Введение
1 Теоретико-методологическая характеристика понятия конфликт
1.1 Теоретические подходы к определению природы конфликта
1.2 Причины и последствия конфликтов в процессе коммуникации
2 Особенности конфликтов в процессе коммуникации на примере АО Почта России
2.1 Характеристика организации «АО Почта России»
2.2 Внутриорганизационные конфликты организации в процессе коммуникации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение В Анкета
Конфликты имеют неблагоприятные последствия для коммуникаций. Это неудовлетворенность людей, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда, отсутствие желания работать и сотрудничать в будущем, формирование образа врага, сворачивание взаимодействия и общения с конфликтующей стороной и увеличение враждебности, стремление к победе любой ценой вместо действительного разрешения проблемы. Поэтому любой конфликт крайне нежелателен, и его не следует допускать, а уж если он все же возник, нужно уметь его разрешить.
Степень научной разработанности. Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру.
Первым обратил свой взгляд на социальный конфликт Аристотель. Определенные мысли относительно природы и разрешения конфликта присутствуют в философских системах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.
Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом, который считал его основой деления общества на классы и экономической борьбы между нимиp.
Термин "социальный конфликт" введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его "спором". Он считал конфликт универсальным явлением, а бесконфликтное общество недееспособным. По его мнению, чем острее конфликт, тем сплоченнее становятся группы, которые конфликтуют. Чем меньше острота конфликта, тем вероятнее, что он выполняет интегрирующую функцию в обществе.
Американцы Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт как дисфункцию отдельных структур в социальной системе.
Л. Козер считает конфликт важнейшим элементом социального взаимодействия, который способствует укреплению или разрушению социальных связей. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями.
Объект исследования конфликт в процессе коммуникации
Предмет исследования конфликты в коммуникации, их особенности, причины и последствия конфликтов.
Цель исследования изучить конфликты в коммуникации, их особенности, причины и последствия конфликтов.
Задачи:
- изучить теоретическую основу понятия «конфликт»;
- изучить причины и последствия конфликтов в процессе коммуникации ;
- изучить внутриорганизационные конфликты на примере АО Почта России;
- провести анализ конфликтов в процессе коммуникации в организации.
Гипотеза исследования: конфликт является одним из способов взаимодействия между людьми, формирует препятствия в процессе коммуникации , делает акцент на уже существующих проблемах , тем самым мешает совершенствованию внутриорганизационных отношений и механизмов управления.
1.1.Теоретические подходы к определению природы конфликта
Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества, поэтому неудивительно, что изучение конфликтов – тема, которая привлекает внимание многих ученых.
Толкотт Парсонс трактовал конфликт как социальную аномалию, как фактор, который дезорганизует и дестабилизирует жизнь. Главная задача общества состоит в предупреждении конфликтов и поддержании бесконфликтных отношений между его элементами. На уровне социальной системы такую функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. С развитием общества все меньшее становится причин для возникновения конфликтов.
П. Блау выделил четыре основных вида вознаграждений в отношениях обмена: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. При этом самое высокое вознаграждение получают обладатели власти. Поэтому социальные группы, как правило, организованы по принципам иерархии власти, престижа, одобрения и богатства. Эти властные отношения создают в группах две противоположные силы: стремление к интеграции и тяготение к оппозиции и конфликту. Самый вероятный источник конфликтов – дисбаланс в отношениях обмена, нарушающий взаимные нормы и нормы справедливости. Этот дисбаланс вытекает из неравного отношения некоторых ассоциаций к обладанию ценными ресурсами. Тем не менее, конфликт П. Блау рассматривал как источник изменений, уточнения норм и ценностей.
Рэндал Коллинз пояснил, что его внимание к конфликту не имеет идеологической подоплеки; т. е. он не начинал с политического взгляда о том, хорош или плох конфликт. Напротив, он заявлял, что конфликт как предмет исследования был выбран на том реалистическом основании, что представляется, возможно, единственным центральным процессом социальной жизни. В основании выдвигаемой и отстаиваемой им конфликтологической парадигмы покоятся четыре взаимосвязанных теоретических постулата:
- центральной особенностью любой социальной системы как организации является стратификация, представляющая собой специфический вид и определенную степень неравенства групп и индивидов в их доминировании друг над другом;
- причины происходящих в обществе процессов и изменений нужно искать в интересах групп и индивидов, прежде всего, для поддержания доминирующих позиций или уклонения их от доминирования других;
- кто и что выигрывает в этой борьбе, зависит от контролируемых ресурсов, включая материальные, для осуществления принуждения и экономических расчетов, а также ресурсов для социальной организации и формирования эмоций и идей;
- движущая сила социального изменения – конфликт, действующий так, что длительные периоды стабильного доминирования чередуются с интенсивными эпизодами мобилизации групп, вступающих в конфликтное противоборство друг с другом.
Ален Турен характеризует современное общество как классовое общество с глубокими социальными конфликтами. Конфликт рассматривается в контексте общественных отношений.
Конфликты могут исследоваться на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. На всех уровнях можно выделить две стратегии взаимодействия конфликтующих сторон. Экспериментально эти стратегии выявлены прикладной психологией, как стратегия «сглаживания» и стратегия, ориентированная на интеграцию.
1 Стратегией «сглаживания», которая является ведущей идеей в тренинговом подходе. Участники оснащаются способами-навыками эффективного поведения, слушания, говорения в уже случившемся конфликте. Основное – это не поиск противоречия, а изменение отношения к факту переживания в конфликте и его последствий;
2 Стратегией, ориентированной на интеграцию. Она открывает принципиально новые возможности анализа конфликта на основе ясного и открытого выявления всех различий, вычленения наиболее существенных противоречий, уяснения используемых понятий, схем, теоретических конструкций и т.д., а также раскрытия технологий принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях.
Немецкий социолог Георг Зиммель является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта.
1. Г.Зиммель // О природе и сущности конфликта. URL: https://infopedia.su/7xb4cc.html ( дата обращения 12.10.20)
2. Л.Козер // Теория конфликта URL: https://studme.org/138045 (дата обращения 12.10.20)
3.Причины и последствия конфликта // Конфликтология URL: https://studme.org/49678/psihologiya/teoreticheskie_podhody_issledovaniyu_konflikta ( дата обращения 15.10.20)
4.Протекание конфликта в коммуникации // Последствия конфликта URL: https://studme.org/59117/menedzhment/negativnye_posledstviya_konflikta
(дата обращения 15.10.20)
5.Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М. :ЮНИТИ, 2018. 560 с.
6. Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. М. : Флинта, 2016. 210 с.
7. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. М. : ЮНИТИ, 2017. 46-56 с.
8. Бородкин Ф. М., Коряк И. М. Внимание: конфликт. Новосибирск. : Норма, 2019. 34-43 с.
9. Вебер М. Избранные произведения. М. : Просвещение.2016.
10. Веренко И.С. Конфликтология. М. : Swiss. 2019.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. : Просвещение, 2016. 23 с.
12. Войкунский А.А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. М. : Прогресс, 2015. 56 с.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. М. : Просвещение, 2018.
14.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта//Социологические исследования. 2019. № 5. С.144.
15. Дмитриев А А., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. М. : Просвещение, 2020. 98 с.
16. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М. : Просвещение, 2016. 298-302 с.