Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), - классы, а ведущей формой обучения является урок.
Эта форма обучения совершила революцию в системе образовании, она дала возможность массового обучения с наименьшими затратами ресурсов. Недаром ученые-педагоги всего мира посвятили ей свои фундаментальные труды, подвергая тщательному анализу все достоинства и недостатки.
На сегодня классно-урочная система обучения - это лидирующая система организации школьного образования во многих государствах мира. Ее жизнеспособность на протяжении нескольких веков говорит о ее высокой продуктивности, доступности и лояльности к изменениям.
Многие учителя ищут оптимальный метод преподавания, и стараются обеспечить благоприятные внешние условия обучения для всех учащихся, и, таким образом, не дать проявиться тем качествам, которые могут привести к пробелам в усвоении знаний, к отставанию. Однако такой подход, хотя и позволяет учащемуся успешно овладевать учебным материалом, не дает в полной мере развиться его индивидуальности, т.к. не нацеливает на поиск своих, соответствующих его индивидуальным особенностям универсальных способов деятельности, применяемых в разных условиях и на разном содержании.
Эти противоречия возникли очень давно, но серьезно тормозить процесс развития российского образования они стали только в последние годы. Это происходит в связи со сменой целевых установок при переходе от знаниевой парадигмы к компетентностной.
Тем не менее, классно-урочная система не является непреодолимым препятствием на пути создания системы личностно-ориентированного обучения. Более того, условия классно-урочной системы способствуют многообразию проявления личности ученика (например, в общении).
Поэтому требуется комплексное решение проблемы индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы, которое позволит раскрыть как дидактический, так и методический ее аспект.
В значительной мере эта проблема решается при создании индивидуализированного обучения посредством интеграции традиционной системы образования и современных образовательных технологий и технологических приемов.
Научная проблема состоит в поиске путей интеграции современных технологий обучения и традиционной образовательной системы, позволяющих обеспечить учащимся индивидуальное развитие личностно значимых качеств и особенностей.
Объект исследования - классно-урочная система обучения.
Предмет исследования - выявление особенностей классно-урочной системы обучения в условиях современной школы.
Цель курсовой работы – проанализировать суть, методы и перспективы развития классно-урочной системы обучения в условиях современной школы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность классно-урочной системы обучения;
2) рассмотреть становление и развитие классно-урочной системы обучения в историческом аспекте;
3) проанализировать психолого-педагогические условия классно-урочной системы обучения;
4) рассмотреть использование ИКТ-технологий на уроках как эффективный способ повышения качеств знаний;
5) предложить перспективы развития классно-урочной системы обучения в современных школах.
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, анализ нормативных документов; моделирование и проектирование учебно-познавательного процесса для решения проблемы индивидуального развития учащихся.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Формирование классно-урочной системы обучения как основной формы обучения
1.1. Понятие и сущность классно-урочной системы обучения
Во все времена перед школой стояла важнейшая задача: не просто усвоение учащимся каких-то дисциплин, но и воспитание, формирование его как личности для дальнейшего самоопределения и адаптации в обществе. Успешная реализация поставленных задач была только в том случае, когда взаимодействие учителя и учеников представляло собой целенаправленную сформированную систему обучения, обеспечивающую единым развитием научные дисциплины и навыки самостоятельной работы.
Понимание организации классно-урочной системы обучения, ее сути сводится к тому, что ученики одного возраста и уровня развития составляют класс. И этот класс на протяжении всего периода обучения сохраняет свой постоянный состав. Основная форма занятий системы – это урок, имеющий четкую организованную структуру и временные рамки. Традиционно один урок отделяется для конкретного предмета или темы, где всю работу учащихся курирует учитель. И он же будет принимать окончательное решение об успеваемости по своему предмету отдельно каждого ученика [7, с. 23].
В общей схеме организации классно-урочной системы четко выделяют вертикальное и горизонтальное соединение классов.
Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно - временные (часть учебного курса - один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными.
Горизонтально - один возле другого - располагаются классы, работающие по одним и тем рабочим планами программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев, и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами.
Классно урочная система (как система) возникла на рубеже XVI-XVII веков, хотя ее отдельные элементы существовали гораздо раньше, еще в ранних классовых обществах, например в Древнем Египте. Впервые классно-урочная система была описана в «Великой Дидактике» Яна Амоса Коменского.
Выдающие ученые - педагоги советской дидактики И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев, выделили следующие «характерные признаки классно - урочной системы»:
- постоянный состав учебных групп учащихся;
- учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;
- строго определенное расписание учебных занятий;
- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
- ведущая роль учителя в организации учебно-воспитательной работы и последовательное изучение преподаваемого им учебного предмета [12, с. 98].
Задатки классно-урочного обучения можно найти в истории древних цивилизаций. Например, в Древней Греции, афинская и спартанская школа воспитания. Там поступление в школу предусматривалось определенным возрастом, и процесс обучения шел по заранее установленному плану, а учащихся периодически группировали для совместных занятий. Также какие-то элементы данной системы наблюдались и в монастырских школах в Средние века.
Имея ряд социально-экономических предпосылок, классно-урочная система постепенно образовывалась как замена индивидуальному обучению. На стыке XV и XVI веков в Европе возникла потребность иного подхода к образованию. Первые шаги в построении классно-урочной системы обучения были сделаны Ф. Меланхтоном (1528 г.) в немецких учебных заведениях. Он поделил школу на классы с определенной учебной программой и планом обучения в каждом. Это дало основу формированию последующей системы.
Теоретическое обоснование системы, разработка и ее усовершенствование принадлежат Я. А. Коменскому (1592-1670 гг.), который воплотил в жизнь ее принципы, организовывая школы в Чехии и Польше. В своих трудах «Великая Дидактика» и «Законы благоустроенной школы» он обобщил и подытожил большой опыт педагогики, дав первоначальные очертания классно-урочной системы обучения. Эти работы были опубликованы не сразу, тем не менее, они смогли вызвать широкий резонанс в обществе и первоначально были признаны в некоторых западных странах. Сегодня труды чешского педагога являются основополагающими в научной педагогике и переведены на многие языки мира [2, с. 64].
К XIX веку классно-урочная система обучения Коменского завоевала всеобщее признание и утвердилась как одна из ведущих систем школьного образования во всем мире.
Исторически групповой способ обучения известен достаточно давно, но именно при классно-урочной системе удалось добиться высоких результатов успеваемости учащихся как единой группы.
Основные признаки классно-урочной системы:
- Выделяются две группы людей, которые учат - учителя, и которые учатся – ученики.
- Учебный процесс разделяется на специализированные дисциплины, каждая из которых изучается в отдельности.
- Обучающиеся распределяются на одновозрастные учебные группы - классы, с постоянным составом.
- Вся учебная группа одновременно изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом.
Имеется согласованное расписание, общее для всего класса, которое содержит информацию о начале и завершении занятий, количестве предметов на каждый день, их длительности и времени отдыха между ними.
Важной единицей всего образовательного цикла является урок. В классно-урочной системе обучения требования к нему определяются принципами учебного процесса, целями и поставленными задачами.
Все требования сводятся к трем основным пунктам:
- Дидактические (образовательные) включают в себя: информацию, использование новейших технологий, творческий подход, сочетание различных методов и форм проведения, чередование коллективной работы с самостоятельной, обратная связь.
- Воспитательные - построение отношений с учащимися (внимательность и заинтересованность в успеваемости), воспитание общечеловеческих ценностей и положительных качеств.
- Развивающие требования - это культивирование интереса к учебной деятельности и творческой активности, определение уровня развития детей и разработка дальнейших шагов развития [17, с. 308].
Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время.
Учебный материал структурирован по годам обучения.
Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков.
Для класса определено время начала и окончания занятий.
Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.
Учебный материал распределен учеными по годам обучения в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей. Определенная тема изучается несколько лет с углублением и расширением материала. Цикличность обучения важно для прочного усвоения знаний, умений, навыков.
Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:
- Решение задач.
1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2012 г.
2. Бондарчук Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – 3-е изд., стереотип / Е. И. Бондарчук. – К. : МАУП, 2012. – 168 с.
3. Васин Е.К. О смешанном обучении на основе функционирования деятельностного треугольника // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-smeshannom-obuchenii-na-osnove-funktsionirovaniya-deyatelnostnogo-treugolnika (дата обращения: 06.12.2019).
4. Васин Е.К. Смешанное обучение на основе функционирования деятельностного треугольника, реализуемое в естественно-научном кластере дисциплин общеобразовательной школы (педагогический и технологический аспекты): монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 278 с.
5. Джуринский А.Н. Инновации и перспективы классно-урочной системы в России и за рубежом // Сибирский педагогический журнал. 2014. №5.
6. Дубровина И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Сфера, 2000. – 528 с.
7. Карпович Д. И. К 21 Модели организации классно-предметного обучения в городских и сельских школах: методическое пособие / Д.И. Карпович. Красноярск: КК ИПК, 2014. – 68 с.
8. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // КНЖ. 2015. №3 (12).
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
10. Любимов Л. Л. Войти в эпоху просвещения. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. -311 с.
11. Маркова, А.К.Формирование мотивации учения/А.К.Маркова, Т. А. Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 2010.-192с.
12. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков – М. : Эгвес, 2010. – 176 с.
13. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2017 г., №6.
14. Розов Н. Х. Инновации в общеобразовательной школе и педагогическом образовании. М.: МАКС Пресс, 2008. - 14 с.
15. Самсикова Н.А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 234-236.
16. Сидоров С.В. Формы и системы организации обучения. Классно-урочная система [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-106 (дата обращения: 07.12.2019).
17. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 672 с.
18. Фирсов В., Семенов А. Школьная математика в Россиии // е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. Выпуск №2 [2009].
19. Филатова О. М. Типология форм обучения// Известия ПГПУ. Сер. Общественные науки. – 2008. – №7. с. 157 - 158.
20. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2017 г., №2.
21. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2018. - 208с.
22. Энбом Е.А. Использование дидактического потенциала интерактивной доски на занятиях по высшей математике как способ оптимизации образовательного процесса // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 140-145.