритеты// Электронный научный журнал «ГосРег». 2017. № 4.
14. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8–е изд. СПб.: Питер, 2012, с. 420.
15. Кирсанов А.И., Петрошенко А.И. Правовое воспитание старших школьников: состояние и проблемы совершенствования // Право и образование. 2014. № 5.
16. Клименко А. В. Моральная природа и обусловленные ею функции правовой идеологии // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 21–27.
17. Муртазалиев М. М. Трансформации правовой культуры в процессе модернизации российского общества: дис … канд. социолог. наук. М., 2016, с. 207.
18. Музальков А. В. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. Елец, 2001.
19. Орехова З. Ф. Воспитание дисциплинированности учащихся на уроке. М., 2003.
20. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. - М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. - 76 с.
21. Петрошенко А.И. Анализ современных научных подходов к правовому воспитанию школьников // Право и образование. 2013. № 11.
22. Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: монография. М., 2016, с. 192.
23. Пинт А. О. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Свердловск, 2005.
24. Раскин Л. Е. Влияние детского коллектива на воспитание сознательной дисциплины. М., 1998.
25. Серебряков А.Г. Изучение представлений педагогов колледжа о воспитании сознательной дисциплины учашихся // ИТС. 2011. №4.
26. Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся [Текст] / Л.Д. Соломенко // Практика административной работы в школе. – 2003. – №3. – С.54-58.
27. Тихонравов Ю.В. Основы философии права : учеб. пособие [Текст] / Ю.В. Тихонравов. – М. : Вестник, 2003.
28. Усманова Е. Ф. Понятие и особенности коммуникативной функции правовой культуры // Наука и современность. 2014. № 27. С.292–296.
29. Усманова Е. Ф. Правовая этика как элемент правовой культуры общества // Символ науки. 2016. № 1–3. С.170–172.