Введение
1 Теоретические основы изучения невербальной коммуникации
1.1 Характеристика невербальной коммуникации
1.2 Основные виды невербальной коммуникации внутри
социальных групп
2 Структура невербальной коммуникации внутри социальных групп,
возможности и ограничения данной коммуникации
2.1 Структура невербальной коммуникации внутри социальных
групп (на примере водителей)
2.2 Возможности и ограничения невербальной коммуникации
внутри социальных групп (на примере водителей)
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы и вопросы, связанные с таким важным институтом, как невербальной коммуникацией являются наиболее острыми и важными в современной жизни общества, на котором в свою очередь строятся взаимоотношения людей.
В настоящее время коммуникативные процессы обладают огромной степенью интенсивности и эффективности. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой непосредственно происходит само взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, которые позволяют создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется непосредственно в форме общения. Собственно, общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, складывающиеся в результате совместной деятельности людей. Говоря о коммуникации, важно учитывать, что на сегодняшний день наибольший интерес начинает набирать невербальное взаимодействие между людьми, что находит отражение в различных теориях.
Таким образом, можно говорить о невербальной коммуникации как организации совместной деятельности и взаимоотношении, включенных в нее людей, так можно с уверенностью отметить, что без невербальной коммуникации взаимодействие в обществе станет невозможно. Данная проблема продолжает оставаться популярной для исследования отечественными и зарубежными учеными в области социологии коммуникаций.
Степень научной разработанности. Данная тема изучалась достаточным количеством различных отечественных и зарубежных ученных. И не обошел стороной данную проблему и ученый, социолог, этнолог Клод Леви-Стросс. В своей работе «Структурная антропология» он, рассматривая
жизнь народов, которые находились на низком уровне культурного развития, выделяет особую и огромную значимость невербальных символов коммуникации и непосредственной жизнедеятельности людей [1].
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без невербальной коммуникации взаимодействие людей невозможно. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентировал внимание общественности на необходимости признания прав человека на коммуникацию, при этом включая в это понятие не только возможность обеспечения материальных, но и непосредственно духовных связуюших процесса коммуникации [2].
Первым идею о коммуникативной роли невербальных средств общения высказал российский ученый С.Л. Рубинштейн, который выдвинул положение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считали некоторые другие ученые ранее, а именно, что невербальные средства выполняют определенную актуальную функцию, а как раз таки - функцию общения [3]. Невербальная коммуникация является средством сообщения и воздействия, а также – это речь, которая лишена слов, но наполнена экспрессии.
В рамках символического интеракционизма, одного из крупнейших социологических направлений, в середине 60 годов XX в. была представлена концепция Р. Бердвистла, который одним из первых начал изучать общение с учетом различных движений тела, жестов, позы [4]. Он создал новое направление в исследовании невербальной коммуникации, которое имело название «кинесика».
Данная выше литература свидетельствует о немалом интересе к невербальной коммуникации у различного рода ученных широкого спектра дисциплин как в целом естестве, так и в отдельных конкретных формах его проявления, в главную и первую очередь, которую непосредственно и занимает социология коммуникаций.
Объектом исследования является невербальная коммуникация.
Предмет исследования – особенности невербальной коммуникации внутри социальных групп.
Цель исследования – изучение и описание особенностей невербальной коммуникации внутри социальных групп.
Задачи исследования:
- охарактеризовать невербальную коммуникацию;
- изучить основные виды невербальной коммуникации внутри социальных групп;
- определить структуру невербальной коммуникации внутри социальных групп (на примере водителей);
- рассмотреть возможности и ограничения невербальной коммуникации внутри социальных групп (на примере водителей).
Гипотеза исследования Особенности невербальной коммуникации внутри социальных групп заключатся в том, что опытные водители более активно осуществляют коммуникативное взаимодействие на дороге, нежели новички, обходящие ее стороной, а также водителям сельской местности сложнее привыкнуть к городу, нежели водителям с города наоборот.
Теоретическая основа исследования составили труды И.А. Соболевского [5], Р. Бердвистла [6], Э.Холла [7].
Методологическую базу составили принципы объективности, научности, системного подхода, принцип историзма в изучении данной темы курсовой работы.
Методы исследования. В процессе работы был проведен анализ теоретического и практического материала по теме исследования, а также пилотажное интервью, которое послужило базой для дальнейшего анкетирования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса (анкетирования) по теме «неформальыне коммуникации внутри социальных групп на примере водителей Краснодарского края (г. Краснодар и Выселковский район).
Научная новизна заключается в том, что была охарактеризована невербальная коммуникация, изучены основные виды невербальной коммуникации внутри социальных групп, определена структура невербальной коммуникации внутри социальных групп (на примере водителей), а также были рассмотрены возможности и ограничения невербальной коммуникации внутри социальных групп (на примере водителей).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение в совершенствовании различных коммуникативных ситуаций среди водителей, а также могут являться основой для дальнейшего процесса урегулирования невербальной коммуникации внутри различных социальных групп и может служить основой для дальнейшего изучения.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, двух приложений.
1 Теоретические основы изучения невербальной коммуникации
1.1 Характеристика невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, которые повсеместно используются для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, но имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система [8].
Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения, а также является дополнительным источником информации к, собственно говоря, вербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения, а наоборот. Невербальная коммуникация – это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики (позы) через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые непосредственно от другого лица [9].
Таким образом, любая коммуникация, которая осуществляется без слов, считается невербальной. Чувства так же, как и информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.
Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, который
добивается взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
- регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
- обогащать значения, которые передаются словами, направлять истолкование словесного текста;
- выражать эмоции и отражать истолкование ситуации [10].
В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Социологу необходимо уметь понимать и применять невербальные элементы общения для повышения эффективности коммуникации с респондентами и с другими людьми. Среди основных элементов невербальной коммуникации можно выделить: психологическую территорию, то есть пространство личности; жесты могут быть открытыми, закрытыми, агрессивными и, конечно, защитными. Специалист при общении с клиентом должен использовать жесты открытости и доверия. Даже если клиент закрепощен, то, скорее всего, при такой позиции консультанта он бессознательно станет менее напряженным и более открытым для разговора, что положительно отразиться на процессе взаимодействия [11].
Существуют и нейтральные жесты, позы, которые при определенных условиях в процессе коммуникации могут быть и нежелательными.
Социологу для более эффективного общения необходимо знать, к какому типу принадлежит его респондент, для того, чтобы лучше воздействовать на него или наоборот, оказывать на него влияние или просто устанавливать контакт.
Также знание элементов невербального общения поможет при контактах со своими коллегами, представителями каких-либо социальных институтов, различных организаций.
1. Структурализм и структурная антропология К. Леви-Стросса // Социальная и структурная антропология URL: https://studme.org/185215/filosofiya/strukturalizm_strukturnaya_antropologiya_le vi_strossa (дата обращения: 12.10.2020)
2. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. – 256 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2020. – 1650 с.
4. Бердвистел Рэй // Невербальное общение URL: https://psyo.su/note/vidy-i-pravila-obshcheniya-s (дата обращения: 12.10.2020)
5. Соболевский И.А. Кинетическая речь // Психология URL: https://studbooks.net/1583444/psihologiya/psihomotorika_sredstvo_obscheniya_re ch_mimika_zhesty (дата обращения: 15.10.2020)
6. Кинесика Бредвистела как средство невербального общения // Психология URL: https://yapsiholog.ru/kinesika-kak-sredstvo-neverbalnogo- obshheniya/ (дата обращения: 15.10.2020)
7. Культурная грамматика Эдварда Холла Проксемика и хронемика // Психология URL: https://present5.com/kulturnaya-grammatika-edvarda-xolla- proksemika-i-xronemika/ (дата обращения: 15.10.2020)
8. Невербальное общение: понятие, виды, составляющие, особенности
// Психология URL: https://fb.ru/article/8932/neverbalnoe-obschenie---o-chem- ono-govorit (дата обращения: 25.10.2020)
9. Коммуникация в социальной жизни общества // Психология URL: https://akademik.expert/subjects/psikhologija/samples/neverbalnaja- kommunikacija-vidy-neverbalnojj-kommunikacii/ (дата обращения: 25.10.2020)
10. Учимся понимать невербальные средства общения // Психология URL: https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnye-sredstva- obshheniya.html (дата обращения: 27.10.2020)
11. Невербальные коммуникации и эффективная деятельность социального работника // Психология URL: https://lektsia.com/1x13e2.html (дата обращения: 27.10.2020)
12. Тактильные средства общения // Психология URL: https://novainfo.ru/article/4902 (дата обращения: 27.10.2020)
13. Этикет невербального общения // Психология, социология URL: https://lektsii.org/6-65832.html (дата обращения: 27.10.2020)
14. Функции невербальных средств общения // Деловой этикет URL: https://delovoi-etiket.ru/neverbalnue/192-funktsii-neverbalnogo-obshcheniya.html (дата обращения: 27.10.2020)
15. Социально психологические особенности вербальной и невербальной коммуникации // Психология URL: https://www.yaneuch.ru/cat_15/socialno-psihologicheskie-osobennosti-verbalnoj- i/191483.2032712.page1.html (дата обращения: 27.10.2020)
16. Основные виды невербальной коммуникации // Психология URL: https://mydocx.ru/11-22053.html (дата обращения: 27.10.2020)
17. Особенности невербальной коммуникации // Психология URL: https://novainfo.ru/article/5347 (дата обращения: 30.10.2020)
18. Важность невербального общения и способы его прочтения // Психология URL: https://headlife.ru/neverbalnoe-obshhenie/ (дата обращения: 30.10.2020)
19. Невербальное общение: особенности и средства // Психология URL: http://vertclinic.ru/neverbalnoe-obshhenie-osobennosti-i-sredstva/ (дата обращения: 30.10.2020)
20. Особенности невербальной коммуникации // Психология URL: https://textarchive.ru/c-1695114-p5.html (дата обращения: 30.11.2020)
21. Структура и функции невербальной коммуникации // Психология URL: https://present5.com/neverbalnaya-kommunikaciya-sushhnost-struktura- funkcii-neverbalnaya-kommunikaciya/ (дата обращения: 30.11.2020)
22. Невербальная коммуникация, ее структура и основные элементы // Психология URL:
https://stud.wiki/psychology/2c0b65635b2ad68a4c53a88421316d27_0.html (дата обращения: 30.11.2020)
23. Структура невербальной коммуникации // Социология URL: https://lektsii.org/12-92595.html (дата обращения: 30.11.2020)
24. Выселковский район // Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/855578 (дата обращения: 03.12.2020)
25. Невербальные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения // Коммуникации URL: https://studfile.net/preview/6266798/page:12/ (дата обращения: 03.12.2020)