Актуальность темы исследования заключается в том, что в наши дни во всем мире сложилась сложная обстановка, обусловленная пандемией коронавируса. В связи с этим людям пришлось адаптироваться к новым жизненным реалиям. Данная проблема неизбежно коснулась и сферы образования.
Перед всей системой образования встала задача за очень короткое время разработать принципиально новые методы и подходы к осуществлению образовательной деятельности, которые помогли бы значительно увеличить качество образования и доступ к нему всех студентов. Одной из важнейших задач системы образования на сегодняшний день является предоставление всем студентам свободного и открытого доступа к
образованию с учетом его возможностей, способностей и потребностей.
Автоматизация обучения является главным приоритетом деятельности на сегодня. Кроме того, учебные заведения, эффективно использующие современные образовательные технологии, стабильнее и успешнее других в конкурентной среде и привлекательнее на рынке образовательных услуг.
Текущий уровень информационного развития и коммуникационных технологий говорит о реальной возможности создания в XXI веке глобальной удаленной системы образования, последующее развитие которой должно привести к созданию в будущем единой системы образования для всего мирового сообщества, включая и тех участников, которые по тем или иным причинам, даже после выхода из пандемии коронавируса не смогут иметь свободный доступ к традиционным формам образования.
Степень научной разработанности. Коммуникацию в процессе обучения изучали различные исследователи. Основные ведущие методические и психолого-педагогические концепции были сформулированы в работах следующих выдающихся ученых: Выготского Л.С., Гальпериной П.Я., Щербы Л.В., Шатилова С.Ф. а также Жана Пиаже, Дерека Раунтри и др. [1].
Сами принципы системы и организации учебной деятельности были обоснованы и сформулированы в работах Щукина А.Н., Леонтьева А.А., Полат Е.С., Господарик Ю.П., Митрофановой О.Д., Костомарова В.Г., Акишиной А.А., Каган О.Е. и Молчановского В.В. [2].
Интересным и важным в данной работе является рассмотрение концепций организации профессионально-образовательного пространства личности, которые разрабатывали Деркач А.А., Каганова А.Б., Шадрикова В.Д., Зеер Э.Ф., Левина Г.М., Платонова К.К., Хавронина С.А. и другие. Также важны положения о личностно ориентированном образовании в работах Зеер Э.Ф., Розина В.М., Андреева В.П., Бондаревской Е.В., Вербицкого А.А., Серикова В.В., Вяткина Л.Г., Левиной Г.М., Пассова Е.С.
Важно обратить внимание на концепции разработки учебно-методического обеспечения образовательной среды, над которыми работали: Белова И.А., Бедова Л.В., Гаврилова Е.Л., Щенникова С.А., Белоусова В.М., Вымятина В.М., Воробьева Г.Г. [3].
Активно развивающимся направлением информатизации образования является создание 5 информационно-образовательных сред образовательных организаций и отрасли в целом, обеспечивающих системную интеграцию информационных и коммуникационных технологий в образовательную среду и повышение эффективности и качества образовательного процесса, личностное развитие обучаемых, их изучают Захарова И.Г., Зенкина С.В., Лобанова Е.В., Лобачев С.Л. и др.
Сами принципы создания мультимедийных курсов и перспективы их использования были сформулированны в работах Азимова Э.Г., Щукина А.Н., Звягинцева В.А, Фадеева С.В. , Руденко-Моргун О.И., Тихонова А.Н., Крюковой О.П., Горелова И.Н., разработках Егорова A.M., Кедровой Г.Е. [4]
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что аспект коммуникации между преподавателями и студентами активно изучается представителями разных областей научного сообщества, что свидетельствует об актуальности его изучения.
Объект исследования – коммуникация, как социальный феномен.
Предмет исследования – особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.
Цель исследования – выявить особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы коммуникации преподавателей и студентов;
- определить особенности коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения;
- выявить удовлетворенность преподавателей и студентов дистанционным обучением в период пандемии: качество, удобство и каналы коммуникации;
- провести сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения.
Гипотеза исследования: на основании исследований, изученных в рамках выявления особенностей коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения можно выявить, что не смотря на имеющиеся достоинства, дистанционное обучение имеет ряд недостатков, таких как: снижение активности студентов во время практических и лекционных занятий, ухудшение получения обратной связи преподавателем, нарушение вербальной коммуникации и сложности, обусловленные техническими проблемами. Все эти проблемы существенно затрудняют коммуникацию между преподавателями и студентами, снижая её эффективность.
Теоретическая основа исследования. Для рассмотрения основных вопросов касающихся коммуникации между преподавателями и студентами теоретическую основу составили труды следующих ученых: Щукина А.Н., Леонтьева А.А., Полат Е.С., Господарик Ю.П., Митрофановой О.Д., Костомарова В.Г., Акишиной А.А., Каган О.Е. и Молчановского В.В.
Методологическую базу составили принципы объективности, научности, системного подхода в изучении особенностей коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.
Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившегося Институтом образования НИУ ВШЭ в два этапа: 1 этап проходил с марта по апрель 2020, 2 этап с мая по июнь 2020 года. На первом этапе было опрошено 10 938 студентов, а на втором 24 428.
Методы исследования. В процессе работы был проведен анализ теоретического и практического материала по теме данного исследования, выявлено мнение студентов по поводу дистанционного формата обучения во время пандемии, а также сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения.
Научная новизна данной работы заключается в том, что было выявлено мнение студентов по поводу дистанционного формата обучения во время пандемии, а также проведен сравнительный анализ коммуникации преподавателей и студентов в разных форматах обучения.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может послужить рекомендательной основой для дальнейшего изучения особенностей коммуникации преподавателей и студентов в формате дистанционного обучения.
Структура курсовой работы из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников
1 Теоретические основы коммуникации преподавателей и студентов
1.1 Основные социологические подходы к изучению феномена коммуникации
Социальные коммуникацию являются привлекательной сферой изучения для представителей различных научных дисциплин. Это связано с тем, что коммуникация является неотъемлемой частью повседневной деятельности каждого человека. В связи с этим термину «коммуникация» даётся множество различных определений. Первый тип определений данного термина связан с различными классификациями и типологиями коммуникативных средств, а второй с процессами передачи информации от человека к человеку в процессе коммуникации. Существует еще третий тип, который обращает внимание на то, что коммуникация в обществе имеет особое значение в процессах обмена информацией с целью влияния на человека или социальные группы. Наиболее явно и подробно данный тип определений раскрывается в различных теориях массовой коммуникации.
Все эти направления имеют очень важное значение, поскольку именно с них началось изучение социальной коммуникации в рамках различных междисцплинарных исследований, которые включали в себя герменевтику, семиотику, аналитическую философию и другие направления. С течением времени система коммуникации индивидов постоянно претерпевает различные изменения, что несомненно отражается в новых методологических подходах. В рамках данной работы будет целесообразно рассмотреть различные социологические подходы, которые внесли вклад в изучение феномена коммуникации.
Наиболее интересными в данной сфере являются работы Герберта Маршалла Маклюэна [5]. Он был канадским философом, филологом, социологом и теоретиком в области массовых коммуникаций. Главным интересом для него было современное социальное пространство и взаимодействие индивидов в нём. Он уделял большое внимание коммуникации и делал на ней акцент, поскольку считал, что именно средства коммуникации являются факторами, которые определяют коммуникацию в обществе и представляют самостоятельную реальность. Он разработал свою концептуальную модель развития общества, в основу которой заложил типы и способы коммуникации между людьми [6]. А также создал свою теорию типов коммуникаций, которым он присвоил звание формообразующей силы всякой культуры и причины эволюции общества.
Следующий выдающийся и влиятельный ученый американский социолог Теодор Ньюкомб также изучал тематику коммуникации между людьми [7]. Он разработал теорию коммуникативных актов и создал социально-психологическую модель коммуникации, которая определяет что успешность процесса коммуникации зависит от следующих аспектов:
1. Отношений между коммуникаторами;
2. Отношений коммуникаторов к предмету общения и стремления к симметрии.
То есть, если есть совпадение отношений между индивидами, то они будут стремиться к совпадению общности относительно предмета общения. В случае несовпадения отношения участников разговора друг к другу они не смогут построить совпадающее отношение к предмету обсуждения.
Ньюкомб был сторонником интеракционистского подхода, суть которого заключается в исследовании коммуникации в тесной связи с феноменом взаимодействия. Еще одним видным ученым является социолог Джордж Герберт Мид [8]. Он является представителем теории символического интеракционизма. В его понимании коммуникация представляет собой не просто и не столько реакцию, но некоторую субъективную осмысленность и направленность на окружающих. При этом процесс взаимодействия представляет собой непрерывный диалог, в котором люди изучают, оценивают и осмысливают намерения других и некоторым образом реагируют на собеседников. Джордж Мид проводит принципиальное различие между просто «действием» и «социальным действием». Поскольку социальный мир является миром символов, то в процессе коммуникации символы приобретают дополнительное, очень важное значение. Умение «принять роль» собственно и делает человека социальным субъектом, а успешность коммуникации заключается в способности распознать символы, передаваемые в процессе общения.
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 1. М. : Директ-Медиа, 2018. 546 с.
2. Щукин А.Н. Теория и практика обучения языкам. М. : Филоматис, 2016. 480 с.
3. Кишкель Е.Н. Совершенствование методики разработки образовательных программ. М. : Проспект, 2003. 153с.
4. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013. 443 с.
5. Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2013. № 4 (13). URL: http://www.strana-oz.rU/2003/4/pressa-upravlenie-posredstvom-utechki-informacii (дата обращения: 26.11.2020).
6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2018. 443 с.
7. Newcomb T. The study of consensus // Sociology today / eds.: R.K. Merton, L. Broom, S. Cottrell. N. Y., 1959. Р. 35-43.
8. Мид Д. От жеста к символу. Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. 216 с.
9. Goffman E. The presentation of self in everyday life. Garden City, N. Y., 1959. Р. 205-207.
10. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. 335 с.
11. Hall E.T. The silent language. Garden City, N. Y., 1959. 242 p.
12. Хоманс Дж. Возвращение к человеку. М.: Проспект, 1996. 540 с.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Проспект, 1995. 323 с.
14. Овсянников В.И. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2011. 165 с.
15. Абдуразаков М. М. К вопросу подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в современной информационно-коммуникационной образовательной среде // Информатика и образование, 2011. № 9. С. 83–85.
16. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2012. 527 с.
17. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий. М. : Эксмо, 2015. 261 с.
18. Абросимов А. Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2013. 204 с.
19. Андреев, А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании, 2014. № 6. С. 98-113.
20. Опрос студентов российских вузов об условиях дистанционного обучения // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://cim.hse.ru/covidsurvey (дата обращения: 18.03.2020).