Федеральная служба охраны (далее - ФСО РФ) является федеральной структурой, а говоря еще конкретнее, это уникальный орган исполнительной ветви власти. На практике ему предоставлены права по охране президента страны, министров, прочих высокопоставленных чиновников. ФСО России имеет право осуществлять оперативно-розыскную работу и обеспечивать спецсвязь правителей страны. Также структура имеет право приобретать различные виды вооружений.
Еще в 16-м столетии Артаманов Матвей Сергеевич призвал создать силовые формирования, которые должны были заниматься исключительно охраной царя и приближенных самодержца. Со временем данная государственная служба развивалась, и уже в эпоху советской власти было сформировано так называемое Девятое управление Комитета госбезопасности. После распада СССР подразделение получило преемника в виде Главного управления охраны РСФСР, ставшего, в свою очередь, в 1996 году ФСО. Оценка деятельности этого силового органа сегодня, как и ранее, проводится по нескольким критериям, но в любом случае основным показателем является сохранение жизни и здоровья своих подопечных, а также секретности той информации, которая должна быть доступна лишь узкому кругу лиц. Первым руководителем службы ее был генерал-лейтенант Крапивин.
Из всего сказанного выше становится понятным, что каждый сотрудник ФСО имеет определенный спектр своих функций.
Цель работы – рассмотреть деятельность Федеральной Службы Охраны РФ.
Цель определяет задачи:
- рассмотреть правовые основы деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации;
- охарактеризовать задачи и функции органов Федеральной службы охраны Российской Федерации;
- рассмотреть структуру и виды деятельности органов Федеральной службы охраны Российской Федерации;
- выделить объекты охраны Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между государством и обществом в процессе осуществления ФСО своей деятельности.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие деятельность, задачи и принципы ФСР.
Нормативной базой курсовой работы является Конституция РФ , ФЗ «О государственной охране» и другие нормативные правовые акты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
1.1 Правовые основы деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации
Конституция Российской Федерации - основной закон, которым руководствуется в своей работе ФСО. Что это значит на практике? Это говорит об абсолютной легитимности подразделения и соответствующей протекции по отношению к нему со стороны государства. Также существует Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 27.02.2018) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» , который, в свою очередь, позволяет регулировать различные «точечные» вопросы, такие как, например, поступление в учебное заведение этого ведомства, носящего название академии.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» органы государственной охраны вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность только в целях государственной охраны, то есть только для обеспечения безопасности объектов государственной охраны, перечень которых определен в данном ФЗ.
Являясь основным законом РФ, Конституция РФ является нормативным актом, который является не только непосредственным основанием осуществления государственной охраны, но и той базой, в соответствии с которой принимаются законы и подзаконные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения в области государственной охраны.
Во-первых, Конституция РФ, как основной закон определяет принципы построения законодательства РФ. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. Во-вторых, Конституция РФ определяет объем прав и обязанностей каждого из граждан, пределы осуществления данный прав, а также случаи и порядок их ограничения со стороны государства.
В-третьих, Конституция РФ определяет компетенцию отдельных ветвей власти РФ и порядок их взаимодействия.
Как источник правовых норм в области государственной охраны Конституция, в частности, ст. 91 определяет, что Президент РФ обладает неприкосновенностью .
Федеральный закон «О государственной охране», как правовой акт, на основании которого осуществляется государственная охрана, является, по своему содержанию, специальным законом, закрепляющим основные положения в области государственной охраны, определяющим ее назначение, принципы и органы, непосредственно исполняющие данную функцию.
В частности, ст. 1 данного Закона закрепляет основные понятия, используемые в законе, а ст. 3 - принципы, на основании которых осуществляется государственная охрана.
Регулируя отношения, возникающие между субъектами, вступающими между собой во взаимодействие при реализации функции государственной охраны, рассматриваемый закон, как специальный правовой акт, определяет объекты государственной охраны, государственные органы, к компетенции которых отнесено исполнение данной функции, а также объем прав и обязанностей субъектов, осуществляющих государственную охрану. В частности, данный закон содержит правовые нормы, регулирующие порядок и условия применения сотрудниками органов, осуществляющих государственную охрану, физической силы, специальных средств и оружия.
Под другими федеральными законами, на основании которых осуществляется государственная охрана, следует понимать иные, не специальные законы, содержащие отдельные нормы права, регулирующие отношения в области государственной охраны, либо устанавливающие в данной области определенные правила. Например, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» . В соответствии с п. «в» ст. 9 указанного закона, «сотрудники органов государственной охраны подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации».
В соответствии со ст. 15 федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» «федеральные органы государственной охраны могут привлекаться к участию в проведение контртеррористических операций».
Часть 1 ст. 45 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» , определяет, что «прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства».
Ряд положение о государственной охране содержится и в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» , федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» , федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
К иным нормативным правовым актам РФ, на основе которых осуществляется государственная охрана, относятся указы Президента, постановления правительства, положения, содержащие соответствующие нормы права. Например, Указ Президента РФ от 19 июня 1996 г. № 938 «О Федеральной службе охраны Российской Федерации», которым Главное управление охраны Российской Федерации переименовано в Федеральную службу охраны Российской Федерации; «Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации», утвержденное указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.
К числу актов, содержащих положения относительно осуществления государственной охраны, следует относить и отдельные распоряжения. Например, Распоряжение Президента РФ от 12 мая 2003 г. № 243-рп «О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга», согласно которому «в целях обеспечения безопасности глав иностранных государств и правительств и других объектов государственной охраны, а также защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга, определен комплекс дополнительных охранных мер».
К международным договорам РФ относятся договоры РФ с иностранными государствами в области осуществления государственной охраны. Например, согласно договору «О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом» (Минск, 4 июня 1999 г.), стороны участники соглашаются о выполнении взаимных запросов на проведение оперативно-розыскных действий, которые также отнесены к компетенции Федеральной службы охраны РФ.
Как видно из содержания статьи 2 Федерального закона «О государственной охране», данный перечень нормативных актов не является конкретным и исчерпывающим. То есть, фактически, государственная охрана осуществляется на основе правовых норм, входящих в законодательную базу РФ и регулирующих отношения, возникающие при реализации функции государственной охраны.
Кроме того, рассматриваемая статья предусматривает, что такими основаниями являются и условия (положения), включенные в международные договоры РФ, тем или иным образом касающиеся государственной охраны.
Таким образом, правовая основа деятельности органов государственной охраны представляет собой совокупность отдельных правовых норм, институтов, а также конкретных правовых актов. В целом, Государственная охрана, как функция уполномоченных на ее осуществление государственных органов, в первую очередь представляет собой деятельность определенных государственных органов (лиц, являющихся служащими, работниками данных органов).
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 07.03.2018)// «Собрание законодательства РФ», 27.05.1996, № 22, ст. 2594,
3. Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25.07.1998 № 128-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3806.
4. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019)// «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, № 11, ст. 1146.
5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018)// «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4472,
6. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017)// «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, № 17, ст. 1455,
7. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 799,
8. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017)// «Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, № 50 (часть 4), ст. 6952.
9. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// «Собрание законодательства РФ», 24.02.2014, № 8, ст. 740.
10. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 27.02.2018) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, № 32, ст. 3314.
Учебная и научная литература
11. Административное судопроизводство: Практикум: Учебное пособие / Под ред. В.В. Яркова, К.А. Малюшина. – М.: Статут, 2016. – С.89
12. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. – С.33
13. Кобяков А.В. Структура правосознания военнослужащих федеральной службы охраны России. Развитие военной педагогики в XXI веке Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. 2017. С. 307-311.
14. Мансуров Э.М. Противодействие коррупции в органах федеральной службы охраны. Пермский период Сборник материалов III международного фестиваля курсантов, студентов и слушателей. 2016. С. 250-252
15. Мизеров В.В. Академии федеральной службы охраны российской федерации 50 лет. Вопросы кибербезопасности. 2016. № 3 (16). С. 2-3.
16. Митрахович В.А., Кобяков А.В. Сущность правосознания военнослужащих федеральной службы охраны российской федерации. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 260-265
17. Репетуха К.М. противодействие коррупции в органах федеральной службы охраны. Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2018. С. 266-269
18. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов (3-е издание, переработанное). — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017.
19. Трифонова Т.А. Юридические проблемы охранной деятельности (на примере федеральной службы охраны). Пролог: журнал о праве. 2017. № 4 (16). С. 27-31
20. Чернышева Н.А., Коробицын А.С. Академия федеральной службы охраны российской федерации: этапы большого пути. Техника радиосвязи. 2016. № 1 (28). С. 113-121