ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты бизнес – планирования и организация деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и задачи бизнес-планирования и организации деятельности малого предприятия
1.2 Структура и содержание бизнес - плана
1.3 Порядок разработки плана маркетинга и финансового плана
Глава 2 Анализ деятельности предприятия малого бизнеса ООО "Мастер – плюс"
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Мастер-плюс"
2.2 Существующая практика бизнес-планирования и развития ООО "Мастер-Плюс"
2.3 Анализ внешний и внутренней среды ООО «Мастер-плюс»
Глава 3 Разработка Бизнес – плана для малого предприятия ООО «Мастер-Плюс»
3.1 Разработка разделов бизнес-плана (план маркетинга и финансовый план)
3.2 Экономический эффект от внедрения бизнес-плана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современных условиях продолжающегося становления рыночной экономики вопросы эффективного функционирования большинства российских предприятий приобретают особую актуальность ввиду стремительного развивающихся кризисных явлений как на макро-, так и на микроуровнях. Низкие темпы эффективности и рентабельности российских предприятий во многом связаны с высоко степенью нестабильности внешней среды, ее политизированностью ввиду санкционных отношений России со многими странами. В этой связи, детальное исследование такой процедуры банкротства, как «внешнее управление» приобретает особую значимость, поскольку данная процедура является ключевой процедурой всего конкурсного процесса. Внешнее управление может применяться к предприятию-должнику в том случае, если существует реальная возможность восстановить его платежеспособность.
Планирование само по себе не гарантирует успеха. Но планирование может обеспечить немало важных и благоприятных факторов для предприятия. Современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно–исследовательской и проектной работы. Бизнес-план – многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно - управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
Степень разработанности темы. Выбранная тема исследования объединяет проблемы бизнес-планирования и управления инновационной деятельностью. Теоретические и методологические положения бизнес-планирования представлены в трудах отечественных и зарубежных авторов: Александрова О.А., Грибалев Н.П., Ковалева А.М. Молотков Ю. И. Парасоцкая Н.Н. . Савчук В.П.
Цель работы-разработка бизнес плана для предприятия малого бизнеса на материалах ООО «Мастер-Плюс». В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бизнес планирования в развитие предприятия малого бизнеса
- проанализировать деятельность предприятия малого бизнеса ООО "Мастер-Плюс"
- разработать бизнес-план для предприятия малого бизнеса ООО "Мастер-Плюс".
Предмет исследования-бизнес-план.
Объект исследования- ООО "Мастер-Плюс".
В исследовании использовались методы теоретического исследования, системного, сравнительного, коэффициентного и статистического анализа, планирования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа содержит в себе введение три главы, заключение, список литератур и приложение
Глава 1 Теоретические аспекты бизнес – планирования в деятельности малого предприятия
1.1 Сущность и задачи бизнес-планирования организации деятельности предприятия
Последние годы предпринимательская деятельность набирает обороты, в связи с этим понятие бизнес план заняло важное место в мировой практике. Понятие бизнес - план произошло от английского словосочетания «business plan» представляет собой описание предполагаемой предпринимательской деятельности. Многие ученые в своих работах раскрыли понятие бизнес плана. По мнению М. М. Алексеевой бизнес-план – это юридический документ, включающий в себя программу предпринимательской деятельности, в которой аргументированы необходимость и выгода этой деятельности [1].
Таким образом, бизнес - план – это один из важнейших инструментов, помогающих предприятию определить средства для достижения результата и достичь желаемого. И. Ю. Бринк и H. A. Савельева приводят в своей работе очень схожее определение бизнес-плана. Они представляют бизнес-план, как подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые необходимо достичь предприятию [2].
Из высказываний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения.
Бизнес планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат[3, c 10];
безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
Сущность бизнес-планирование на предприятиях заключается в том, что:
бизнес-планирование выступает как непрерывный процесс принятия управленческих решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия; определяются стратегия и политика их достижения: разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих самые различные аспекты развития экономики предприятия;
реализация выбранной альтернативы происходит на основе решений, принимаемых сегодня;
бизнес имеет дело с выбором возможной альтернативы развития из множества вариантов;
исходной посылкой бизнес-планирование являются принципы единства, участия, непрерывности, гибкости, точности, позволяющие обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы группы лиц (собственников, менеджеров, администрацию региона, и т.д.); в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, следующих из отдельных направлений деятельности предприятия, бизнес-планирование подразделяется по горизонту на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.[13, c 67]
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Нормативно-правовые акты
1.Коснтитуця Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О бухгалтерском учете"// СПС Консультант Плюс
3.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Научная и учебная литература
1.Абчук В.А. Коммерция / В.А. Абчук. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 473 с
2.Александрова О.А. Бюджетирование в торговых организациях //Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - № 9. – С. 11-21
3.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ. / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 456с.
4. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:учеб. пособие для вузов/ под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: Юнити-Дана,2014. – 471 с.
5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2016. – 576 с.
6. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива,2016. – 576 с.
7. Бизнес-план. Методические материалы / Р.Г. Маниловский, Л.С.Юлкина, Н.А. Колесникова. - М.: Инфра-М,, 2013. - 254 с.
8.. Бизнес-план: Отечественный и зарубежный опыт. Современнаяпрактика и документация / Под общ. ред. В.М. Попова. - М.: Инфра-М, 2017.- 263 с.
9. Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 670 с.
10. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И.Ляпунова. - М.: Дело, 2014. - 672 с.: ил.
11. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М.Степнова. - М.: Дело, 2014. - 240 с.: ил.
12. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.:Ника-Центр, 2016. – 324с.
13. Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. - СПб.:Нева, 2013. - 279 с.
14. Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. /И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. - Ростов-на-Дону, 2014. - 378 с.
15. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для вузов. - М.:Экзамен, 2017. - 639 с.
16. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. - М.:Инфра - М.: Инфра-М,, 2016. - 392 с.
17. Вичурский Д.И. Предпринимательство: развитие,государственное регулирование, перспективы: Учебное пособие. - М.:Перспектива, 2013. - 331 с. 104
18. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 45реальных образцов бизнес-планов. / Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. - М.Инфра-М,, 2014. - 864 с.
19. Грачева М.В. Анализ проектных рисков / М.В. Грачева. - М.:Финстатинформ, 2017. – 445 с.
20. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Бизнес,2013. - 428 с.
21. Грибалев Н.П., Экономика предпринимательства. - СПб.:Перспектива, 2017. - 158 с.
22. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: Инфра-М,2016. - 159 с.
23. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять /Г.П. Дтоунз. – М.: Международные отношения, 2016. – 356с.
24. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. - М.:Бух. учет, 2017. - 351 с.
25. Иванов С.И. Риски в деятельности торговой организации /С.И.Иванов // Консультант. - 2017. - №2. – С.35-41.
26. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин.– Мн.: Новое знание, 2016. – 3-е изд., стереотип. – 635 с.
27. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. Учебное пособие / С.А. Каплина. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 416с.
28. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состоянияпредприятия. - 2 изд., пераб., доп. - М.: Центр экономика и маркетинга, 2018.- 188 с.
29. Ковалев В.В., Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.:Инфра-М, 2017. - 352 с.
30. Ковалева А.М. Финансы фирмы: Учебник / Ковалева А.М.,Лапуста М.Г., Скамой Л.Г.. - М.: Инфра-М, 2016. - 416 с
31. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно - метод. пособ. - М.: Экзамен, 2014. - 319 с. 105
32. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений: Учебноепособие. - М.: Инфра-М, 2016. - 272 с.
33. Милехина Л.А. Повышение эффективности управления предприятием на основе совершенствования бизнес-процессов: Дис. … канд.эконом. наук / Саратовский гос. ун-т / Саратов, 2014. – 145 с.
34. Молотков Ю. И. Менеджмент: Учебно- методический комплекс для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2016. - 219 с.
35. Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник / А.И. Муравьев.- СПб: Проспект, 2013. – 692 с.
36. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности / Л.В. Осипова,И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 623 с.
37. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / под.ред. проф. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 450 с.
38. Парасоцкая Н.Н. Оборот оптовой торговли, его оценка и перспективные направления / Н.Н. Парасоцкая // Финансы. – 2017. – № 14. – С. 6-8.
39. Пелих А.С. Бизнес-план или «Как организовать собственный бизнес». Анализ. Методика. Практикум / А.С. Пелих. - М.: Экономика, 2014.- 256 с.
40. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 247 с.
41. Савчук В.П. Анализ и разработка инвестиционных проектов /В.П. Савчук, С.И. Прилипко, Е.Г. Величко. - Киев: Эльга, 2013. – 325 с.
42. Семенов, В.М. Экономика предприятия / В.М.Семенов, И.А. Баеви др. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2016. – 421с.
43. Слепнев Д. М. Анализ практики бизнес-планирования в сфере фармацевтического производства: Дис. … канд. мед. наук / Санкт Петербурск.ун-т / СПб, 2017. – 164 с.
44. Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц [Электронныйресурс] / С.В. Леонтьев, П.Н. Ткаченко / Фирма «РОЭЛ Консалтинг». Режим доступа: www.cfin.ru/press/afa/ 98_1_197-209.pdf.
45. Финансовый бизнес-план: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова - М.: Инфра-М, 2014. - 480 с
46.Фомичёва Л.П. Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации, начиная с 2017 г. - Система ГАРАНТ, 2017 г
47.Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. – 240с
48.Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие д/вузов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 384с
49.Чечевицына Я.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Феникс, 2012.
50.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 343с.