Введение
1 Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников
1.1 Общая характеристика экологической культуры
1.2 Особенности экологической культуры младших школьников
1.3 Методы и средства формирования экологической культуры младших школьников
2 Экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 3-го класса во внеклассной деятельности
2.1 Исследование исходного уровня экологической культуры учащихся 3-го класса
2.2 Внеклассная работа по формированию экологической культуры учащихся 3-го класса
2.3 Эффективность формирования экологической культуры учащихся 3-го класса во внеклассной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования связана с необходимостью изменения концептуальных основ функционирования современной российской школы, направленных на повышение качества экологического образования, формирование экологической культуры нового поколения, способного осознавать ценность природы, понимать взаимосвязь человека и окружающей среды, активно участвовать в природоохранной деятельности.
В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Условия современного экологического кризиса воздвигли экологию в ранг общепланетарной науки, где экология человека и экология природы органически взаимосвязаны. Проблемы взаимоотношения человека, общества, природы на сегодняшний день выходят на первоочередные позиции, требующие неотложного решения. Выход из кризиса предполагает не только широкое социально-экономическое, политическое, правовое преобразование в обществе, но и качественное изменение отношения людей к природе посредством их экологического образования.
Экологическое образование совершенно справедливо рассматривается не как составная часть образования, а как новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации. В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением в развитии системы образования. Оно заслуживает особого внимания в контексте научного подхода к решению современных проблем, связанных с нарушением экологического равновесия.
В настоящее время многие авторы, анализируя результаты обучения в школе как начальной, так средней и старшей, говорят о том, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся недостаточный. Причин этому может быть множество, однако, важно понять, в каких направлениях необходимо работать учителям для получения необходимого результата.
Несмотря на актуальность формирования экологической грамотности у учащихся, исследований, посвященных данной проблеме недостаточно. Отдельные вопросы формирования экологической грамотности у учащихся начальной школы рассмотрены в работах З. А. Клепининой, Е. С. Кузнецовой, Ю. И. Чигоревской и др. Формированию основ экологической грамотности у учащихся на средней ступени образования посвящены работы А. Г. Захаровой, Н. В. Ипполитовой, В. А. Самковой и др.
Цель работы – провести исследование формирования экологической культуры учащихся 3-го класса во внеклассной деятельности.
Объект исследования – экологическая культура младших школьников.
Предмет исследования – формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной деятельности.
Задачи:
– дать общую характеристику экологической культуры;
– определить особенности экологической культуры младших школьников;
– выявить методы и средства формирования экологической культуры младших школьников;
– провести исследование исходного уровня экологической культуры учащихся 3-го класса;
– разработать и провести внеклассную работу по формированию экологической культуры учащихся 3-го класса;
– определить эффективность формирования экологической культуры учащихся 3-го класса во внеклассной деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении экологической культуры младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования для формирования экологической культуры младших школьников.
Структура работы. Исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Абушаева З.Т. Развитие креативности младших школьников в процессе экологического образования // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 12. – С. 78-81.
2. Арсентиева С.Н. Системный подход в экологическом воспитании и развитии младших школьников // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – С. 40-44.
3. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 172.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М., 1995. – 147 с.
5. Курносова С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2008. – № 2 (55). – С. 42-47.
6. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 4. – С. 387-390.
7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004. – 320 с.
8. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учеб. пос. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
9. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А., Вестернина Ю.В., Федорова О.А. Эколого-образовательный проект «Птицы в нашем городе» / под ред. Е.Е. Морозовой; учеб. пособие для учащихся начальной и средней школы. – Саратов, 2012. – 36 с.
10. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Ларионов О.И. Эколого-образовательный проект «Сохраним природу родного края»: учеб. пособие для учащихся. – Саратов, 2011. – 78 с.
11. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Мой зеленый друг»: учеб. пособие для учащихся начальной школы. – Саратов, 2010. – 48 с.
12. Насибуллина О.А. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция с международным участием. Ответственный редактор Н.П. Несговорова. – 2014. – С. 107-108.
13. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 101 с.
14. Подоляк Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 57-60.
15. Саушкина И.А. Экологическое воспитание в начальной школе // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 10. – С. 165-167.
16. Соколова Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. …канд. пед. наук. – Курган, 2008. – 213 с.
17. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: дис. …д-ра пед. наук. – Карачаевск, 1997. – 316 с.
18. Тюмасева З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию. – Челябинск: Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. 1989. – 83 с.
19. Урсул А.Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы. – 2006. – №7. – С.28-33.
20. Юсупхаджиева Т.В. Формирование экологической культуры у старших школьников и младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2010. – № 4. – С. 10-13.
21. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М., 2000. – 456 с.