Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования повышения педагогической культуры родителей посредством взаимодействия педагогов и семьи
1.1 Специфика взаимодействия педагогов и семьи
1.2 Особенности использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и семьи в целях повышения педагогической культуры родителей
1.3 Опыт работы современных педагогов по повышению педагогической культуры семьи
Глава 2. Анализ нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и семьи как условие повышения педагогической культуры родителей
2.1 Понятие педагогической культуры родителей
2.2 Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия с педагогами
Заключение
Список литературы
Тема, анализируемая в курсовой работе, «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и семьи – условия повышения педагогической культуры родителей».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только при условии партнерских отношений между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Часто педагоги останавливаются только на одной форме взаимодействия педагогов и родителей - родительских собраниях [9, с. 71].
Поддержка важна ребенку на любом возрастном этапе его становления. Так как процесс воспитания достаточно трудный, а также объемен и разносторонен, родители также за короткий срок времени обязаны овладеть свежими познаниями и умениями в воспитании собственного очень быстро взрослеющего ребенка. Не всегда родители имеют все шансы автономно осмыслить необходимость самостоятельно осознать необходимость смены направленности воспитания ребенка, а также найти информацию о воспитании и эффективно применить их на практике. Поэтому им нужна помощь со стороны специалиста, который смог бы объяснить особенности периодизации развития ребенка и стать отличным педагогом в процессе помощи воспитании ребенка со стороны родителей. Такая помощь носит характер развития и повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Исследованием проблем формирования, повышения и совершенствования педагогической культуры родителей занимались такие педагоги и ученые, как Р.А. Анисимова, Н.Н. Буланова, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, И.Д. Ладанов, Р.В. Овчарова, Ю.Е. Алешина, Л.С. Алексеева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, А.Д. Кошелева, Н.Н. Стрельникова и др.
Объект исследования - повышение педагогической культуры родителей.
Предмет исследования – нетрадиционные формы взаимодействие педагогов и семьи как условие повышения педагогической культуры родителей.
Гипотеза исследования: гипотезу исследования составило предположение о том, что процесс формирования и функционирования педагогической культуры родителей будет успешным при условии, если:
- каждый социальный институт создает условия для реализации внутреннего воспитательного потенциала родителей в решении проблем семейного воспитания;
- учитываются психолого-педагогические условия эффективности формирования педагогической культуры родителей, которые заключаются в:
- наличие соответствующих установок и ценностных ориентаций у родителей, направленных на коррекцию своих взаимоотношений с ребенком;
- проявление волевых, эмоциональных усилий с целью преобразования себя, ломки сложившихся стереотипов в процессе семейного воспитания;
- готовности получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии.
Цель курсовой работы – проанализировать нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и семьи по повышению педагогической культуры родителей.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть специфику взаимодействия педагогов и семьи;
2) рассмотреть особенности использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и семьи в целях повышения педагогической культуры родителей;
3) проанализировать опыт работы современных педагогов по повышению педагогической культуры семьи;
4) раскрыть понятие педагогической культуры родителей;
5) проанализировать повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия с педагогами
Глава 1. Теоретические аспекты исследования повышения педагогической культуры родителей посредством взаимодействия педагогов и семьи
1.1 Специфика взаимодействия педагогов и семьи
Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист оказывает педагогическую помощь воспитателям в установлении контакта с родителями воспитанников, выявлении их трудностей, положительного опыта [1, с. 76].
Необходимое условие эффективности педагогического процесса - это повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Понятие «взаимодействие» включает в себя педагогическое влияние и собственную активность, проявляющаяся в соответствующих представлениях или опосредованных влиянием на педагога и на себя самого (самовоспитание).
Взаимная активность воспитателей и воспитанников в педагогике обозначается терминами: педагогическое взаимодействие, педагогическое сотрудничество, педагогическое партнерство.
Взаимодействие - это своеобразное воплощение связей, взаимоотношений между людьми, которые, решая общие задачи, взаимно влияют, дополняют друг друга и достигают успеха в решении поставленных задач. Естественно, что изменения претерпевают и субъекты, и те объекты, на которые направлено взаимодействие [15, с. 209].
Педагогический процесс - динамическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.
Педагогическое взаимодействие своеобразно: его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей. Задача заранее предусматривают изменение состояния, преобразования свойств и качеств воспитанников. Поэтому можно констатировать, что педагогический процесс является процессом, в котором социальные идеи превращаются в качество личности. Если технические приемы, которые использует учитель, полны высоких стремлений гуманистического отношения к школьникам и направлены на развитие их личности, то педагогическое взаимодействие приобретает действенность.
Учебно-воспитательный процесс - многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что нельзя сводить педагогический процесс только к педагогическому воздействию учителя на учащихся. Итак, можно сделать вывод, что педагогическое взаимодействие является необходимым условием педагогического процесса [11, с. 22].
Педагогическое взаимодействие-процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип.
Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам, «воспитуемым» [18, с. 96].
Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых - дидактическое, воспитательное и социально-педагогические взаимодействия [3, с. 58].
В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей.
1. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]/ М.Г. Агавелян, Е.Ю Данилова; под ред. О. Г. Чечулина. – М.; Издательство Сфера, - 2009. - 128с.
2. Анненкова, Н.В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики[Текст] /Н.В. Анненкова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2009. - №91. - С.64-70.
3. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования [Текст]: коллективная монография/ Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных. -М.; - Новосибирск: ЦРНС, 2010– 58с.
4. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2001- 10с.
5. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей [Текст]/Е.П.Арнаутова// Управление ДОУ. - 2002. - № 4. – С.55 – 66.
6. Белоногова, Г.Е., Хитрова Л.А. Педагогические знания – родителям [Текст] /Г.Е.Белоногова, Л.А.Хитрова// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82 - 92.
7. Брусянина Е. Ю. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 453-455.
8. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей[Текст]/ Т.А. Данилина// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С.86-89
9. Дашидоржиева, Б. В. Учитель и семья в творческом развитии школьников [Текст] /Б. В. Дашидоржиева//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №12. - С.71-73.
10. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. М.: ТЦ Сфера, 2012.
11. Зверева О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2005. – 80с.
12. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: Метод. пособие 3-е издание / О.Л. Зверева. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 128с.
13. Калинина, Ю.В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентного подхода работы детского сада и семьи [Текст] // Материалы международной заочной конференции, Челябинск, 28-29 сентября 2011г. / Уральский Государственный Пед. Университет; сост. Ю.В.Калинина [и др.]. – Челябинск: [б. и.], 2011. - 294с.
14. Ким, Т.К. Формы просвещения родительской общественности [Текст] / Т.К. Ким // Ученые записки университета Лесгафта. - 2013. - №12. - С.77-81.
15. Кощиенко, И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема[Текст] / И.В.Кощиенко // ЗПУ. - 2011. - №1. - С.209-212.
16. Концедайлова, О.А. Семья и образовательное учреждение [Текст] / О.А. Концедайлова// Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. - 2013. - №3. - С.58-60.
17. Семейный и родительский клубы в детском саду .Методические рекомендации/ Под редакцией Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
18. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛинкаПресс, 2007.
19. Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов/ Сост. Т.В.Цветкова.- С.: ТЦ «Сфера», 2013.