Курсовая работа|Теория коммуникаций

Особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2020 | Страниц: 40

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 Теоретические основы коммуникации преподавателей и студентов

1.1 Основные социологические подходы к изучению феномена коммуникации

1.2 Особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения

2 Анализ коммуникации преподавателей и студентов в различных форматах обучения

2.1 Удовлетворенность преподавателей и студентов дистанционным обучением в период пандемии COVID-19

2.2 Сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Программа социологического исследования

Актуальность темы исследования заключается в том, что в наши дни во всем мире сложилась сложная обстановка, обусловленная пандемией коронавируса. В связи с этим людям пришлось адаптироваться к новым жизненным реалиям. Данная проблема неизбежно коснулась и сферы образования.

Перед всей системой образования встала задача за очень короткое время разработать принципиально новые методы и подходы к осуществлению образовательной деятельности, которые помогли бы значительно увеличить качество образования и доступ к нему всех студентов. Одной из важнейших задач системы образования на сегодняшний день является предоставление всем студентам свободного и открытого доступа к

образованию с учетом его возможностей, способностей и потребностей.

Автоматизация обучения является главным приоритетом деятельности на сегодня. Кроме того, учебные заведения, эффективно использующие современные образовательные технологии, стабильнее и успешнее других в конкурентной среде и привлекательнее на рынке образовательных услуг.

Текущий уровень информационного развития и коммуникационных технологий говорит о реальной возможности создания в XXI веке глобальной удаленной системы образования, последующее развитие которой должно привести к созданию в будущем единой системы образования для всего мирового сообщества, включая и тех участников, которые по тем или иным причинам, даже после выхода из пандемии коронавируса не смогут иметь свободный доступ к традиционным формам образования.

Степень научной разработанности. Коммуникацию в процессе обучения изучали различные исследователи. Основные ведущие методические и психолого-педагогические концепции были сформулированы в работах следующих выдающихся ученых: Выготского Л.С., Гальпериной П.Я., Щербы Л.В., Шатилова С.Ф. а также Жана Пиаже, Дерека Раунтри и др. [1].

Сами принципы системы и организации учебной деятельности были обоснованы и сформулированы в работах Щукина А.Н., Леонтьева А.А., Полат Е.С., Господарик Ю.П., Митрофановой О.Д., Костомарова В.Г., Акишиной А.А., Каган О.Е. и Молчановского В.В. [2].

Интересным и важным в данной работе является рассмотрение концепций организации профессионально-образовательного пространства личности, которые разрабатывали Деркач А.А., Каганова А.Б., Шадрикова В.Д., Зеер Э.Ф., Левина Г.М., Платонова К.К., Хавронина С.А. и другие. Также важны положения о личностно ориентированном образовании в работах Зеер Э.Ф., Розина В.М., Андреева В.П., Бондаревской Е.В., Вербицкого А.А., Серикова В.В., Вяткина Л.Г., Левиной Г.М., Пассова Е.С.

Важно обратить внимание на концепции разработки учебно-методического обеспечения образовательной среды, над которыми работали: Белова И.А., Бедова Л.В., Гаврилова Е.Л., Щенникова С.А., Белоусова В.М., Вымятина В.М., Воробьева Г.Г. [3].

Активно развивающимся направлением информатизации образования является создание 5 информационно-образовательных сред образовательных организаций и отрасли в целом, обеспечивающих системную интеграцию информационных и коммуникационных технологий в образовательную среду и повышение эффективности и качества образовательного процесса, личностное развитие обучаемых, их изучают Захарова И.Г., Зенкина С.В., Лобанова Е.В., Лобачев С.Л. и др.

Сами принципы создания мультимедийных курсов и перспективы их использования были сформулированны в работах Азимова Э.Г., Щукина А.Н., Звягинцева В.А, Фадеева С.В. , Руденко-Моргун О.И., Тихонова А.Н., Крюковой О.П., Горелова И.Н., разработках Егорова A.M., Кедровой Г.Е. [4]

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что аспект коммуникации между преподавателями и студентами активно изучается представителями разных областей научного сообщества, что свидетельствует об актуальности его изучения.

Объект исследования – коммуникация, как социальный феномен.

Предмет исследования – особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.

Цель исследования – выявить особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы коммуникации преподавателей и студентов;

- определить особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения;

- выявить удовлетворенность преподавателей и студентов дистанционным обучением в период пандемии: качество, удобство и каналы коммуникации;

- провести сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения.

Гипотеза исследования: на основании исследований, изученных в рамках выявления особенностей коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения можно выявить, что не смотря на имеющиеся достоинства, дистанционное обучение имеет ряд недостатков, таких как: снижение активности студентов во время практических и лекционных занятий, ухудшение получения обратной связи преподавателем, нарушение вербальной коммуникации и сложности, обусловленные техническими проблемами. Все эти проблемы существенно затрудняют коммуникацию между преподавателями и студентами, снижая её эффективность.

Теоретическая основа исследования. Для рассмотрения основных вопросов касающихся коммуникации между преподавателями и студентами теоретическую основу составили труды следующих ученых: Щукина А.Н., Леонтьева А.А., Полат Е.С., Господарик Ю.П., Митрофановой О.Д., Костомарова В.Г., Акишиной А.А., Каган О.Е. и Молчановского В.В.

Методологическую базу составили принципы объективности, научности, системного подхода в изучении особенностей коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.

Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившегося Институтом образования НИУ ВШЭ в два этапа: 1 этап проходил с марта по апрель 2020, 2 этап с мая по июнь 2020 года. На первом этапе было опрошено 10 938 студентов, а на втором 24 428.

Методы исследования. В процессе работы был проведен анализ теоретического и практического материала по теме данного исследования, выявлено мнение студентов по поводу дистанционного формата обучения во время пандемии, а также сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения.

Научная новизна данной работы заключается в том, что было выявлено мнение студентов по поводу дистанционного формата обучения во время пандемии, а также проведен сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может послужить рекомендательной основой для дальнейшего изучения особенностей коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.

Структура курсовой работы из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников

1 Теоретические основы коммуникации преподавателей и студентов

1.1 Основные социологические подходы к изучению феномена коммуникации

Социальные коммуникацию являются привлекательной сферой изучения для представителей различных научных дисциплин. Это связано с тем, что коммуникация является неотъемлемой частью повседневной деятельности каждого человека. В связи с этим термину «коммуникация» даётся множество различных определений. Первый тип определений данного термина связан с различными классификациями и типологиями коммуникативных средств, а второй с процессами передачи информации от человека к человеку в процессе коммуникации. Существует еще третий тип, который обращает внимание на то, что коммуникация в обществе имеет особое значение в процессах обмена информацией с целью влияния на человека или социальные группы. Наиболее явно и подробно данный тип определений раскрывается в различных теориях массовой коммуникации.

Все эти направления имеют очень важное значение, поскольку именно с них началось изучение социальной коммуникации в рамках различных междисцплинарных исследований, которые включали в себя герменевтику, семиотику, аналитическую философию и другие направления. С течением времени система коммуникации индивидов постоянно претерпевает различные изменения, что несомненно отражается в новых методологических подходах. В рамках данной работы будет целесообразно рассмотреть различные социологические подходы, которые внесли вклад в изучение феномена коммуникации.

Наиболее интересными в данной сфере являются работы Герберта Маршалла Маклюэна [5]. Он был канадским философом, филологом, социологом и теоретиком в области массовых коммуникаций. Главным интересом для него было современное социальное пространство и взаимодействие индивидов в нём. Он уделял большое внимание коммуникации и делал на ней акцент, поскольку считал, что именно средства коммуникации являются факторами, которые определяют коммуникацию в обществе и представляют самостоятельную реальность. Он разработал свою концептуальную модель развития общества, в основу которой заложил типы и способы коммуникации между людьми [6]. А также создал свою теорию типов коммуникаций, которым он присвоил звание формообразующей силы всякой культуры и причины эволюции общества.

Следующий выдающийся и влиятельный ученый американский социолог Теодор Ньюкомб также изучал тематику коммуникации между людьми [7]. Он разработал теорию коммуникативных актов и создал социально-психологическую модель коммуникации, которая определяет что успешность процесса коммуникации зависит от следующих аспектов:

1. Отношений между коммуникаторами;

2. Отношений коммуникаторов к предмету общения и стремления к симметрии.

То есть, если есть совпадение отношений между индивидами, то они будут стремиться к совпадению общности относительно предмета общения. В случае несовпадения отношения участников разговора друг к другу они не смогут построить совпадающее отношение к предмету обсуждения.

Ньюкомб был сторонником интеракционистского подхода, суть которого заключается в исследовании коммуникации в тесной связи с феноменом взаимодействия. Еще одним видным ученым является социолог Джордж Герберт Мид [8]. Он является представителем теории символического интеракционизма. В его понимании коммуникация представляет собой не просто и не столько реакцию, но некоторую субъективную осмысленность и направленность на окружающих. При этом процесс взаимодействия представляет собой непрерывный диалог, в котором люди изучают, оценивают и осмысливают намерения других и некоторым образом реагируют на собеседников. Джордж Мид проводит принципиальное различие между просто «действием» и «социальным действием». Поскольку социальный мир является миром символов, то в процессе коммуникации символы приобретают дополнительное, очень важное значение. Умение «принять роль» собственно и делает человека социальным субъектом, а успешность коммуникации заключается в способности распознать символы, передаваемые в процессе общения.

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 1. М. : Директ-Медиа, 2018. 546 с.

2. Щукин А.Н. Теория и практика обучения языкам. М. : Филоматис, 2016. 480 с.

3. Кишкель Е.Н. Совершенствование методики разработки образовательных программ. М. : Проспект, 2003. 153с.

4. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013. 443 с.

5. Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2013. № 4 (13). URL: http://www.strana-oz.rU/2003/4/pressa-upravlenie-posredstvom-utechki-informacii (дата обращения: 26.11.2020).

6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2018. 443 с.

7. Newcomb T. The study of consensus // Sociology today / eds.: R.K. Merton, L. Broom, S. Cottrell. N. Y., 1959. Р. 35-43.

8. Мид Д. От жеста к символу. Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. 216 с.

9. Goffman E. The presentation of self in everyday life. Garden City, N. Y., 1959. Р. 205-207.

10. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. 335 с.

11. Hall E.T. The silent language. Garden City, N. Y., 1959. 242 p.

12. Хоманс Дж. Возвращение к человеку. М.: Проспект, 1996. 540 с.

13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Проспект, 1995. 323 с.

14. Овсянников В.И. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2011. 165 с.

15. Абдуразаков М. М. К вопросу подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в современной информационно-коммуникационной образовательной среде // Информатика и образование, 2011. № 9. С. 83–85.

16. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2012. 527 с.

17. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий. М. : Эксмо, 2015. 261 с.

18. Абросимов А. Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2013. 204 с.

19. Андреев, А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании, 2014. № 6. С. 98-113.

20. Опрос студентов российских вузов об условиях дистанционного обучения // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://cim.hse.ru/covidsurvey (дата обращения: 18.03.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Звезды как медиафеномен
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 26 стр.
Курсовая Проксемика как выразительное средство кино и телевидения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 25 стр.
Курсовая Публичные коммуникации Нового времени и эпохи Просвещения
Svetlana
Курсовая работа Теория коммуникаций
2014 год 28 стр.
Курсовая Технологии коммуникативного воздействия
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское