Конфликт в общем смысле – это крайняя степень противоречий между двумя или несколькими субъектами. Он характеризуется столкновением интересов, взглядов, целей, позиций участников события и, как правило, сопровождается негативными эмоциями.
В результате, существует мнение, что социальный конфликт – это нежелательное явление, которого нужно, по возможности, избегать и которое необходимо немедленно разрешать в случае его возникновения.
Социальный конфликт – это источник развития и существования любого общества. Термин «социальный конфликт» означает столкновение сторон, спор, ссора, разногласие, вражда.
Под социальным конфликтом следует понимать противоборство социальных субъектов. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние.
В современном обществе, для которого характерны обострения социальных противоречий и глубокие кризисные состояния, социальные конфликты отличаются острым и напряжённым характером. Они формируются в самых разнообразных областях жизни общества: политической, социально-экономической, духовной, национальной и, в независимости от своей направленности, все являются социальными конфликтами.
Конфликт в организации – это разного рода противоречия в отношениях членов коллектива, имеющие крайнюю степень обострения. Игнорировать такие ситуации крайне опасно. Поэтому очень важно научиться управлению конфликтами. Существует два возможных варианта разрешения социального конфликта: в первом случае конфликт носит функциональный характер, а во втором – дисфункциональный. Функциональный характер конфликта приводит к повышению эффективности организации за счёт формирования спокойного, психологически устойчивого микроклимата, и возможен при компетентном и грамотном управлении конфликтом. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Объект исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 160» города Нижнего Новгорода.
Предмет исследования – система управления социальными конфликтами в данном учреждении.
Цель данной работы – провести анализ системы управления социальными конфликтами в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 160» и разработать рекомендации по совершенствованию этой системы.
Для достижения указанной цели мной были поставлены следующие задачи:
изучить феномен социального конфликта, как неотъемлемую часть взаимодействия людей в обществе;
выявить специфику социальных конфликтов в сфере образования;
исследовать систему управления социальными конфликтами в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 160»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления социальными конфликтами в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 160».
Литература, представленная по данной теме, довольно разнообразна. В данной работе были использованы книги как отечественных авторов (А. Я. Анцупов, Ю. Г. Бузаджи, А. В. Дмитриев, А. Н. Кошелев, А. В. Морозов, В. И. Чупров и др.), так и зарубежных (М. Х. Мескон, Гр. Дж. Скотт и др.), внесших существенный вклад в исследование темы данной работы.
Наиболее объективное и полное представление о социальных конфликтах было встречено в работах В. И. Чупрова, М. А. Осиповой «Социология управления» и А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова «Конфликтология». В данных работах рассматриваются различные подходы к определению конфликта, описываются позитивные и негативные функции социальных конфликтов, а также особое внимание уделяется их классификации. В работе Ю. Ф. Лукина «Конфликтология: управление конфликтами» анализируются стратегии преодоления социальных конфликтов. Ю. Г. Бузаджи в своем исследовании «Диагностика социально-трудового конфликта в сфере образования: проблема выбора методов» определил основные специфические черты социальных конфликтов, возникающих в сфере образования, а также выявил основные методы их предупреждения.
Результаты исследований этих авторов послужили теоретической базой данной курсовой работы.
Методы исследования: библиографический, социологический, логический, приемы описания, сравнения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ
1.1. Конфликт: понятие, социальная природа, причины, функции
В процессе социального взаимодействия происходит смена различных состояний, которая сопряжена с противоречиями. На их основе возникают проблемы, реализация которых нуждается в управлении. Если возникшую проблему не решать, то противоречие перерастет в социальный конфликт.
Конфликт – это категория, которая отражает форму развития противоречия, когда возникшие в нём противоположности превращаются в крайности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг друга и осознания необходимости его разрешения.
Конфликт – это несогласие сторон, которые могут быть представлены индивидами и (или) группами людей [4, с. 11].
В ходе конфликта одна сторона пытается отстоять свою точку зрения, свои позиции и мешает это делать другой стороне.
Психологи обычно рассматривают конфликт как неотъемлемое условие взаимодействия людей, в основе которого лежат существенные противоречия и различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Социологи утверждают, что конфликт, являясь проявлением общения людей, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения [1, с. 25].
В литературе понятие «конфликт» трактуется неоднозначно, а иногда и противоречиво. Рассмотрим этимологию этого слова. Итак, слово конфликт (лат. conflictus) переводится как столкновение. Таким образом, понимание конфликта, основываясь на исходном значении этого термина, должно включать действие, которое ориентировано на столкновение противоборствующих сторон.
В отечественной научной литературе наиболее полное и точное определение конфликта дал Рифат Габдулхакович Шайхутдинов, который выделил несколько способов использования понятия «конфликт»:
конфликт как объект исследования;
конфликт как область специализации научных методов;
конфликт как механизм, который искусственным путем создается для интенсификации мышления и деятельности;
конфликт как эталон, который позволяет увидеть то, что невозможно разглядеть при нормальном течении дел [4, с. 23].
Однако это определение не отражает основной сути и всех главных отличительных черт конфликта. Остановимся на основных общеметодологических понятиях конфликта, отражающих его сущность:
а) конфликт – ситуация, возникающая в тот момент, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное проведение другой;
б) конфликт – поведение, основным направлением которого является поражение, ослабление или подавление своего оппонента;
в) конфликт – противоречие между людьми;
г) конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона старается добиться принятия своих взглядов и помешать другой доказать свои идеи;
д) конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами;
е) конфликт – столкновение противоположно направленных тенденций в сознании отдельно взятой личности, в межличностных взаимоотношениях людей или групп, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [4, с. 29].
Просуммировав приведенные выше высказывания, можно определить социальный конфликт следующим образом: динамически сбалансированное воздействие, которое осуществляется двумя или более субъектами социальных взаимосвязей на основе несовпадения их интересов, целей, методов и способов их достижения.
Субъекты конфликта – это отдельные индивиды или группы людей, имеющие свои личные интересы, несовпадающие с целями оппонента. В зависимости от степени участия в конфликте, выделяют следующих участников конфликта:
• основные участники – это главные действующие лица на арене – оппоненты;
• группа поддержки – это люди, имеющие возможность коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход;
• другие участники – это люди, которые могут лишь оказать эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта [3, с. 38].
Предмет конфликта – это существующая или воображаемая проблема или ситуация, посредством которой стороны вступают в противоречие.
Объект конфликта – ресурсы организации (человеческие, социальные, материальные, духовные, организационные), ценности, интересы, приоритеты [6, с. 378].
Социальный конфликт связан с отсутствием согласия, что препятствует нормальному социальному взаимодействию. Он приводит к нарушению равновесия системы общественных отношений, распаду структур, социальной конфронтации и противоборству.
Вместе с тем в самом взаимодействии между людьми имманентно присутствует конфликт. Соперничество, конкуренция, соревнование, противостояние – это формы конфликтного взаимодействия. Не случайно конфликт часто рассматривают как способ взаимодействия. Поэтому он перманентно присущ обществу. Общество находится в постоянном изменении, развитии, а любое изменение вызывает конфликт между старым и новым, между сложившимися и новыми ценностями, интересами, нормами. Достичь полного согласия, согласования всех интересов и ценностей невозможно. Определенные противоречия будут существовать всегда. Вопрос заключается в том, как наилучшим образом преодолеть существующие противоречия.
Но конфликт заложен и в управленческую деятельность как противоречие между субъектом и объектом управления. Управленческое воздействие часто вызывает если не противодействие, то, по крайней мере, недовольство или негативную реакцию. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов в процессе управленческой деятельности:
противоречие интересов: начальник – подчиненный противоречие интересов: работодатель – наемный работник противоречие интересов, связанных с разными социальными статусами; противоречие интересов, связанных с инновационными рисками [12, с. 64].
Таким образом, социальные конфликты являются способом социальных взаимодействий, придавая им как негативную, так и позитивную направленность. Как форма противоречия конфликт выполняет важную социальную функцию источника развития. В результате его преодоления происходит переход социальной системы в новое качественное состояние. Поэтому управление конфликтом предполагает две цели воздействия: во-первых, направленного на регулирование конфликтного взаимодействия для предотвращения его перерастания в острую форму; во-вторых, с целью использования противоречия, лежащего в основе конфликта как источника развития.
Г. Спенсер, рассматривая конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его необходимым условием борьбы за выживание, элементом естественного отбора; К. Маркс, развивая теорию классовой борьбы, считал конфликт неизбежным этапом развития классовых противоречий, источником революционного преобразования общества; М. Вебер считал его основой социальной борьбы; по мнению Р. Дарендорфа, который связывал природу конфликта с неравенством социальных позиций, конфликты развивают общественные отношения, нужно только уметь ими управлять; Л. Козер определял социальный конфликт как позитивное явление, отражающее устремление социальных групп и индивидов в борьбе за объективные цели: власть, доходы, сферы влияния [12, с. 65].