ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ
1.1. Процесс управления организацией
1.2. Инструменты и показатели эффективного управления организацией
1.3. Особенности управления организацией сферы услуг
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ»
2.1. Характеристика, организационная структура управления и основные показатели деятельности ООО «Строительство транспортных объектов»
2.2. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность управления ООО «Строительство транспортных объектов»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ООО «СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Опыт управления компаниями строительной отрасли в период экономического кризиса
3.2. Предложения по совершенствованию процесса управления в ООО «Строительство транспортных объектов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера услуг в настоящее время выполняет экономические, социальные, воспроизводственные функции, многие направления данной сферы имеют решающее значение в развитии научно-технического прогресса.
В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие сферы услуг. В 2014 году объем услуг в Российской Федерации составил 7 467 521 млн. руб., в 2015 году – 8 050 808 млн. руб., в 2016 году – 8 636 277 млн. руб. [42]. Темп роста платных услуг в последнее десятилетие имеет положительную динамику.
Следует отметить значение сферы услуг и в решении социальных задач, так как большинство предприятий данной сферы деятельности относится к малым предприятиям, на которых в настоящее время трудится около 65 % занятых в экономике граждан [52].
Предприятия сферы услуг работают на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая обостряется в связи с вступлением России в ВТО, что позволило зарубежным компаниям осваивать отечественный рынок услуг, кроме того в настоящее время значительно снижены реальные доходы населения, которое является основным потребителем услуг данных предприятий. Жесткая рыночная конкуренция требует эффективного управления предприятиями сервисной деятельности.
Вопросам управления предприятиями сферы услуг посвящены работы таких авторов, как Г.Л. Азоев [1], А.П. Градов [10], Н.В. Данилюк [12], Т.М. Коноплянник [22], И.М. Лифиц [30], Е.А. Мазилкина [34], Р.А. Фатхутдинов [48] и др. При наличии большого числа исследований по данной теме в литературе нет единой точки зрения на организационно-экономический механизм управления предприятием сферы сервиса, на сегодняшний день вопросы управления предприятиями сферы услуг являются дискуссионными. Задачи, связанные с необходимостью эффективного управления данными предприятиями, требуют углубления теоретических положений и дальнейшей разработки практических рекомен-даций.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе теоретического анализа и практического исследования сформулировать рекомендации по формированию процесса эффективного управления в ООО «Строительство транспортных объектов» на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить процесс управления организаций, выявить инструменты и показатели эффективного управления организацией;
– изучить особенности управления организацией сферы услуг;
– провести исследование процесса управления в ООО «Строительство транспортных объектов»;
Объект исследования – формирование процесса эффективного управления.
Предмет исследования – формирование процесса эффективного управления в ООО «Строительство транспортных объектов».
Объект наблюдения – ООО «Строительство транспортных объектов».
Теоретическую и методическую основу исследования составили труды отечественных ученых и специалистов по проблемам управления предприятиями услуг, материалы Государственного комитета статистики РФ, материалы и публикации периодических изданий, монографических исследований, средств массовых коммуникаций и интернет-ресурсов, отчетность предприятий сферы услуг.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; анализ организационной и финансовой документации.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность, формулируются цель и задачи, определяются объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрен процесс управления организацией, определены инструменты и показатели эффективного управления организацией, а также выявлены особенности управления организацией сферы услуг. Во второй главе приведена характеристика ООО «Строительство транспортных объектов», представлены результаты изучения организационной структуры управления и основных показателей деятельности ООО «Строительство транспортных объектов», а также проведен анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность управления ООО «Строительство транспортных объектов». В третьей главе приведен опыт управления компаниями строительной отрасли в период экономического кризиса, а также сформулированы предложения по совершенствованию процесса управления в ООО «Строительство транспортных объектов». В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. – 265 с.
2. Александрова, Н.А. Экономическая эффективность производства образовательных услуг: дис. …канд. экон. наук: 08.00.01 / Н.А. Александрова. – Кострома, 1996. – 130 с.
3. Бабаев, А.А. Управление персоналом на разных этапах жизненного цикла организации (на примере модели Л. Грейнера) / А.А. Бабаев // Философия хозяйства. – 2016. – № 5 (сентябрь). – С. 224-233.
4. Бурланков, С.П. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания транспортных услуг как элемент инновационного развития / С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, А.Е. Скворцов // Общество: политика, экономика, право. – 2011. – № 3. – С. 47-52.
5. Бурцева, Т.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг / Т.А. Бурцева, Е.А. Лысова // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 9(64). – С. 46-53.
6. Вагин, С.Г. Современные концепции стратегического управления / С. Г. Вагин // Вестник Самарского государственного университета. – 2012. – №10(96). – С. 40-41.
7. Васюнина, М.Л. Государственное (муниципальное) задание как но-вый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит. – 2010. – № 18 (402). – С. 38-43.
8. Воронцов, Ю.В. Особенности управления сервисными компаниями / Ю.В. Воронцов // Микроэкономика. – 2009. – № 7. – С. 151-154.
9. Горкуненко, А.А. Генезис основных аспектов теории стратегического управления корпорациями / А.А. Горкуненко // Муниципальная академия. – 2016. – № 4. – С. 77-83.
10. Градов, А.П. Экономическая стратегия фирмы / А.П. Градов. – СПб : Специальная литература, 2013. – 430 с.
11. Гусева, В.А. Жизненный цикл организации / В.А. Гусева, И.В. Чижанькова // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 3. – С. 47-54.
12. Данилюк, Н.В. Обеспечение конкурентоспособности организаций сферы услуг на основе методов управления качеством: дис. …канд. экон. наук: 08.00.05 / Н.В. Данилюк. – СПб., 2011. – 153 с.
13. Егунова, Н.В. Развитие организационной структуры предприятий на основе теории жизненных циклов / Н.В. Егунова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 13-17.
14. Железняк, Т. Какая она, ваша компания? / Т. Железняк // Персо-нал-Микс. – 2001. – № 2. – С. 63-71.
15. Захаркина, Н.В. Совершенствование инструментов стратегического планирования на основе моделирования бизнес-процессов: дисс. … канд. экон. наук: 08.05.00 / Н.В. Захаркина. – Брянск, 2006. – 176 с.
16. Ильдарова, Е.А. Управление бизнес-процессами в современных организациях / Е.А. Ильдарова // Образование и наука без границ: социаль-но-гуманитарные науки. – 2017. – № 6. – С. 100-103.
17. Клейнер, Г.Б. От теории предприятия к теории стратегического управления / Г.Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. – 2015. – №1. – C. 31-56.
18. Климович, Л.К. Основы менеджмента / Л.К. Климович. – Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. – 280 с.
19. Кляйнальтенкамп, М. Синергетический потенциал в области маркетинга промышленных товаров и услуг / М. Кляйнальтенкамп // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 1. – С. 106-109.
20. Козерод, Л.А. Методика оценки экономической эффективности бизнес-процессов организации / Л.А. Козерод. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 112 с.
21. Коноваленко, Н.П. Концепция эволюционного развития стратегического управления / Н.П. Коноваленко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. – № 5 (44). – С. 215-217.
22. Конопляник, Т.М. Развитие методов экономического управления в сфере обслуживания: На примере негосударственного сектора охранных услуг: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Т.М. Коноплянник. – СПб., 2000. – 135 с.
23. Коршунова, Е.А. Моделирование организационной структуры предприятия на различных этапах жизненного цикла / Е.А. Коршунова, А.М. Пищухин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 88-93.
24. Костюченко, Н.И. Классификация функций социальных систем: теоретические и правовые основы / Н.И. Костюченко. – Краснодар: КрУМВД России, 2016. – 350 с.
25. Костюченко, Н.И. Многозначность определения понятия «управление» в теории управления и административного права и проблемы управления социальными системами / Н.И. Костюченко // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. – 2016. – № 3(33). – С. 214-218.
26. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2003. – 1200 с.
27. Куликова, Н.Н. Типы и виды стратегий и особенности из идентификации на различных стадиях жизненного цикла организации / Н.Н. Куликова, А.Д. Петрова // Инновационное развитие. – 2017. – № 5 (май). – С. 47-48.
28. Курманова, Д.А. Особенности организации менеджмента сферы услуг / Д.А. Курманова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 216-219.
29. Лазарев, В.Н. Инновационные стратегии на этапах жизненного цикла организации / В.Н. Лазарев, Т.А. Шуленкова // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями. – 2017. – № 1. – С. 4-13.
30. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 460 с.
31. Лысова, Е.А. Разработка организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг / Е.А. Лысова // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. – 2014. – № 2 (192). – С.88-97.
32. Ляндау, Ю.В. Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Часть I / Ю.В. Ляндау. – М.: Русайнс, 2015. – 88 с.
33. Ляндау, Ю.В. Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Часть II / Ю.В. Ляндау. – М.: Русайнс, 2015. – 86 с.
34. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. – М.: Омега-Л, 2009. – 328 с.
35. Макашева, З.М. Исследование систем управления / З.М. Макашева. – М.: Кнорус, 2017. – 176 с.
36. Малахова, Ю.В. Гостеприимство как бизнес. Механизм управления в сфере гостиничных услуг / Ю.В. Малахова. – Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing is a trademark of: OmniScriptum GmbH & Co Heinrich-Bцcking, 2014. – 264 с.
37. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильям, 2017. – 800 с.
38. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. – СПб. : Питер, 2000. – 336 с.
39. Новицкая, Е.А. Особенности развития организации на каждом этапе ее жизненного цикла / Е.А. Новицкая, Е.Ю. Руднева // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – Т. 3. – № 1 (2). – С. 215-218.
40. Основы финансового менеджмента / под ред. М.В. Кузнецова, Н.Г. Сурокова. – М.: Дело, 2012. – 325 с.
41. Пасечникова, Л.В. Теоретические аспекты маркетингового управления в сфере услуг / Л.В. Пасечникова, С.В. Панкова, В.Н. Афанасьев // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 1 (137). – С. 119-125.
42. Платные услуги населению // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
43. Подмарева, М.А. Внедрение подсистемы финансового контроллинга – шаг к модернизации управленческого процесса / М.А. Подмарева // Иннов: электронный научный журнал. – 2015. – № 2 (23). – С. 12-14.
44. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лоховский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
45. Рыбаков, М. Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из ненадежных элементов / М. Рыбаков. – М: ИКАР, 2015. – 380 с.
46. Семенова, В.В. Особенности комплексной стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации / В.А. Семенова, М.С. Левшина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – № 1. – С. 15-19.
47. Тихонов, А.А. Стратегическое управление развитием предприятия в контексте эволюции теории стратегического управления / А.А. Тихонов // Перспективы науки. – 2013. – № 7 (46). – С. 98-103.
48. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркетинг, 2012. – 892 с.
49. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
50. Шаститко, А.Е. Структурные альтернативы оценки качества корпоративного управления / А.Е. Шастико, Т.А. Радченко // Российский журнал менеджмента. – 2014. – Т. 8. – № 2. – C. 3-20.
51. Щедpовицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедpовицкий. – М.: Школа культурной политики, 1995. – 759 с.
52. Экономика России, цифры и факты. Часть 14 Сфера услуг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/10567-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-14-sfera-uslug.